Piaggio Aero P180 Avanti II. Аналогов нет

Самолет получил более мощный двигатель, авионику Pro Line 21 и новый интерьер

Ciao, paisano! Если бы новый Avanti II был оборудован зеркалами заднего вида, его пилоты могли бы наблюдать, как все остальные турбовинтовые самолеты бизнес-класса постепенно отстают и исчезают за его хвостом. Обычное дело для самолета из Генуи. Avanti первого поколения, появившийся в 1990 г., тоже обгонял всех своих турбовинтовых конкурентов. Модель Avanti II, оснащенная более мощными двигателями, давшими прибавку скорости в 20-30 км/ч, только увеличила преимущество над конкурентами. По данным Piaggio Aero, при средней загрузке и стандартных условиях пилоты могут ожидать от самолета максимальной крейсерской скорости 740 км/ч на эшелоне 9400 м.
На самом деле сравнивать скорости нет смысла. Скоростное состязание Avanti II с любым другим турбовинтовым самолетом можно сравнить с преследованием Ferrari на пожарной машине. Так, например, скорость King Air 350 примерно на 150 км/ч ниже, причем этот самолет — наиболее быстрый среди имеющихся на рынке турбопропов. King Air 200GT, представляющий собой последнюю версию бестселлера Beech King Air, даже несмотря на свои новые двигатели отстает от Avanti II на 170 км/ч.
Более корректным было бы сравнение Avanti II с современными реактивными самолетами начального уровня, но ни один VLJ (реактивный самолет особо легкого класса) не способен догнать Avanti II. Ближе всего по скорости оказывается Eclipse 500, хотя и он отстает от Avanti II на 40 км/ч. Конечно, Avanti II не настолько быстр, как классические модели Learjet, но существенно превосходит самолеты Citation первого поколения. До появления модели Citation V (796 км/ч) ближайшим конкурентом Avanti II был Citation SII.
Большинство современных легких реактивных самолетов (и все средние) летают, конечно, быстрее, чем Avanti II, за исключением лишь CJ1+ — хотя и тот отстает не более чем на 20 км/ч. Однако P180 с таким же объемом салона, как у реактивного самолета среднего размера, стоит примерно вдвое меньше последнего. Поперечное сечение салона Avanti II сравнимо с сечением Citation XLS+, Hawker 750 и Learjet 60. Правда, более длинные салоны реактивных самолетов дают возможность размещения двух-трех дополнительных мест для пассажиров. Обычно бизнес-джеты среднего класса (взлетный вес в диапазоне 10-20 т) способны пролетать расстояние в 1800 км на 35-40 мин быстрее, чем Avanti II.
Между тем главный козырь Avanti II — его топливная эффективность, практически не имеющая аналогов среди используемых в бизнес-авиации самолетов с двумя турбинами и герметичной кабиной. При перелете на 1800 км он потребляет вдвое меньше топлива, чем обычный реактивный самолет средней размерности. Согласно данным справочника B&CA за май 2007 г. лишь Eclipse 500, единственный из двухмоторных самолетов с герметичной кабиной, способен показать более высокую величину количества пройденных миль на фунт израсходованного топлива Jet-A. Но сравнивать эти самолеты — все равно, что сравнивать Ducati и Ferrari.
Идея стремительной и экономичной конструкции P180 возникла еще в середине 70-х гг. ХХ века, когда разразился первый нефтяной кризис. В то время Алессандро Маццони, недавно назначенный главным конструктором компании IAM Rinaldo Piaggio, мечтал о создании самолета средних размеров для бизнес-авиации, скорость которого была бы сравнима со скоростью реактивных самолетов, а топливная эффективность превосходила бы таковую турбовинтовых машин. Концепцию Р180 он предложил в 1979 г. Маццони получил одобрение на выполнение предварительных проектных разработок, однако компании не хватило средств для завершения работ. Поэтому в начале 80-х итальянский производитель учредил совместное предприятие с корпорацией Gates Learjet, нацеленное на производство и продажу данной модели самолета. Впрочем, это партнерство просуществовало недолго и распалось в 1986 г., когда закончились средства и у самой Gates Learjet. Но Piaggio не отступилась и сумела в том же 1986 г. поднять в воздух первый Р180. Сертификат типа на него был получен в 1990 г.
К тому времени последствия нефтяного кризиса ослабли, и при наличии относительно дешевого и доступного топлива операторы бизнес-авиации бросились закупать реактивные самолеты. Неожиданно турбопропы — даже те, которые подверглись модификации и стали суперэкономичными, удобными и быстрыми, — оказались столь же устаревшими, как и одежда для отдыха, сделанная из полиэстра.
Для компании Piaggio наступили тяжелые времена. Крупномасштабные инвестиции в разработку и производство Р180 истощили ресурсы компании, вплотную подведя ее к опасной черте. Поскольку компания не выпускала больше никаких других моделей самолетов, способных обеспечить ей прибыль, в 1994 г. она попала под внешнее управление, а в 1998 г. началась процедура банкротства. К счастью, синдикаты Ferrari и di Mase учредили консорциум, который в том же году приобрел активы компании IAM Rinaldo Piaggio. После вливания новых инвестиций компания была возрождена и получила название Piaggio Aero Industries SpA. Последние 10 лет развитие компании идет по нарастающей.
Начиная с 1990 г. изменения на мировом рынке нефти и нефтепродуктов становятся основной причиной процветания компании Piaggio. Поскольку на сегодняшний день цена галлона авиационного топлива перевалила за 5 долл. и, вполне возможно, в ближайшем будущем продолжит расти, самолеты компании Piaggio, которая в течение 30 лет делала ставку на низкий расход топлива, снова становятся популярными. Их практически непревзойденная топливная эффективность заметно влияет на уровень прямых эксплуатационных расходов. Не менее важным является и тот факт, что во всем мире люди, особенно те из них, кто работает в средствах массовой информации, начинают проявлять все большую озабоченность по поводу загрязнения окружающей среды выбросами оксидов углерода и их влиянием на глобальное потепление и изменение климата. В этом отношении Avanti II занимает лидирующую позицию, до сих пор оставаясь самым "зеленым", т. е. экологичным, из всех самолетов, используемых в бизнес-авиации. Щеголять этим почетным титулом можно во многих местах, в том числе и на собраниях акционеров.
Avanti II оснащен турбовинтовыми двигателями, однако впечатляющие технологические особенности приближают его к реактивным самолетам. С момента начала производства в 1990 г. он не только остается самым быстрым и экономичным турбовинтовым самолетом в мире, но и характеризуется минимальным уровнем шума в кабине. Как правило, этот самолет летает на высоте 10000-11000 м, а при средней загрузке способен достичь эшелона FL410 (около 12500 м). Система наддува гарантирует, что давление в кабине никогда не опустится ниже давления на высоте 2000 м. Во всю ширину хвостовой части кабины располагается туалет, в котором также может устанавливаться умывальник с пресным водоснабжением. Подобно многим легким реактивным самолетам, Avanti II оборудован электрическим воздушным кондиционером испарительного типа, способным работать от наземного питания еще до запуска двигателей, что обеспечивает пассажирам комфортные условия в кабине до и после полета.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.