Покраска самолета как вид искусства

:: Aircraftstyle

Для истинных энтузиастов авиации самолет — это не только транспортное средство. Он сам по себе и объект искусства, и полотно, на котором можно творить магию. Своими инсайтами о технических и  креативных особенностях процесса покраски самолета поделились Андре Эйселе, дизайнер и владелец Aircraftstyle, и Рихардс Приедкальнс, руководитель покрасочного цеха Magnetic MRO.
 
Расскажите о самом запомнившемся проекте в вашей карьере и чем он был сложен.
 
Андре Эйселе: Для меня каждый проект — это вызов, поскольку жесткие временные рамки не дают права на ошибку. Можно назвать рутинными такие проекты, которые не меняются, например логотип 
Thomas Cook “солнечное сердце" (Sunny Heart) и тому подобные. Но и в таких проектах есть свои сложности, такие как обеспечить минимально короткие сроки и абсолютную идентичность всех элементов. Если говорить про Sunny Heart, то на первый такой проект у нас ушло три дня, в следующий раз мне удалось сократить время до девяти часов на два сердца. А всего я их нарисовал штук 28.


Что касается технических трудностей конкретно в дизайне, то поскольку фюзеляж самолета — не что иное как огромная труба, то при дизайне поверхностей нужно мыслить трехмерно. Одна из труднейших задач — это адаптировать изображения голов животных к носу самолета. С другой стороны, например, градиент цвета, который растянут на весь фюзеляж, — это командная работа и сравнительно простая. Для этого нужна отличная покрасочная бригада. Я могу повлиять только на цвет и на размещение элементов.
Что меня неизменно приводит в восторг, так это взаимодействие всей команды с результатом работы, когда мы все стоим перед уникальным произведением совместного искусства; это каждый раз потрясающий опыт.
Например, нанести изображение головы тигра или леопарда на нос B-747 или B-777, хотя форма самолета для этого совершенно не подходит, — это увлекательная затея. Чтобы такой портрет смотрелся классно с любого угла, нужно рассчитать на 100% точно расположение глаз, взгляда, это крайне важно и вызывает азарт. Никто не расскажет тебе, как это сделать, поэтому тут я позволяю волне моего 40-летнего опыта вынести меня в нужном направлении.


 
Рихардс Приедкальнс: За десятилетнюю карьеру в авиации через мои руки прошло более 450 проектов по покраске. Практически каждый из них был чем-то интересен и почти в каждом были свои сложности. Благодаря одному из них мы и познакомились с Андре: это было начало 2014 г., и мы красили Boeing 777 для Qatar Аirways. Андре поручили нанести флаг ФК Barcelona на заднюю секцию фюзеляжа, и на создание этого произведения искусства потребовалось пять дней. Я участвовал как супервайзер и помогал с декалями и изображениями, мы работали вместе, чтобы добиться превосходного результата. Самым большим вызовом было уложиться в сроки с нанесением изображения этого флага. В те годы нужно было дать ровно 130 ч на просушку базового слоя, прежде чем наносить защитный слой. И у нас оставалось пять дней на флаг — это окно, которое невозможно ни увеличить, ни отодвинуть. Если не нанести верхний слой в установленный срок, впоследствии он может начать отслаиваться. К счастью, после бессонных ночей и многих чашек кофе, под неумолимое тиканье часов работа была выполнена вовремя и результат был отличный. Вот поэтому тот проект был особым: я познакомился с Андре и участвовал в создании шедевра.

 
Какие ваши любимые самолетные ливреи — не обязательно собственного исполнения?
 
РП: Мои любимые на все времена — это две ливреи авиакомпании Brussels Аirlines: Tomorrowland и ливрея, посвященная сборной Бельгии по футболу Red Devil. Это действительно произведения искусства с сотнями различных цветов, и глядя на них, понимаешь, сколько вложено труда и таланта. Как бывший художник я чувствую и ценю это. 
Конечно, из портфолио Magnetic MRO я бы назвал три самолета А220 авиакомпании аirBaltic, с национальными флагами стран Прибалтики вдоль фюзеляжа. Для меня было большой радостью участвовать в данных проектах в качестве менеджера. В них вложено много времени и труда, и мы гордимся результатом.
AE: За последние десять лет мне повезло сотрудничать с потрясающими командами, и задачи были настолько разнообразны, что я никак не могу их сравнивать, поэтому у меня нет фаворитов.

Каковы ключевые требования и предварительные действия, которые должны учитывать клиенты, желающие получить кастомный дизайн?
 
RP: Ключ к успеху и качественной работе — не торопиться. Я всегда говорю, что клиенты должны учитывать, что покраска самолета сама по себе непростая и затратная по времени задача, а нанесение кастомной аэрографии на самолет — еще более нетривиальный проект, хотя бы из-за масштаба. Кроме того, я бы порекомендовал клиентам заранее задумываться о предстоящих тяжелых формах ТО, в ходе которых проводится демонтаж определенных элементов или замена, например, реверсов или кожухов двигателей. На каждом типе самолета есть определенные места, где восстанавливать кастомное изображение будет проблематично.
 
AE: Из моего опыта самое важное — это превзойти требования клиента. "Счастливый заказчик" — это приоритет. И очень помогает быть вовлеченным в процесс разработки дизайна на самой ранней стадии проработки идеи, поскольку коммерческие агентства графического дизайна часто не понимают, что они могут нарисовать на огромной трубе, и не понимают, что перед ними не двухмерная поверхность, к которой они привыкли. И я особенно ценю то, что моя репутация настолько укрепилась, что мои клиенты доверяют мне и дают определенную фору, некоторую степень свободы — это очень важно в кастомном дизайне.


 
Рихардс, расскажите о последних инновациях, которые ваше производство внедрило в практику.
 
RP: С точки зрения инноваций покраска самолетов все еще в каменном веке. Все еще довольно время- и трудозатратный процесс. Но вот краски и химикаты существенно прогрессировали. Сейчас, благодаря REACH, многие хроматные продукты заменены на более экологичные соединения. Предстоит еще много работы, но все движется. Если говорить об инновациях в Magnetic MRO, то мы построили специальный ангар с автоматическими системами вентиляции и обогрева. Он также оборудован светодиодным освещением по всей площади, и мы используем новейшее электростатическое оборудование для покраски.
 
Андре, какими техниками пользуетесь вы?
AE: Главным образом, я работаю в технике фрихенд-аэрографии (аэрография без использования трафаретов, "от руки". — Прим. ATO.ru). 
 
Сколько по времени занимает покраска самолета по индивидуальному дизайну?
AE: Обычно мне дают 8–10 дней на A320/B-737 и 4–5 дней на B-747/B-777 — это из-за непомерной стоимости одного дня простоя. Однако для частных самолетов другая история: здесь фактор времени не так критичен, и, как правило, мне дают столько времени, сколько надо. Это значит, что я могу заниматься проектом от 3 до 4 недель. 


 

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

Календарь ATO Events

2020 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.