Предотвращение авиапроисшествий категории CFIT обсудили в Росавиации

Совещание проводилось в связи с несколькими подобными происшествиями коммерческой авиации, имевшими место в этом году
:: Росавиация

30 сентября в Росавиации состоялось расширенное совещание с организациями гражданской авиации по вопросам предотвращения авиационных происшествий по причине столкновения исправных воздушных судов с земной (водной) поверхностью в управляемом полете (Controlled Flight Into Terrain — CFIT).

Открывая совещание, руководитель Росавиации Александр Нерадько отметил: "Совещание проводится в связи с произошедшими в этом году авиационными происшествиями коммерческой авиации, связанными с CFIT, и призвано предметно поговорить о методах предотвращения столкновения исправных воздушных судов в управляемом полете, принимая во внимание, что это самый распространенный тип авиационных происшествий в мире".

Заместитель руководителя Росавиации Олег Сторчевой, делая анализ авиапроисшествий текущего года, обратил внимание генеральных директоров организаций ГА, летных директоров авиакомпаний и лиц, ответственных за обеспечение функционирования системы управления безопасностью полетов, на то, что причины ошибок и нарушений рядового летного состава находятся в прямой связи с деятельностью и решениями руководства организаций и свидетельствуют о неблагополучной ситуации с управлением персоналом, финансовым состоянием организации, о низком уровне трудовой и корпоративной дисциплины, а также культуры безопасности полетов.


"Говоря о персональной ответственности командира воздушного судна за безопасное завершение полета, надо признавать персональную ответственность генерального директора за создание всех без исключения условий, чтобы члены экипажа и другой подчиненный персонал даже не сомневались в необходимости выполнять установленные правила. Нарушения правил полетов, особенно сознательные, однозначно свидетельствуют о неспособности или нежелании высшего руководства смотреть в будущее своей организации", — подчеркнул Олег Сторчевой.

С докладом на тему "Промежуточные результаты проведения плановых (внеплановых) проверок эксплуатантов, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки пассажиров, специалистами центрального аппарата Росавиации" выступил начальник управления летной эксплуатации Росавиации Максим Костылев.

С августа 2021 г. Росавиация проводит проверку 35 авиапредприятий. Уже проведено 20 выездных проверок эксплуатантов, и в настоящее время проводятся выездные проверки 3 эксплуатантов.

В ходе проверок эксплуатантов были выявлены несоответствия требованиям Федеральных авиационных правил, основными из которых явились: слабая организация работы и управления должностных лиц, формальное прохождение предварительных подготовок при организации и выполнении полетов, неудовлетворительное поддержание летной годности воздушных судов, несвоевременное прохождение периодической подготовки и квалификационных проверок членов кабинных экипажей.

С докладом "О влиянии человеческого фактора и CRM" выступил Валерий Козлов, член экспертного совета в области гражданской авиации России Росавиации.

Руководители Камчатского МТУ Росавиации Михаил Ходеев и Восточно-Сибирского МТУ Росавиации Дмитрий Целищев проинформировали участников совещания о проводимых управлениями профилактических мероприятиях по предотвращению авиационных происшествий текущего года (катастрофы самолета Ан-26 АО "Камчатское авиационное предприятие", вертолета Ми-8Т ООО "АК "ВИТЯЗЬ-АЭРО" и самолета L-410 UVP-E20 АО "Аэросервис").

Перед участниками совещания выступили руководители авиакомпаний "АО "Камчатское авиационное предприятие", ООО "Авиакомпания "ВИТЯЗЬ-АЭРО" и ООО "Аэросервис". Каждый из них сообщил о мерах, принятых в рамках системы управления безопасностью полетов (СУБП), а также о разрабатываемых профилактических мероприятиях по предотвращению авиационных происшествий по причине CFIT.

Со стороны специалистов центрального аппарата Росавиации было указано на недостаточность принимаемых руководством этих авиакомпаний действий в рамках системы СУБП. Требуется внести корректирующие решения в организационные структуры, в иерархию ответственности каждого подразделения авиапредприятия, участвующего в организации полетов. Кроме того, требуется постоянное и системное совершенствование руководящих принципов и процедур СУБП.

Генеральный директор ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Игорь Моисеенко доложил о мерах, принимаемых провайдером аэронавигационных услуг в целях совершенствования процесса реализации системы управления безопасностью полетов. Во ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" введена в действие новая редакция Руководства по управлению безопасностью полетов, образован и приступает к работе на постоянной основе комитет по управлению безопасностью полетов. Также сформирована группа экспертов генеральной дирекции, деятельность которой будет направлена на управление рисками в отношении выявленных системных факторов опасности, затрагивающих деятельность всех филиалов. Кроме того, осуществлен анализ обеспечения средствами радиотехнического оснащения горных аэродромов и подготовлены предложения по их дополнительному оснащению.

Начальник Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации Анвар Шайкамалов в ходе своего обращения отметил, что Руководства по управлению безопасностью полетов эксплуатантов воздушных судов и других поставщиков услуг (РУБП) требуют дополнений в части конкретного инструктивного материала, позволяющего осуществлять процедуры СУБП. В настоящее время Руководства представляют собой развернутое изложение политики и целей, указывают направление деятельности, но не описывают последовательность конкретных действий исполнителей по достижению этих целей. Обучение руководителей, специалистов в области управления безопасностью полетов и всего персонала, а также развитие в организации культуры безопасности полетов находятся на недостаточном уровне. В ряде случаев это даже не регламентировано положениями РУБП, что приводит к низкой вовлеченности всех уровней персонала организации в процесс управления состоянием авиационной транспортной системы и провоцирует формальный подход к выполнению процедур по безопасности полетов в целом и конкретных должностных обязанностей в частности.

Руководители авиакомпаний предупреждены о том, что в случае неисполнения мероприятий, предложенных с целью исключения повторяемости авиационных происшествий по аналогичным причинам, Росавиацией будут приниматься упредительные меры по ограничению коммерческой деятельности эксплуатантов вплоть до аннулирования сертификатов.

Более 255 экспертов отрасли приняли участие в обсуждении актуальных и проблемных вопросов CFIT: специалисты центрального аппарата Росавиации, руководители территориальных органов Росавиации, руководители эксплуатантов гражданской авиации России и их заместители по безопасности полетов и организации летной работы, руководители учебных заведений гражданской авиации, представители общественных организаций. Также руководители подведомственных Росавиации предприятий: ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", ФГУП ГосНИИ ГА, ФАУ "Авиационный регистр Российской Федерации".

В октябре запланировало заседание Общественного совета Росавиации и обсуждение мер по повышению безопасности полетов.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.