Проблемы подготовки летного состава

4 декабря в Москве состоялась 3-я профессиональная конференция "Безопасность авиатранспортного комплекса", участники которой обсудили самые актуальные вопросы, в том числе "Глобальную дорожную карту безопасности полетов" (БП), совершенствование нормативной базы, реализацию государственной программы БП и внедрение системы управления БП в авиакомпаниях. Одним из важнейших элементов обеспечения БП является подготовка летного состава. АТО публикует доклад генерального директора компании S7 Training Олега Васильева.

Проблема подготовки персонала в настоящее время широко обсуждается как специалистами, так и широкой общественностью. Большинство оценок, сделанных зачастую людьми, не совсем компетентными в данной области, негативно характеризуют существующую ситуацию с проведением подготовки летного состава (ЛС) в России. Я могу согласиться с наличием проблемы, однако не вижу никаких препятствий, для того чтобы данная проблема была решена в ближайшем будущем. Предпосылками возникновения проблемы, по моему мнению, являются рост парка современных ВС, дефицит летного состава, качество подготовки летного состава, состояние учебной базы.
Необходимость модернизации парка ВС отрасли назрела более 10 лет назад. Любому специалисту очевидно, что эксплуатация современного ВС требует соответствующей инфраструктуры. Я не считаю целесообразным обсуждать причины возникновения данной ситуации ни в целом, ни в части, касающейся подготовки ЛС. Просто надо понимать, что сами по себе пилоты, готовые к выполнению полетов на современном ВС, не появятся и нужны реальные действия по модернизации существующей системы подготовки летного состава и авиационного персонала в целом.
Избыток ЛС после распада СССР долго позволял проводить достаточно эффективный отбор для переподготовки на новые типы ВС, и изначально высокий профессиональный уровень обучаемых в значительной степени сглаживал те недостатки, которые имела инфраструктура для подготовки ЛС. Однако в последние несколько лет многие авиакомпании впервые ощутили дефицит ЛС, и в результате практически везде снизились требования кандидатам. Кроме того, ослабла и мотивация слушателей курсов переподготовки. Система подготовки на это среагировала с опозданием, а местами — совсем не среагировала. Результаты очевидны: в первую очередь, это статистика по безопасности полетов.
Считаю необходимым отметить и проблему качества подготовки ЛС. Это не проблема самих пилотов. Просто современные ВС требуют несколько иных знаний и навыков, чем те знания и навыки, которые были предусмотрены существовавшими ранее программами подготовки. Тем не менее подавляющее большинство российских пилотов обладают достаточными фундаментальными знаниями, чтобы успешно эксплуатировать современные ВС. Проблема решается путем дополнительной подготовки (сроком не более трех месяцев) на основе результатов тестирования кандидатов, после чего большинство обучаемых успешно проходят ввод в строй.
Отдельно хочется сказать о качестве подготовки в учебных заведениях ГА. В прошлом году в S7 Training была проведена дополнительная подготовка и переподготовка более 50 выпускников учебных заведений, в основном УВАУ ГА. В процессе подготовки ни у одного из них не возникло проблем, связанных с качеством подготовки. Длительность и стоимость подготовки пилотов в УЗ ГА в данный момент велики, но в любом случае о коллапсе российской системы первоначальной подготовки пилотов говорить по меньшей мере преждевременно.
Отдельный вопрос — знание пилотами английского языка в соответствии с существующими требованиями ICAO. Предпринимаемые попытки решить данный вопрос путем обучения по "многоуровневой программе" по меньшей мере неэффективны. Отраслевая система подготовки должна решать проблемы, связанные со спецификой отрасли, а не заниматься преподаванием иностранных языков на уровне средней школы. Здесь имеет место проблема не методического, а, скорее, мотивационного характера.
Состояние учебной базы, несомненно, оставляет желать лучшего. Наиболее наглядный пример — ситуация с самолетами, предназначенными для первоначального обучения, и современными тренажерами. Другие составляющие учебной базы тоже находятся не в лучшем состоянии. И все же ситуация меняется в лучшую сторону и есть все основания полагать, что в ближайшие два-три года проблемы с подготовкой ЛС если и не будут устранены полностью, то по крайней мере перестанут быть темой для всеобщего обсуждения.
Уже сегодня мы имеем определенные результаты, демонстрирующие начало решения проблемы подготовки авиационного персонала в России. В ведущие УЗ ГА начаты поставки современных учебных самолетов.
Подготовка на один из наиболее массовых типов ВС — А320 — в России проводится на уровне самых высоких мировых стандартов. Наличие новых процедурных и комплексных тренажеров вместе с проводимой компанией Airbus политикой поддержки эксплуатантов в применении современных стандартов подготовки на сегодняшний день позволяют говорить не только о возможности решить проблему подготовки летного состава на данный тип ВС, но и в значительной степени о наличии единого стандарта, применяемого в различных учебных центрах. И важно отметить, что этот стандарт не надо было навязывать эксплуатантам, он принят большинством из них как оптимальное решение обсуждаемой проблемы.
Сейчас идет запуск в эксплуатацию и тренажеров для различных модификаций самолета Boeing 737. Два комплексных и один процедурный тренажер, установленные непосредственно компанией Boeing в S7 Training, позволят в значительной степени решить проблему тренажерной подготовки пилотов на данный тип ВС.
Проблем с проведением аварийно-спасательной подготовки членов экипажей современных ВС зарубежного производства в России на сегодняшний день не существует.
Развитие системы подготовки летного состава в России, несмотря на кризис, существующий в отечественной ГА и мировой авиаиндустрии в целом, имеет весьма неплохие перспективы. В первую очередь, у российских авиакомпаний уже существует достаточно крупный парк современных ВС, оправдывающий экономическую целесообразность создания 3–4 современных учебных центров. За 18 лет эксплуатации зарубежных ВС появился опыт, как именно проводить подготовку пилотов на эти ВС в России. Есть и инструкторский состав, обладающий необходимым опытом проведения подготовки ЛС. Существуют и несколько учебных центров, специально построенных для размещения современных тренажеров. К сожалению, в настоящее время имеется проблема финансирования развития инфраструктуры для подготовки ЛС, однако есть основания полагать, что ситуация в ближайшие год-два изменится в лучшую сторону. Таким образом, на сегодняшний день в России имеются все составляющие, позволяющие довольно быстро решить проблемы, связанные с подготовкой летного состава. Главное — оптимальным образом использовать реальные ресурсы, чтобы создать отраслевую систему подготовки, отвечающую современным стандартам.   

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.