Проект ФАП "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов"

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНТРАНС РОССИИ)

ПРИКАЗ

Об утверждении Федеральных авиационных правил "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов

воздушных судов"

В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 1999, № 28, ст. 3483; 2004, № 35, ст. 3607, № 45, ст. 4377; 2005, № 13, ст. 1078; 2006, № 30, ст. 3290, 3291; 2007, № 1 (ч.1), ст. 29, № 27, ст. 3213, № 46, ст. 5554, № 49, ст. 6075, № 50, ст. 6239, 6244,
6245; 2008, № 29 (ч.1), ст. 3418, № 30 (ч.2), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17, № 29, ст. 3616; 2010, № 30, ст. 4014; 2011, № 7, ст. 901, № 15, ст. 2019, 2023, 2024) и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Приложения 3 "Метеорологическое обеспечение международной аэронавигации" к Конвенции о международной гражданской авиации п р и к а з ы в а ю:

1.  Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов".

2.  Установить, что настоящий приказ вступает в силу через 60 дней со дня официального опубликования.

Министр И.Е. Левитин

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
"Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов"

I. Общие положения

1. Федеральные авиационные правила "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов" (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьей 69 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 1999, № 28, ст. 3483; 2004, № 35, ст. 3607, № 45, ст. 4377; 2005, № 13, ст. 1078; 2006, № 30, ст. 3290, 3291; 2007, № 1 (ч.1), ст. 29, № 27, ст. 3213, № 46, ст. 5554, № 49, ст. 6075, № 50, ст. 6239, 6244, 6245, 2008, № 29 (ч.1), ст. 3418, № 30 (ч.2), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17, № 29, ст. 3616, № 30, 4014), стандартами Международной организации гражданской авиации.

2. Настоящие Правила регулируют деятельность по предоставлению метеорологических сводок, анализов, прогнозов и других сообщений, касающиеся фактических или ожидаемых метеорологических условий (далее-метеорологическая информация) для обеспечения полетов воздушных судов.

3. Настоящие Правила обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, осуществляющими осуществляющего наблюдения за метеорологическими параметрами, их обработку, предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов (далее – метеорологический орган).

4. Представление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов на аэродромах совместного базирования и аэродромах совместного использования осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, а также нормативными правовыми актами государственной и экспериментальной авиации.

5. Для предоставления метеорологической информации применяются авиационные метеорологические кодовые форматы (далее – коды) в соответствии со стандартами Приложения 3 к Конвенции о международной гражданской авиации.

II. Требования к метеорологической информации, предоставляемой для обеспечения полетов воздушных судов

6. Для получения метеорологической информации на аэродромах с взлетно-посадочной полосой (далее – ВПП), предназначенной для выполнения заходов на посадку и посадок по приборам по категориям I, II, III(a, bили с), используются автоматизированные метеорологические измерительные системы (АМИС), обеспечивающие автоматическое измерение, сбор, обработку, распространение и отображение в реальном времени метеорологических параметров, влияющих на посадку и взлет, с процедурами резервирования.

7. При наблюдениях за метеорологическими параметрами обеспечивается точность, указанная в Приложении № 1 к настоящим Правилам.

8. Сообщения о результатах регулярных и специальных наблюдений выпускаются в виде:

  • а) местных регулярных и специальных сообщениях о результатах наблюдений за метеорологическими параметрами, относящимися к определенному месту и времени (далее - сводки), распространяемых только на аэродроме составления сводки и предназначенных для прибывающих и вылетающих воздушных судов, а также для службы автоматической передачи информации в районе аэродрома (далее – ATIS);
  • б) сводок регулярных наблюдений (далее – METAR) и сводок специальных наблюдений (далее – SPECI), распространяемых за пределами аэродрома составления сводки (в основном предназначены для планирования полетов, радиовещательных передач VOLMETи сообщений D-VOLMET), кроме случаев, когда сводки METAR выпускаются с получасовым интервалом.

9. Регулярные наблюдения при производстве полетов ведутся в круглосуточном режиме с интервалом в 30 минут в сроки 00 и 30 минут каждого часа, при отсутствии полетов – с интервалом в один час в срок 00 минут каждого часа или по согласованию органа, осуществляющего наблюдения за метеорологическими параметрами на аэродроме, вертодроме или посадочной площадке (далее - метеорологический орган аэродрома) с органом обслуживания воздушного движения (далее – ОВД) и производятся в течение всего периода полетов, включая время, когда аэродром является запасным. На аэродромах с некруглосуточным режимом наблюдения выпуски местных сводок и сводок METAR должны начинаться за 2 часа до начала полетов и производиться в течение всего периода полетов, включая время, когда аэродром является запасным.

10. Сводки SPECI выпускаются в следующих случаях:

а) если среднее направление приземного ветра изменилось на 60° или более по сравнению с направлением, указанным в последней сводке, причем средняя скорость до и/или после изменения составляет 5 м/с или более;

б) если средняя скорость приземного ветра изменилась на 5 м/с или более по сравнению со скоростью, указанной в последней сводке;

в) если величина отклонения от средней скорости приземного ветра (порывы) возросла на 5 м/с или более по сравнению с величиной, указанной в последней сводке, причем средняя скорость до и/или после изменения составляет 7,5 м/с или более;

г) если изменения ветра превышают важные в эксплуатационном отношении значения, которые:

  • потребуют смены используемого(-ых) курса захода на ВПП;
  • превысят значения, являющиеся основными эксплуатационными пределами для типичных воздушных судов, выполняющих полеты на данном аэродроме;

д) если видимость улучшается и достигает или превышает одно или несколько из следующих значений или видимость ухудшается и становится менее одного или нескольких из следующих значений: 800, 1500 или 3000 м; 5000 м – в случае выполнения значительного числа полетов по ПВП;

е) если расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировочные знаки на
поверхности ВПП или огни, ограничивающие ВПП или обозначающие ее осевую линию дальность видимости на ВПП (далее - RVR) увеличивается и достигает или превышает одно или несколько из следующих значений или RVR уменьшается и становится менее одного или нескольких из следующих значений: 150, 350, 600 или 800 м;

ж) в случае начала, прекращения или изменения интенсивности любого из следующих явлений погоды или их сочетаний:

  • замерзающие осадки;
  • умеренные или сильные осадки (в том числе ливневого типа);
  • гроза (с осадками);
  • пыльная буря;
  • песчаная буря;

з) в случае начала или прекращения любого из следующих явлений погоды или их сочетаний:

  • ледяные кристаллы;
  • замерзающий туман;
  • пыльный, песчаный или снежный низовой поземок;
  • пыльная, песчаная или снежная низовая метель;
  • гроза (без осадков);
  • шквал;
  • воронкообразное облако (торнадо или водяной смерч);

и) если высота нижней границы нижнего слоя облаков с рассеянной облачностью (BKN) или со сплошной облачностью (OVC) увеличивается и достигает или превышает одно или несколько из следующих значений или высота нижней границы нижнего слоя облаков с BKNили OVC уменьшается и становится менее одного или нескольких из следующих значений: 30, 60, 150 или 300 м; 450 м – в случае выполнения значительного числа полетов по ПВП;

к) если количество облаков в слое ниже 450 м изменяется:
от отдельных облаков (SCТ) или менее до BKNили OVC;
или от BKNили OVCдо SCТ или менее;

л) если небо закрыто и вертикальная видимость увеличивается, достигает или превышает одно или несколько из следующих значений или вертикальная видимость уменьшается и становится менее одного или нескольких из следующих значений: 30, 60, 150 или 300 м;

м) в соответствии с любыми другими критериями, основанными на эксплуатационных минимумах аэродрома, согласованных между метеорологическим органом аэродрома и органом ОВД.

11.  На аэродромах, работающих не круглосуточно, сводки SPECI выпускаются после возобновления выпуска сводок METAR.

12.  В местные регулярные и специальные сводки и в сводки METAR и SPECI включаются следующие элементы в указанном порядке:

  • а) указатель типа сводки;
  • б) индекс местоположения;
  • в) срок наблюдения;
  • г) указатель автоматизированной или, в случае необходимости, пропавшей сводки;
  • д) направление и скорость приземного ветра;
  • е) видимость;
  • ж) RVR, в случае необходимости;
  • з) текущая погода;
  • и) количество облачности, вид облаков (только для кучево-дождевых и мощных кучевых облаков) и высота нижней границы облаков или вертикальная видимость, если они измеряются;
  • к) температура воздуха и температура точки росы;
  • л) давление, приведенное к уровню моря (QNH) и, в случае необходимости, давление на уровне рабочего порога ВПП (QFE). QFE включается только в местные регулярные или специальные сводки;
  • м) дополнительная информация.

13. Среднее направление и средняя скорость приземного ветра, измеряемые на высоте 10 м, и значительные изменения его направления и скорости сообщаются в градусах и метрах в секунду соответственно.

В сводках МЕТАR и SPECI направление ветра указывается от истинного меридиана.

В местных сводках направление ветра указывается от истинного меридиана или, в случаях, когда магнитное склонение составляет 5 градусов и более – от магнитного меридиана.

14. Видимость, указанная в пункте 12 настоящих Правил, представляет собой наибольшую из следующих величин:

  • наибольшее расстояние, на котором можно различить и опознать черный объект приемлемых размеров, расположенный вблизи земли, при его наблюдении на светлом фоне;
  • наибольшее расстояние, на котором можно различить и опознать огни с силой света около 1000 кд на неосвещенном фоне.

При определении видимости на аэродроме, на котором установлена светосигнальная система с силой света отличной от 1000 кд, видимость пересчитывается соответственно.

Данные о видимости сообщаются в метрах или километрах.

15. В случаях, когда местные регулярные и специальные сводки используются для вылетающих воздушных судов, наблюдения за видимостью для составления этих сводок осуществляются вдоль ВПП.

В случаях, когда местные регулярные и специальные сводки используются для прибывающих воздушных судов наблюдения за видимостью для составления этих сводок осуществляются для зоны приземления ВПП.

При использовании для измерения видимости автоматизированной метеорологической измерительной системы (далее – АМИС), передача данных производится не реже чем через каждые 60 секунд или с частотой, согласованной с органом ОВД.

16. Для составления сводок METAR и SPECI наблюдения за видимостьюдолжны быть репрезентативными для аэродрома.

17. Для обеспечения взлетов и посадок вертолетов в условиях различной видимости на ВПП по запросу диспетчера органа ОВД предоставляется значение видимости в определенной части ВПП при наличии установленных там приборов. При отсутствии приборов по запросу экипажа (пилота) видимость по участкам ВПП может определяться визуально.

18. Результаты оценки RVR сообщаются в течение периодов, когда она составляет 2000 м и менее.

19. RVR определяется и данные о ней передаются для:

  • зоны приземления при значениях RVRот 2000 м и до 600 м включительно;
  • зоны приземления, средней точки и конца ВПП при достижении RVRменее 600 м в любой из точек наблюдения вдоль ВПП;
  • зоны приземления, средней точки и дальнего конца ВПП, предназначенной для выполнения заходов на посадку и посадок по приборам по категориям II и III.

Оценка RVR осуществляется на всех ВПП, предназначенных для выполнения заходов на посадку и посадок по приборам.

20. Орган ОВД в районе аэродрома незамедлительно ставится в известность метеорологическим органом аэродрома о возникновении неисправностей автоматизированного оборудования, используемого для оценки RVR.

21. Информация о явлениях погоды для местных регулярных и специальных сводок должна предоставляться на аэродроме в радиусе 8 км от контрольной точки аэродрома (далее – КТА).

22. Информация о текущей погоде, предназначенная для сводок METARи SPECI, должна предоставляться на аэродроме в радиусе 8 км от КТА, а в отношении гроз, туманов, ливней для его окрестностей в пределах от 8 км до 16 км от КТА.

23. На аэродроме проводятся наблюдения и передаются данные о количестве, виде и высоте нижней границы облаков. В тех случаях, когда определение состояния неба затруднено, вместо наблюдений за облачностью ведутся наблюдения и сообщаются данные о вертикальной видимости. Данные о высоте нижней границы облаков и вертикальной видимости передаются в метрах.

24. Данные наблюдений за облачностью, предназначенные для использования в местных регулярных и специальных сводках, указываются для зоны захода на посадку, а предназначенные для использования в сводках METAR и SPECI указываются для аэродрома и его окрестностей.

В сводках METAR и SPECI, а также местных регулярных и специальных сводках передается:

  • а) количество облаков с использованием условных сокращений (SCТ, BKN, OVC);
  • б) кучево-дождевые и мощные кучевые облака указываются с помощью сокращений СВ и TCUсоответственно;
  • в) высота нижней границы облаков включается в сводки METARи SPECI в величинах, кратных 30 м, а в местных регулярных и специальных сводках в величинах кратных 10 м до высоты 90 м;
  • г) вертикальная видимость включается в сводки METARи SPECIв величинах, кратных 30 м, а в местных регулярных и специальных сводках в величинах кратных 10 м до высоты 90 м.

Температура воздуха и температура точки росы

Температура воздуха и температура точки росы передаются с точностью до ближайшего целого числа градусов Цельсия.

Атмосферное давление, а так же вычисленные значения давления, приведенные к среднему уровню моря по стандартной атмосфере (QNH) и значения давления, приведенные к уровню рабочего порога ВПП (QFE) передаются с точностью до миллиметра ртутного столба или гектопаскаля.

Значение QNH передается в сводках METAR/SPECI в гектопаскалях.

В местных регулярных и специальных сводках:

  • а) информация о QFE и QNH передается в миллиметрах ртутного столба и гектопаскалях;
  • б) значение QFE передается для каждой ВПП.

Дополнительно, в сводки по результатам наблюдений на аэродроме включают
информацию об особых метеорологических условиях.В случаях, когда этовозможно, данная информация должна включать сведения о местоположении этих метеорологических условий.

Сводки МЕТАR и SPECI, получаемые от автоматических систем наблюдения, следует использовать в период, когда контролируемый аэродром не работает.

Сводки МЕТАR и SPECI, получаемые от автоматических систем наблюдения обозначаются словом AUTO.

25. Данные о наличии в атмосфере вулканического пепла в районе аэродрома передаются в местных сводках и сводках METAR/SPECI.

26. Данные, передающиеся с метеорологических радиолокаторов (далее – МРЛ), включают информацию о местоположении и вертикальной протяженности облачных образований, явлениях с ними связанных, зонах осадков, их перемещении и эволюции.

27. При наличии автоматизированного метеорологического радиолокационного комплекса (далее – АМРК) данные передаются ежечасно. При обнаружении кучево-дождевой (мощно-кучевой) облачностис сильными ливневыми осадками, грозоопасными (градоопасными) очагами данные передаются по запросу органа ОВД с интервалом от 10 до 30 минут.

28. Для органов ОВД предоставляются данные наблюдений от комплексов АМРК, расположенных в пределах их зоны ответственности.

29. Специальные наблюдения проводятся с борта всех воздушных судов в тех случаях, когда имеют место или наблюдаются одно или несколько явлений:

  • а) умеренная или сильная турбулентность;
  • б) умеренное или сильное обледенение;
  • в) сильная горная волна;
  • г) грозы без града, скрытые, маскированные, частые или по линии шквала;
  • д) грозы с градом, скрытые, маскированные, частые или по линии шквалов;
  • е) сильная пыльная буря или сильная песчаная буря;
  • ж) облако вулканического пепла или вулканическая деятельность.

30. Прогноз по аэродрому (далее – TAF) составляется метеорологическим органом аэродрома в радиусе 8 км от КТА.

TAF выпускается в установленное время и состоит из краткого сообщения об ожидаемых метеорологических условиях в районе аэродрома в течение определенного периода времени.

TAFи коррективы к ним (TAFAMD или TAFCOR) включают следующую информацию в указанном порядке:

  • а) идентификатор типа прогноза (TAF, TAFAMD или TAFCOR);
  • б) указатель (индекс) местоположения аэродрома;
  • в) время выпуска прогноза;
  • г) дата и период действия прогноза;
  • д) идентификатор аннулированного прогноза, в случае если текущий прогноз аннулирует ранее выпущенный;
  • е) приземный ветер;
  • ж) видимость;
  • и) особые явления погоды;
  • к) облачность;
  • л) ожидаемые значительные изменения одного или нескольких из указанных элементов в течение периода действия.

Указываемая в TAF видимость соответствует прогнозируемой преобладающей видимости.

Период действия прогноза TAFсоставляет 6, 9, 24 или 30 часов. TAFвыпускаются каждые 3 часа не менее чем за один час до начала периода действия данного прогноза.

При выпуске TAF метеорологический орган аэродрома обеспечивают наличие на аэродроме в любое время не более одного действующего прогноза TAF.

В прогнозах погоды TAFпо горным аэродромам передаются данные об облачности среднего яруса, если ожидается появление такой облачности на высотах 2000 м и менее над уровнем аэродрома.

Прогнозы TAF, которые не могут постоянно обновляться, аннулируются.

31. Прогнозы, в период действия которых произошли связанные с метеорологическими условиями нарушения регулярности и безопасности полетов (отмены, задержки рейсов, возвраты, посадки воздушных судов не на аэродромах назначения и др.), оцениваются совместно с представителем органа ОВД или пользователями воздушного пространства.

32. Оценка оправдываемости прогнозов осуществляется в соответствии с критериями, установленными в Приложении № 3 к настоящим Правилам.

33. Прогноз для посадки (далее – TREND) составляется метеорологическим органом аэродрома и предназначен для пользователей воздушного пространства и органов ОВД, а также для экипажей воздушных судов, находящихся в пределах одного часа полетного времени от аэродрома.

TREND состоит из краткого изложения ожидаемых значительных изменений метеорологических условий на данном аэродроме, прилагаемого к местной регулярной или специальной сводке, а также к METAR или SPECI.

Период действия TREND составляет два часа со времени, на которое составлена сводка, являющаяся частью прогноза для посадки.

34. Прогноз для взлета составляется метеорологическим органом аэродрома по запросу пользователя воздушного пространства и предоставляется не позднее, чем за 3 часа до ожидаемого времени вылета.

Прогноз для взлета относится к определенному периоду времени и содержать информацию об ожидаемых метеорологических условиях в районе ВПП, а именно о направлении и скорости приземного ветра и любых изменениях этих параметров, температуре, давлении и любых других элементах по запросу пользователя.

35. Прогнозы по районам полетов представляются пользователям воздушного пространства в виде карт или в виде текста с установленными сокращениями (далее – GAMET) содержат следующую информацию:

  • индекс местоположения района полетной информации;
  • идентификация сообщения (GAMET);
  • период действия прогноза;
  • указатель метеорологического органа, направившего сообщение;
  • название района полетной информации или его части;
  • указатель для обозначения начала раздела Iинформации;
  • приземный ветер;
  • видимость у земной поверхности;
  • особые явления погоды;
  • закрытие гор;
  • облачность;
  • обледенение;
  • турбулентность;
  • горная волна;
  • сообщение SIGMETпри наличии опасных явлений;
  • указатель начала раздела II информации;
  • центры давления и фронты, их предполагаемое смещение и развитие;
  • ветер и температура воздуха, по крайней мере, для абсолютных высот: 600, 1500, 3000 и 4500 метров;
  • информация об облачности, не включенная в разделе Iинформации, с указанием типа, высоты нижней и верхней границы над уровнем земли или над средним уровнем моря;
  • уровень нулевой изотермы;
  • прогноз минимального QNH;
  • температура поверхности моря и состояние моря;
  • вулканические извержения.

Прогнозы по районам полетов в виде карт представляют собой комбинации прогнозов особых явлений погоды в слое от поверхности земли до высоты 3000 м (для горных районов – 4500 м), ветра и температуры воздуха на высотах 600, 1500 и 3000 м (для горных районов – 4500 м) и других высотах по запросу пользователей воздушного пространства. Прогнозы по районам полетов передаются каждые 6 часов не позднее, чем за один час до начала периода их действия, период их действия составляет 6 часов.

36. По аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, на которых отсутствует метеорологический орган могут использоваться прогнозы по районам полетов.

37. Метеорологические органы обеспечивают наличие не более одного изданного им действующего прогноза в любое время по району полета.

38. Информация SIGМЕТ выпускается метеорологическим органом, назначенным для этой цели полномочным метеорологическим органом по согласованию с органом обслуживания воздушного движения (далее - органом метеорологического слежения) и представляет собой краткое описание открытым текстом с сокращениями фактических и/или ожидаемых определенных явлений погоды по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полета воздушных судов, а также предполагаемую эволюцию данных явлений во времени и в пространстве.

Информация SIGМЕТ аннулируется тогда, когда явления более не наблюдаются или когда не ожидается, что они возникнут в данном районе.

Период действия сообщения SIGМЕТ не превышает 4 ч. Период действия выпускаемых в особых случаях сообщений SIGМЕТ, касающихся облака вулканического пепла и тропических циклонов, увеличивается до 6 ч.

Сообщения SIGMET в отношении облака вулканического пепла и тропических циклонов следует основывать на консультативной информации, предоставляемой соответственно консультативным центром по вулканическому пеплу (VAAC) и консультативному центру по тропическим циклонам (ТСАС), назначенным в соответствии с региональным аэронавигационным соглашением.

Сообщения SIGМЕТ выпускаются не ранее чем за 4 часа до начала периода действия. Специальные сообщения SIGМЕТ, касающиеся облака вулканического пепла или тропических циклонов, выпускаются не более чем за 12 часов до начала периода действия.

Сообщения SIGМЕТ об облаке вулканического пепла и тропических циклонах уточняются не реже, чем через 6 часов.

39. Информация AIRMET выпускается органом метеорологического слежения с учетом плотности воздушного движения ниже эшелона полета 3000 м. Информация AIRMETпредставляет собой краткое описание открытым текстом с сокращениями фактических и/или ожидаемых определенных явлений погоды по маршруту полета, которые не были включены в прогнозы GAMET для полетов на малых высотах, определенных в Приложении № 4 к настоящим Правилам, и которые могут повлиять на безопасность полетов на малых высотах, а также на
изменения указанных явлений по времени.

Информация AIRMET аннулируется тогда, когда явления более не наблюдаются или не ожидается их возникновение в данном районе. Период действия сообщения AIRMETне превышает 4 часов.

40. В предупреждении по аэродрому передается информация о метеорологических условиях, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на воздушные суда на земле, в том числе на местах стоянки, а также на аэродромное оборудование, средства и службы.

41. В предупреждении о сдвиге ветра предоставляется информация по наблюдаемом или ожидаемом сдвиге ветра, который может оказать неблагоприятное воздействие на воздушные суда на траектории захода на посадку или взлета в слое между уровнем ВПП и 500 м над этим уровнем, или на воздушные суда на ВПП во время разбега при взлете или пробега при посадке.

Информация о сдвиге ветра передается в местных регулярных и специальных сводках и в сводках METAR/SPECIв соответствии с установленными правилами.

Экипажи воздушных судов в донесениях о сдвиге ветра могут использовать такие классифицирующие термины, как "умеренный", "сильный" или "очень сильный", основанные в значительной степени на их субъективной оценке интенсивности наблюдающегося сдвига ветра. Указанные донесения включаются в предупреждения о сдвиге ветра без изменений.

42. Порядковый номер предупреждения отражает количество предупреждений, выпущенных с 00.01 UTC текущих суток.

III. Предоставление метеорологической информации экипажам воздушных судов

43. Предоставление метеорологической информации экипажам воздушных судов производится по запросу членов экипажа или эксплуатанта.

44. Метеорологическая информация, которая предоставляется эксплуатантам и членам летного экипажа, содержит последние данные и включает следующие сведения:

  • прогнозы ветра и температуры на высотах;
  • прогнозы влажности воздуха на высотах;
  • прогнозы геопотенциальной абсолютной высоты эшелонов полета;
  • прогнозы высоты тропопаузы в единицах эшелона полета и температуры тропопаузы;
  • прогнозы направления, скорости максимального ветра на высотах в единицах эшелона полета;
  • прогнозы явлений SIGWX;
  • сообщения METARили SPECIдля аэродромов вылета и намеченной посадки и для запасных аэродромов вылета, на маршруте и назначения;
  • прогнозы TAFили скорректированные прогнозы TAFдля аэродромов вылета и намеченной посадки и для запасных аэродромов вылета, на маршруте и назначения;
  • прогнозы для взлета;
  • информация SIGMETи соответствующие специальные донесения с борта, которые не использовались при подготовке сообщений SIGMET;
  • прогнозы GAMETи/или прогнозы для полетов на малых высотах в форме карты, подготовленной в дополнение к выпуску информации AIRMET, и информация AIRMETдля полетов на малых высотах, которые относятся ко всему маршруту;
  • предупреждения по аэродрому;
  • изображения, полученные с метеорологических спутников;
  • данные МРЛ.

45. Метеорологическая информация подготавливается для экипажа воздушного судна не позднее, чем за один час до запланированного времени вылета.

46. Прогнозы по аэродрому назначения, полученные от других метеорологических органов, включаются в полетную документацию без каких-либо смысловых изменений. В тех случаях, когда прогноз по аэродрому назначения не получен, метеорологический орган аэродрома вылета принимает меры для его получения.

47. В тех случаях, если необходимость внесения коррективов возникает перед взлетом воздушного судна, когда документация уже вручена или в период действия выданного экипажу прогноза, метеорологический орган аэродрома обязан без задержек обеспечить передачу коррективов экипажу воздушного судна.

48. Прогнозы особых явлений погоды SIGWXи ветра/температуры на высотах, составленные на фиксированный срок, действительны для полетов за 3 часа до и 3 часа после фиксированного срока и представляются в полетную документацию в виде карты.

49. В оптимальный комплект карт для полетов между эшелонами полета FL250 – FL630 предоставляется карта особых явлений погоды SIGWX высокого уровня, прогностическая карта ветра и температуры для уровня 250 гПа и уровня, близкого к фактическому уровню полета.

50. В оптимальный комплект карт для полетов между эшелонами полета FL100 – FL250 предоставляется карта особых явлений погоды SIGWX среднего уровня (FL100 – FL250), прогностическая карта ветра и температуры для уровня 500 гПа и эшелона полета, близкого к фактическому эшелону полета.

По требованию экипажа воздушного судна или эксплуатанта в полетную документацию включаются дополнительные прогнозы по высотам: прогнозы особых явлений погоды, ветра, температуры.

51. В том случае, если прогнозы для полетов на малых высотах представляются в форме карт, в полетную документацию, в том числе для полетов по ПВП, предоставляется:

  • а) сообщение SIGMET и AIRMET;
  • б) карты ветра и температуры воздуха, по крайней мере, для абсолютных высот 600 м, 1500 м, 3000 м и в горных районах – 4500 м;
  • в) прогноз особых явлений погоды низкого уровня (SWL).

52. В том случае, если прогнозы представляются не в форме карт, в полетную документацию для полетов на малых высотах, в том числе полетов по ПВП до эшелона полета 100 м (в горных районах – эшелона 150 м или выше), включаются сообщение SIGMETи AIRMETи прогнозы в форме GAMET.

53. При задержке вылета метеорологический орган аэродрома предоставляет по запросу экипажа воздушного судна повторное оформление полетной документации и/или проведение консультации.

54. Метеорологический орган сохраняет информацию, представленнуючленам летного экипажа воздушного судна, в течение не менее 30 дней с момента ее выпуска. Данная информация представляется по запросу пользователя воздушного пространства или для проведения расследований авиационных событий и сохраняется до их завершения.

55. При использовании автоматизированных систем для предоставления аэронавигационной, метеорологической информации эксплуатантам и членам летного экипажа воздушного судна в целях подготовки к полетам, объем предоставляемой информации соответствует пункту 44 настоящих Правил, а орган, предоставляющий метеорологическую информацию, обеспечивает качество, достоверность и полноту предоставляемой метеорологической информации.

56. Летные экипажи воздушных судов, находящихся в полете, обеспечиваются метеорологической информацией через орган ОВД, с которым установлена связь. При наличии автоматической передачи метеорологической информации в районе аэродрома ATIS (D-ATIS) в ОВЧ диапазоне, на маршруте VOLMET (D-VOLMET) в ОВЧ и ВЧ диапазонах, экипажи воздушных судов могут получать метеорологическую информацию посредством ATIS (D-ATIS), VOLMET (D-VOLMET).

Организация, обеспечение и ведение радиовещательных передач ATIS (D-ATIS) и VOLMET (D-VOLMET) производится органом ОВД.

57. В передачу VOLMET включается информация в зоне районного центра (укрупненного центра) ОВД.

Сообщение SIGMET включается в передачу VOLMET по району полетной информации.

Сообщение VOLМЕТ включает:

  • наименование передающей станции, после которой следует слово VOLМЕТ;
  • наименование аэродрома;
  • время наблюдения (UTC);
  • сообщение SIGMET или сообщение о его отсутствии,
  • сводки METAR (по согласованию с органом ОВД – SPECI) с прогнозами на посадку TREND;
  • сообщения SPECI– при наличии.

58.Органам ОВД передается метеорологическая информация, предназначенная для воздушных судов, находящихся в полете и на площади маневрирования, в соответствии с требованиями, изложенными в настоящих Правилах.

V. Предоставление метеорологической информации для органов обслуживания воздушного движения и других служб, обеспечивающих полеты воздушных судов

59. Метеорологическую информацию органы ОВД получают от метеорологических органов, а также из донесений с борта выполняющих полет воздушных судов.

60. На неклассифицированных аэродромах, вертодромах, посадочных площадках, где отсутствуют метеорологические органы, к проведению метеорологических наблюдений могут привлекаться диспетчеры контрольно диспетчерских пунктов и другие подготовленные специалисты.

61.  Средства связи между органами ОВД и метеорологическими органами должны обеспечивать оперативную передачу метеорологической информации и запросов на ее получение.

62.  Метеорологическая информация, запрошенная органом ОВД в связи с аварийной ситуацией, предоставляется метеорологическим органом в максимально короткий срок.

63.  Заступающей на дежурство смене органа ОВД предоставляется метеорологическая консультация, которая содержит:

  • общую характеристику метеорологической обстановки в контролируемых районах органом ОВД;
  • фактические и ожидаемые метеорологические условия на маршрутах ОВД и в районах полетов, аэродромах вылета и посадки, запасных аэродромах;
  • предполагаемые траектории смещения радиозондов, которые могут находиться в контролируемых районах ОВД;
  • последние данные о состоянии погоды на местном аэродроме, значение атмосферного давления и тенденция его изменения;
  • готовность метеорологического оборудования, дежурной смены;
  • метеорологического органа к работе и его средств связи.

По согласованию с органом ОВД консультации метеорологическим органом могут проводиться дистанционно с использованием средств связи.

64.      Метеорологическая информация для органа ОВД, осуществляющего аэродромное диспетчерское обслуживание включает:

  • местные регулярные и специальные сводки (включая прогнозы TREND);
  • прогнозы для взлета;
  • предупреждения по аэродрому и предупреждения   о сдвиге ветра;
  • METARи SPECI(включая прогнозы TREND) по аэродромам посадки и запасным (по запросу);
  • данные о ветре на высоте 30-100 м и высоте точки входа в глиссаду (при отсутствии фактических данных о ветре сообщается прогноз ветра на высоте точки входа в глиссаду);
  • предупреждения о сдвиге ветра, предупреждения по аэродрому;
  • прогнозы TAF;
  • информация МРЛ.

65. Метеорологическая информация для органа ОВД, осуществляющего диспетчерское обслуживание подхода включает:

  • местные регулярные и специальные сводки (включая прогнозы TREND);
  • METAR/SPECI(включая прогнозы TREND) по аэродромам посадки и запасным аэродромам (по запросу);
  • TAFи коррективы TAFпо своему аэродрому и запасным аэродромам (по запросу);
  • данные МРЛ;
  • сообщение SIGMETи AIRMET, специальные донесения с борта, не включенные в данные сообщения;
  • предупреждения по аэродрому и предупреждения о сдвиге ветра;
  • полученная информация об облаке вулканического пепла, которая не была включена к этому моменту в сообщение SIGMET.

66. Метеорологическая информация для органа ОВД, осуществляющего районное диспетчерское обслуживание (на МВЛ) и органа полетно-информационного обслуживания:

  • местные регулярные и специальные сводки;
  • METARи SPECI(включая прогнозы TREND) по аэродромам посадки и запасным;
  • предупреждения по аэродрому, предупреждения о сдвиге ветра;
  • TAFи коррективы TAFпо аэродромам посадки и запасным;
  • прогнозы по районам полетов;
  • данные МРЛ;
  • сообщения SIGMET(когда содержащаяся в сообщении SIGMETинформация может повлиять на безопасность полетов на малых высотах) и/или AIRMET, соответствующие специальные донесения с борта, не включенные в данные сообщения;
  • полученная информация об облаке вулканического пепла, которая не была включена к этому моменту в сообщение SIGMETи/или AIRMET.

67. Метеорологическая информация для органа ОВД, осуществляющего районное диспетчерское обслуживание включает (далее – РЦ, укрупненный центр ОВД), вспомогательного центра или центра полетной информации (далее – ЦПИ):

  • сводки METAR/SPECI(включая прогнозы TREND),
  • прогнозы TAFи коррективы TAFаэродромов, входящих в данный район РЦ или ЦПИ, а также, по согласованному перечню аэродромов, других районов ОВД;
  • прогнозы ветра, температуры и особых явлений на высотах,
  • сообщение SIGMET, AIRMETи соответствующие донесения с борта воздушного судна, охватывающие данный РЦ и, при необходимости, соседние РЦ;
  • данные МРЛ;
  • снимки или обработанные данные, полученные с метеорологических спутников;
  • полученная информация об облаке вулканического пепла, которая не была включена к этому моменту в сообщение SIGMET;
  • консультативная информация о вулканическом пепле, выпускаемая соответствующим консультативным центром по вулканическому пеплу (VAAC);
  • любая дополнительная метеорологическая информация по согласованию с органом ОВД.

68. Органы ОВД информируются метеорологическими органами об аварийном выбросе радиоактивных материалов в атмосферу.

69. Метеорологическое обеспечение автоматизированных систем управления, планирования и комплекса средств автоматизации управления воздушным движением различного уровня осуществляется на основе требований органов ОВД, в объеме, необходимом для выполнения их функций.

70. Метеорологическая информация, необходимая экипажам воздушных судов, выполняющих литерные, поисково-спасательные, аварийно-спасательные полеты, полеты по заказам медицинских учреждений готовится немедленно и предоставляется метеорологическим органом в кратчайшие сроки.

71. Порядок обеспечения метеорологической информацией координационных центров поиска и спасания определяется соглашением между координационным центром и полномочным метеорологическимм органом.

V. Авиационная климатологическая информация

72. Авиационная климатологическая информация, необходимая для планирования полетов, подготавливается в виде аэродромных климатологических таблиц и аэродромных климатологических описаний.

Авиационная климатологическая информация основывается на наблюдениях, проводившихся в течение не менее 5 лет. Используемый период указывается в предоставляемой информации. Авиационную климатологическую информацию следует периодически обновлять или увеличивать климатический ряд путем добавления более новых данных.

73. Метеорологический орган аэродрома по запросу предоставляет данные метеорологических наблюдений за определенный период необходимые для исследований, технических расследований или эксплуатационного анализа заинтересованным лицам.

74. Аэродромные климатологические таблицы включаютследующую информацию:

  • повторяемость параметров ветра в установленных диапазонах;
  • повторяемость значений видимости, в том числе RVRв указанное время нижеуказанных значений в метрах;
  • повторяемость значений RVR/видимости и/или высоты нижней границы самого низкого слоя SCT, BKNили OVCоблачности нижеуказанных пороговых значений в определенные моменты времени;
  • повторяемость явлений, их продолжительности и среднее число дней с особыми явлениями погоды;
  • повторяемость различных градаций высоты нижней границы облаков, имеющих значение с эксплуатационной точки зрения;
  • повторяемость нижней границы самого низкого слоя облаков SCT, BKNили OVCнижеуказанных значений в определенные моменты времени;
  • повторяемость приземной температуры воздуха через интервалы 5°С в определенные моменты времени;
  • средние и экстремальные значения атмосферного давления на уровне порога ВПП;
  • средние, максимальные и минимальные значения метеорологических элементов, необходимых для целей планирования полетов;
  • повторяемость сочетаний двух или более метеорологических элементов и ихпродолжительность.

75. Климатологическое описание аэродрома содержит сведения о рельефе, гидрографии, растительном покрове, наличии населенных пунктов, промышленных объектов, а также об основных циркуляционных процессах, типичных синоптических ситуациях и связанных с ними опасных для авиации явлениях погоды, общих климатических данных. Указанные сведения могут представляться в виде кратких изложений, таблиц, графиков, картографического материала.

 

Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№194, ноябрь 2018
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2018 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.