Проект ПЛС: Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации

(в ред. Приказов Минтранса РФ от 16.06.2008 N 91, от 15.05.2009 N 76)

I. Общие положения

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Трудовой кодекс Российской Федерации) в целях обеспечения безопасности полетов, снижения утомляемости и сохранения здоровья членов экипажей воздушных судов.

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов, имеющих действующие сертификаты (свидетельства), предоставляющие право выполнения работы на борту воздушного судна в составе экипажа, включая курсантов летных учебных заведений и стажеров (далее - члены экипажа).

3. Нормы настоящего Положения являются обязательными при разработке руководства по производству полетов эксплуатантов (далее - РПП), планировании (составлении графиков) работы членов экипажей и расписаний движения воздушных судов эксплуатантов.

Эксплуатант разрабатывает положения, регламентирующие режимы работы и отдыха членов экипажей в соответствии с нормами настоящего Положения, и включает их в РПП с учетом мнения выборного органа профсоюзной организации, входящей в общероссийский профсоюз и 2 представляющей интересы членов летных и кабинных экипажей (далее - представители работников).

Эксплуатант обязан не поручать члену летного экипажа, управлять воздушным судном, если известно или предполагается, что этот член летного экипажа утомлен в такой мере, что это может неблагоприятно повлиять на безопасность полета.

(абзац введен Приказом Минтранса РФ от 16.06.2008 N 91)

4. Член летного экипажа обязан отказаться от дальнейшего выполнения трудовых обязанностей, когда он настолько утомлен, что это может неблагоприятно повлиять на безопасность полета.

II. Рабочее время

5. Рабочее время члена экипажа воздушного судна состоит из времени полетной смены, времени работы на земле между полетными сменами и времени перемещения в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя. В случае если член экипажа выполняет трудовые обязанности в течение не полного календарного месяца, то продолжительность планируемого рабочего времени зависит от количества оставшихся в календарном месяце рабочих дней и рассчитывается пропорционально отношению оставшихся календарных дней к продолжительности рабочего времени в этом календарном месяце.

6. Максимальная продолжительность рабочего времени (полетной смены) члена экипажа не может превышать 36 часов в неделю.

Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (полетной смены) члена экипажа днем (ночью) не может превышать 8 часов. Коллективным договором может быть предусмотрено увеличение продолжительности полетной смены (ежедневной работы) члена экипажа, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени, не более 36 часов в неделю (часть первая ст. 92 ТК РФ и ст.94 ТК РФ) и гигиенических нормативов условий труда, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Положением.

Ночное время – время с 22 часов до 06 часов.

К ночным полетным сменам относятся полетные смены (ежедневная работа), начало которых приходится на местное время базового аэропорта с 22 часов до 06 часов или 50 процентов и более продолжительности которых приходится на местное время базового аэропорта с 22.00 до 06.00.

При этом базовым временем следует считать местное время аэропорта постоянного места работы члена экипажа (далее - базовый аэропорт) или внебазового аэропорта, если член экипажа находится во внебазовом аэропорту 48 часов и более.

III. Полетная смена (ежедневная работа)

7. Период рабочего времени сначала времени предполетной подготовки до завершения послеполетных работ (далее - полетная время с момента прибытия члена смена) включает:

а) экипажа в аэропорт, связанное с прохождением предполетного, медицинского, таможенного, пограничного контролей, оформления полетной документации перед вылетом, доставкой экипажей на воздушное судно и подготовкой воздушного судна к полѐту до момента начала полѐтного времени (далее время предполѐтной подготовки). Время предполетной подготовки, не может быть менее 1 часа.

время от уборки колодок для начала движения с целью взлѐта и до установки колодок после полной остановки воздушного судна по окончании полѐта - для самолетов и с момента начала вращения лопастей несущих винтов и до момента их полной остановки - для вертолетов (далее - полетное время);

в) время регламентированного технологического перерыва;

г) время кратковременных перерывов;

д) время послеполетных работ с момента окончания полетного времени до момента окончания полетной смены (завершение послеполетных работ) в соответствии с РПП; время послеполѐтных работ не может быть менее 30 минут;

е) время стоянки во внебазовых аэропортах при промежуточных посадках без смены экипажа и предоставления условий для отдыха в гостинице или специальном помещении для отдыха, обеспечивающих возможность полноценного отдыха без отвлекающих факторов и соответствующих действующим санитарно-гигиеническим требованиям (далее - условия для отдыха);

ж) время задержки вылета без предоставления условий для отдыха;

з) время перемещения (перелета или переезда) в качестве пассажира.

8. Продолжительность времени предполетной подготовки и послеполетных работ устанавливается с учетом технологического графика подготовки экипажа, на конкретном типе воздушного судна, к вылету и после прилета. Технологические графики вносятся в руководство по производству полетов.

IV. Полетное время

9. Продолжительность полетного времени при выполнении полетов на всех типах воздушных судов не может превышать 80 часов за один календарный месяц, 160 часов за два последовательных календарных месяца и 800 часов за календарный год.

(п. 11 в ред. Приказа Минтранса РФ от 16.06.2008 N 91)

В случае, если член экипажа выполняет полеты в течение неполного календарного месяца, продолжительность планируемого полетного времени зависит от количества оставшихся в календарном месяце рабочих дней и рассчитывается пропорционально отношению оставшихся календарных дней к продолжительности полетного времени в этом календарном месяце.

V. Время работы на земле между полетными сменами

10. Член экипажа может быть привлечен к выполнению работы на земле после завершенной полетной смены (ежедневной работы) не ранее окончания времени ежедневного отдыха, установленного пунктами 48, 49, 50, 52 настоящего Положения, и не позднее 12-часового периода отдыха перед началом очередной полетной смены (ежедневной работы) .

11. Время работы члена экипажа на земле между полетными сменами (ежедневными работами) включает:

а) время прохождения предварительных подготовок к полетам, разборы полетов, профессиональная учеба, тренировки на тренажерах, проверка знаний, оформление полетной и другой служебной документации, изучение документов, регламентирующих организацию, обеспечение и выполнение полетов;

б) время дежурства и пребывания в резерве;

в) время пребывания по заданию (распоряжению) работодателя во внебазовом аэропорту в целях продолжения выполнения задания на полет (далее - время ожидания вылета во внебазовых аэропортах между полетными сменами) (ежедневными работами) в размере, установленном пунктом 24 настоящего Положения;

г) время погрузки и выгрузки воздушных судов;

д) время выполнения иных трудовых обязанностей, не связанных с выполнением задания на полет.

Время начала и окончания работы на земле, указанной в подпунктах "а" и "д", устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации.

VI. Продолжительность полетной смены (ежедневной работы) минимального состава экипажа, разрешенного руководством по летной эксплуатации, при выполнении транспортных полетов

12. Максимальная продолжительность полетной смены (ежедневной работы) минимального состава экипажа, разрешенного руководством по летной эксплуатации данного типа воздушного судна, устанавливается восемь часов днем (ночью).

13. Коллективным договором может быть предусмотрено увеличение продолжительности полетной смены (ежедневной работы) члена летного экипажа в зависимости от базового времени начала полетной смены (ежедневной работы) и количества посадок, запланированных заданием на полет, при этом допустимая продолжительность полетной смены (ежедневной работы) члена летного экипажа в течение суток (любые последовательные 24 часа) не может превышать 8 часов полетного времени днем (ночью), а также значений указанных в приложениях N 1 - 3 Положения.

14. Коллективным договором может быть предусмотрено увеличение продолжительности полетной смены (ежедневной работы) члена кабинного экипажа в зависимости от базового времени начала полетной смены (ежедневной работы) и количества посадок, запланированных заданием на полет при этом максимально допустимая продолжительность полетной смены (ежедневной работы) члена кабинного экипажа в течение суток (любые последовательные 24 часа) не может превышать8 часов полетного времени днем (ночью), а также значений, указанных в приложении N 1 Положения.

VII. Продолжительность полетной смены (ежедневной работы) увеличенного состава экипажа при выполнении транспортных полетов

15. Коллективным договором может быть предусмотрено увеличение продолжительности полетной смены (ежедневной работы) члена экипажа в зависимости от продолжительности полетной смены, полетного времени и количества посадок, запланированных заданием на полет.

16. Если плановая продолжительность полетной смены(ежедневной работы) превышает восемь часов днем (ночью), то в коллективном договоре может быть предусмотрено, что на время регламентированного технологического перерыва в полете для выполнения функций члена экипажа могут вводиться дополнительные члены экипажа (далее увеличенный состав экипажа), при этом максимально допустимая продолжительность полетной смены (ежедневной работы) увеличенного состава летного экипажа в течении последовательных 24 часов не может превышать значений, указанных в приложении №4 Приложения.

17. Максимальная продолжительность полетной смены (ежедневной работы) увеличенного состава летного экипажа устанавливается в зависимости от числа дополнительных членов летного экипажа, планируемой полетной смены (ежедневной работы) и количества посадок, запланированных заданием на полет и устанавливается в коллективном договоре.

Увеличенный состав летного экипажа – лѐтный экипаж, число членов которого превышает минимально необходимое для управления воздушным судном и в котором каждый член лѐтного экипажа может покинуть в полѐте назначенное ему рабочее место на технологический перерыв и быть заменен другим членом лѐтного экипажа, имеющим соответствующую квалификацию.

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 15.05.2009 N 76)

18. Увелечение продолжительности полетной смены (ежедневной работы) и количество членов кабинного экипажа устанавливается коллективным договором и зависит от:

а) продолжительности полетной смены (ежедневной работы) и количества посадок;

б) типа воздушного судна;

в) видов обслуживания пассажиров по классам, предусмотренных в полете (первый, бизнес-класс, экономический);

г) условиями предоставляемого технологического перерыва в полете;

д) от количества пассажиров на воздушном судне, из расчета один бортпроводник на тридцать пассажиров.

19. Выполнение полетов увеличенным составом экипажа может осуществляться только при условии обеспечения дополнительных членов экипажа в салоне пассажирского или грузового воздушных судов специальными местами, оборудованными кроватями (креслами – в салоне бизнес-класса и выше) с возможностью быстрого доступа к кислородному оборудованию, при этом с учетом конструктивных особенностей конкретного воздушного судна кровати (кресла – в салоне бизнес-класса и выше) в салоне пассажирского воздушного судна должны быть изолированными от пассажиров.

20. Время регламентированного технологического перерыва включается во время полетной смены (ежедневной работы) в полном размере.

VIII. Рабочее время при нахождении в резерве и на дежурстве.

21. В период времени пребывания в резерве включается время, в течение которого член экипажа по распоряжению работодателя находится в установленном месте с условиями для отдыха при постоянной готовности к выполнению задания на полет.

22. Член экипажа может быть назначен в резерв не более четырех раз за календарный месяц. Продолжительность времени пребывания на дежурстве и в резерве не может превышать 12 часов в течение непрерывных 24 часов.

23. Время пребывания в резерве в специально отведенном для этой цели помещении с условиями для отдыха засчитывается в рабочее время полностью, в месте жительства - в размере не менее 25 процентов.

В случае вызова члена экипажа из резерва для выполнения полетного задания время дежурства и пребывания в резерве учитывается в рабочем времени за календарный месяц, но не включается в продолжительность полетной смены (ежедневной работы).

(абзац введен Приказом Минтранса РФ от 16.06.2008 N 91)

Примечание: Продолжительность времени и количество раз пребывания на дежурстве по аварийно-спасательным работам (АСР), поисково-спасательным работам (ПСР) и др. устанавливается работодателем локальным актом по согласованию с представителями работников.

IX. Время работы на земле при ожидании вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами (ежедневными работами) и при задержке вылета

24. Время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами (ежедневными работами) включается в рабочее время в размере одного часа за каждые четыре часа времени ожидания. Во время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами не включается время еженедельного отдыха, предусмотренное полетным заданием.

25. Время задержки вылета исчисляется от времени вылета, установленного заданием на полет, до фактического времени вылета.

X. Продолжительность рабочего времени при перемещении члена экипажа в качестве пассажира

26. Время перемещения (перелета или переезда) члена экипажа в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя включается в рабочее время с момента явки к месту убытия, но не менее чем за 40 минут до убытия и до момента прибытия к месту назначения (размещения на отдых).

27. Член экипажа, перемещенный в качестве пассажира на воздушном судне, может выполнить без предоставления ежедневного отдыха полетную смену (ежедневную работу) продолжительностью установленную пунктом 6, при условии заключения коллективного договора продолжительностью установленную пунктами 13, 14, 16 с учетом времени перемещения (перелѐта или переезда). При этом если указанной продолжительности полетной смены (ежедневной работы) недостаточно для выполнения задания на полет, то задание на полет может быть выполнено только после предоставления члену экипажа ежедневного отдыха в соответствии с пунктами 48, 49, 50, 52 настоящего Положения.

XI. Продолжительность рабочего времени при выполнении учебных и (или) тренировочных полетов

28. При выполнении учебных и (или) тренировочных полетов устанавливаются следующие ограничения по продолжительности полетной смены (ежедневной работы) , полетному времени и количеству заходов на посадку:

а) продолжительность полетной смены (ежедневной работы) не может превышать 8 часов при наличие коллективного договора 10 часов;

б) полетное время в полетной смене (ежедневной работе) не может превышать 6 часов;

в) количество заходов на посадку не может превышать 25;

г) количество заходов на посадку для самолетов четвертого класса и вертолетов всех классов не может превышать 40.

XII. Продолжительность полетной смены (рабочего времени) и времени отдыха при перегонке воздушного судна с неисправностями

29. При перегонке воздушных судов с неисправностями, при которых не разрешается перевозка пассажиров и груза, продолжительность полетной смены (ежедневной работы) члена экипажа не может превышать 8 часов, при наличии коллективного договора 12 часов

30. Отдых между полетными сменами при наличии коллективного договора 10 часов члена экипажа при перегонке воздушного судна с неисправностями должен составлять не менее 10 часов, а после перегонки в базовом аэропорту - не менее 42 часов.

XIII. Рабочее время и время отдыха членов экипажа при непредвиденных обстоятельствах

31. При непредвиденных обстоятельствах, связанных с метеоусловиями аэродрома назначения и невозможностью выполнить посадку в аэропорту назначения, отказами авиационной техники в полете, командир воздушного судна обладает исключительным правом увеличить установленную продолжительность полетной смены (ежедневной работы) в следующих размерах:

а) на два часа при выполнении полетной смены (ежедневной работы) в минимальном составе экипажа;

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 15.05.2009 N 76)

б) на три часа при выполнении полетной смены (ежедневной работы) в увеличенном составе экипажа. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 15.05.2009 N 76)

Решение об увеличении продолжительности полетной смены (ежедневной работы) экипажа оформляется командиром воздушного судна записью в задании на полет.

32. В том случае, если командиром воздушного судна не использовано право на увеличение продолжительности полетной смены (ежедневной работы) или использование этого права не позволяет продолжить полет, командир воздушного судна принимает решение о завершении полетной смены и предоставлении ежедневного отдыха членам экипажа с предоставлением условий для отдыха. Продолжительность ежедневного отдыха, установленная пунктом 52 настоящего Положения, может быть уменьшена, до 10 часов, но не менее 8 часов сна с соответствующим увеличением ежедневного времени отдыха в базовом аэропорту непосредственно после окончания полетной смены (ежедневной работы).

Командир воздушного судна по своему усмотрению, исходя из особых обстоятельств, которые могли привести к непредвиденным уровням утомляемости, после обсуждения данного вопроса с членами летного и кабинного экипажа, которых это касается, может сократить фактическую полетную смену (ежедневную работу) и/или увеличить минимальное время отдыха, с тем чтобы исключить любые неблагоприятные последствия для безопасности полетов.

XIV. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов летных экипажей при выполнении авиационных работ

33. Максимально допустимая продолжительность полетной смены (ежедневной работы) члена летного экипажа не может превышать:

при выполнении авиационных работ - 8 часов при наличии коллективного договора 12 часов;

при выполнении авиационно-химических работ - 8 часов при наличие коллективного договора 10 часов (при внесении минеральных удобрений - 8 часов при наличие коллективного договора 12 часов ).

34. При перегонке воздушного судна в ремонт, из ремонта на оперативную точку, с оперативной точки на базу продолжительность полетной смены (ежедневной работы) не может превышать 8 часов при наличие коллективного договора 12 часов.

35. На члена летного экипажа при выполнении авиационных работ, включая авиационно-химические, распространяются нормы полетного времени, установленные пунктами 9, настоящего Положения.

При этом при выполнении отдельных видов авиационных работ максимально допустимая продолжительность полетного времени не может превышать:

а) при полетах с применением высокотоксичных и ядовитых веществ (чрезвычайно опасных, высокоопасных) - четырех часов;

б) при раскатке токоведущих проводов - четырех часов;

в) при трелевке древесины на внешней подвеске - пяти часов;

г) при выполнении строительных и монтажных работ - пяти часов;

д) при выполнении гравиметрической съемки с посадками на лед - пяти часов;

е) при перевозке грузов на внешней подвеске - шести часов;

ж) при отстреле диких животных с воздуха - шести часов;

з) при выполнении аэровизуальных, съемочных, поисковых, аварийно-спасательных работ, радиационной разведки местности, полетов на морские (плавучие) буровые установки - семи часов.

Для завершения полетной смены (ежедневной работы) с грузом на внешней подвеске допускается увеличение полетного времени на один час.

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 15.05.2009 N 76)

36. Член экипажа может выполнить в течение одной полетной смены (ежедневной работы) два разных вида работ, указанных в подпунктах "а", "б", "в", "г" пункта 35 настоящего Положения.

При этом максимально допустимая суммарная продолжительность полетного времени определяется пропорционально по видам работ в пределах норм, установленных пунктом 33 настоящего Положения.

37. Для члена летного экипажа при выполнении авиационно-химических работ устанавливается следующее предельное количество посадок в течение полетной смены(ежедневной работы) :

а) на самолете - 45 посадок;

б) на вертолете - 55 посадок.

38. Продолжительность непрерывного пребывания члена летного экипажа на оперативной точке при выполнении авиационных работ не может превышать 15 последовательных календарных дней, при выполнении авиационно-химических работ - 30 последовательных календарных дней. 

39. Если сроки непрерывного пребывания члена летного экипажа на оперативной точке превышают нормы, установленные пунктом 38 настоящего Положения, то повторное направление члена экипажа на оперативную точку допускается не ранее чем через семь календарных дней нахождения в месте постоянной работы (месте проживания) или с письменного согласия работника в месте фактической работы.

40. При выполнении авиационно-химических работ члену экипажа с его согласия полетная смена (ежедневной работы) может быть разделена на части с продолжительностью перерыва между двумя частями не менее двух часов.

Время перерыва между двумя частями полетной смены (ежедневной работы) в рабочее время не включается.

Разделение полетной смены (ежедневной работы) на части производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого по согласованию с представителями работников.

Общая продолжительность полетной смены (ежедневной работы), разделенной на части, не должна превышать продолжительности полетной смены (ежедневной работы), установленной пунктом 33 настоящего Положения.

41. Члену летного экипажа предоставляются кратковременные перерывы следующей продолжительности:

а) не менее 15 минут - через каждые 1,5 часа полетного времени или после выполнения 10 посадок;

б) не менее 1,5 часа - после каждых четырех часов полетного времени или после 25 посадок, при этом кратковременный отдых может быть совмещен с перерывом для отдыха и приема пищи.

42. Члену летного экипажа предоставляется еженедельный непрерывный отдых после последовательно отработанных пяти календарных дней в базовом аэропорту или месте выполнения фактической работы продолжительностью не менее 42 часов.

XV. Время прохождения обязательного медицинского освидетельствования

43. Работодатель обеспечивает предоставление следующих минимальных периодов времени для прохождения членом экипажа обязательного медицинского освидетельствования (медицинского осмотра, обследования):

а) подготовка (медицинские осмотры, обследования) с прохождением квартального медицинского освидетельствования – не менее двух календарных дней;

б) подготовка (медицинские осмотры, обследования) с прохождением полугодового и годового медицинского освидетельствования – не менее четырех календарных дней.

Накануне прохождения годового, полугодового или квартального медицинского освидетельствования члену экипажа предоставляется отдых 42 часа.

XVI. Время отдыха

44. Отдыху члену экипажа соответствует непрерывный период времени на земле, в течение которого член экипажа свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

45. Члену экипажа предоставляются следующие виды отдыха:

а) перерывы в течение рабочего дня при работе на земле между полетными сменами (ежедневными работами)

б) отдых ежедневный (отдых между полѐтными сменами)- (ежедневными работами);

в) отдых еженедельный непрерывный (выходные дни);

г) отдых ежегодный (отпуск основной и дополнительный).

XVII. Перерывы в течение рабочего дня при работе на земле между полетными сменами (ежедневными работами).

46. При выполнении работы на земле члену экипажа предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2-х часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

XVIII. Отдых ежедневный непрерывный (выходные дни).

47. Отдыху ежедневному (отдых между полетными сменами) - (ежедневными работами) соответствует непрерывный период времени, предоставляемый члену экипажа для восстановления работоспособности после выполнения очередной полетной смены (ежедневной работы).

48. Нормальная продолжительность времени отдыха между полетными сменами (ежедневными работами) должна составлять не менее двойной продолжительности завершенной полетной смены (ежедневной работы), но не менее 12 часов и устанавливаться с учетом:

а) продолжительности времени завершенной полетной смены (ежедневной работы);

б) разницы во времени между базовым и внебазовым аэропортами по всемирно-скоординированному времени;

в) продолжительности дорожного времени во внебазовых аэропортах.

49. При разнице во времени по всемирно-скоординированному времени между базовым и внебазовым аэропортами четыре часа и более продолжительность отдыха между полетными сменами (ежедневными работами) должна быть увеличена на 30 минут за каждый час разницы во времени с базовым аэропортом.

50. После пребывания в часовых поясах с разницей во времени по всемирно-скоординированному времени с базовым аэропортом четыре часа и более в течение 48 часов и более время отдыха после возвращения в базовый аэропорт должно составлять не менее 48 часов.

51. Если дорожное время во внебазовом аэропорту превышает 60 минут, то продолжительность отдыха между полетными сменами (ежедневными работами) должна быть увеличена на продолжительность дорожного времени, соответствующего периоду с момента убытия члена экипажа после окончания полетной смены (ежедневной работы) до момента его размещения на отдых, а также время с момента убытия члена экипажа от места отдыха до момента начала предполетной подготовки.

52. С письменного согласия работника и по согласованию с представителями работников во внебазовых аэропортах продолжительность ежедневного отдыха, в зависимости от продолжительности завершенной полетной смены (ежедневной работы), может быть сокращена до значений минимального ежедневного времени отдыха, указанных в приложении N 5 Положения, с соблюдением норм, установленных пунктами 49, 51 настоящего Положения.

Данная норма не распространяется на главу XIII и не применяется после выполнения ночной полетной смены (ежедневной работы).

53. В базовом аэропорту при плановых ранних вылетах (23 часов до 08 часов) и поздних прилетах (с 22 часов до 06 часов) работодатель обязан предоставить членам экипажа условия для отдыха или организовать доставку членов экипажа в аэропорт и из аэропорта к месту проживания.

XIX. Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни)

54. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.

Еженедельный непрерывный отдых должен предоставляться в соответствии с графиком работы, как правило, в месте постоянного проживания и включать две местных ночи по местному времени базового аэропорта.

55. Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) может предоставляться в месте фактического нахождения члена экипажа при длительном ожидании вылета (трое суток и более) во внебазовых аэропортах (на оперативной точке) с письменного согласия работника. При этом выходные дни члена экипажа должны быть оформлены записью в задании на полет.

56. Еженедельный непрерывный отдых предоставляется не реже чем через пять рабочих дней подряд. После двух последовательных ночных полетных (ежедневной работы)смен непрерывный отдых должен составлять не менее 24 часов. В случае совпадения отдыха после двух последовательных ночных полетных смен (ежедневных работ) с еженедельным непрерывным отдыхом, отдых суммируется и предоставляется единовременно.

К ночным полетным сменам (ежедневным работам) относятся смены, начало которых приходится на местное время базового аэропорта с 22 часов до 06 часов или 50 процентов и более продолжительности, которых приходится на местное время базового аэропорта с 22.00 до 06.00.

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 16.06.2008 N 91)

XX. Требования к планированию и учету рабочего времени и времени отдыха

57. Графики работы составляются работодателем с учѐтом мнения представителей работников не менее чем на один месяц и доводятся до сведения работников не позднее чем за месяц до введения их в действие и выдаются на руки каждому члену экипажа с учетом суммирования предыдущего объема работ за два последовательных месяца и год. В случае производственной необходимости допускается изменение графиков работы с учетом мнения представителей работников, при этом указанные изменения доводятся до сведения работников не позднее, чем за пять дней до введения их в действие. Эксплуатант несет ответственность за доведение графиков работы до членов экипажей и их изменения. Отмена выходных дней в графике производится только с письменного согласия самого работника.

58. Планировать работу членов экипажа с нарушением норм ежедневного, еженедельного, месячного и годового полетного времени и времени отдыха запрещается.

59. Работодатель обязан обеспечить ведение точного учета рабочего времени и времени отдыха членам экипажей в следующем порядке:

а) полѐтное время регистрируется в задании на полет экипажа и летных книжках членов экипажа;

б) планируемая продолжительность полетной смены регистрируется в графике работ, а после выполнения полетной смены регистрируется в задании на полет, в табеле учета рабочего времени и графике работ;

в) планируемая продолжительность рабочего времени и времени отдыха, ночных и сверхурочных работ регистрируются в графиках работы, а после выполнения полетной смены в графике работ и табеле учѐта рабочего времени.

Фактическое количество рабочих часов за месяц отраженных в графиках работы должно соответствовать количеству фактически отработанного времени, указанного в табеле.

60. Члены летного экипажа обязаны вести учет своего полетного времени, полетной смены и времени отдыха. Члены летного экипажа при любом нарушении норм, установленных настоящим Положением, обязаны отказаться от выполнения должностных обязанностей, уведомив об отказе работодателя. При выполнении служебных обязанностей члены экипажа должны иметь при себе графики работ и отдыха с учетом суммирования предыдущего объема работ за два последовательных месяца и год.

61. Планирование и учет рабочего времени для должностных лиц из членов летных экипажей воздушных судов осуществляется в полном соответствии с нормами данного Положения.

Приложение N 1 к Приказу Минтранса России

от 21 ноября 2005 г. N 139 ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ МАКСИМАЛЬНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПОЛЕТНЫХ СМЕН (ЕЖЕДНЕВНЫХ РАБОТ) ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ С ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЧЛЕНАМИ ЛЁТНОГО И КАБИННОГО ЭКИПАЖЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПОЛЕТОВ (В ЧАСАХ И МИНУТАХ)





Базовое время начала

полетной смены (ежедневной работы) *

Количество посадок воздушного судна/максимальная продолжительность полетной смены

 

1 - 2 (3 <***>)

3 - 4 (5 <***>)

5 и более

06.01 - 21.59

12.00 <*>

10.30

08.30

22.00 - 06.00 **

11.00 <*>

10.00

06.30

<*> Время начала полетной смены (ежедневной работы)не влияет на численный состав экипажа. Численный состав экипажа формируется исходя из продолжительности полетной смены (рабочее время) в соответствии с главой VII настоящего Положения.

<**> К ночным полетным сменам (ежедневной работе) относятся смены, начало которых приходится на местное время базового аэропорта с 22 часов до 06 часов или 50 процентов и более продолжительности которых приходится на местное время базового аэропорта с 22.00 до 06.00.

<***> При применении главы XIII настоящего Положения.

Приложение N 2 к Приказу Минтранса России от 21 ноября 2005 г. N 139

При заключении коллективных договоров максимальная продолжительность полётных смен (ежедневных работ) экипажей воздушных судов четвёртого класса с двумя членами лётного экипажа при выполнении транспортных полетов





(В ЧАСАХ И МИНУТАХ) Базовое время начала полетной смены (ежедневной работы)

Количество посадок /максимальная продолжительность полетной смены

 

1 - 4

5 - 10

10 и более

06.01 - 21.59

12.00

11.00

10.00

22.00 - 06.00

10.00

09.00

08.00

Время начала полетной смены (ежедневной работы) не влияет на численный состав экипажа. Численный состав экипажа формируется исходя из продолжительности полетной смены (ежедневной работы) в соответствии с главой XIII настоящего Положения.

К ночным полетным сменам (ежедневной работы) относятся смены (рабочее время), начало которых приходится на местное время базового аэропорта с 22 часов до 06 часов или 50 процентов и более продолжительности которых приходится на местное время базового аэропорта с 22.00 до 06.00.

Приложение N 4 к Приказу Минтранса России от 21 ноября 2005 г. N 139

При заключении коллективных договоров продолжительность полетных смен (ежедневных работ) увеличенного состава летного экипажа при выполнении транспортных полетов (в часах и минутах) (в ред. приказов минтранса рф от 16.06.2008 n 91




















от 15.05.2009 N 76) Численность членов минимального состава летного экипажа

Численность членов дополнительного состава летного экипажа

Численность членов увеличенного состава летного экипажа

Количество посадок воздушного судна /максимальная продолжительность полетной смены

 

 

 

1 - 2

3 и более

2

1

3

13.00

12.00

2

2

4 <*>

16.00

14.00

3

1

4

14.00

12.00

3

2

5

15.00

13.00

3

3

6 <*>

16.00

14.00

4

2

6

14.00

13.00

4

3

7

15.00

13.30

4

4

8 <*>

16.00

14.00

5

2

7

14.00

12.30

5

3

8

15.00

13.00

5

4

9

15.30

13.30

5

5

10 <*>

16.00

14.00

6

2

8 <*>

14.00

12.30

6

3

9 <*>

14.30

13.00

6

4

10 <*>

15.00

13.30

6

5

11 <*>

15.00

14.00

6

6

12 <*>

16.00

15.00

Время начала полетной смены (ежедневной работы) не влияет на численный состав экипажа. Численный состав экипажа формируется исходя из продолжительности полетной смены (ежедневной работы) в соответствии с главой XIII настоящего Положения.

К ночным полетным сменам (ежедневной работы) относятся смены (рабочее время), начало которых приходится на местное время базового аэропорта с 22 часов до 06 часов или 50 процентов и более продолжительности которых приходится на местное время базового аэропорта с 22.00 до 06.00

<*> Продолжительность полетных смен (ежедневной работы) может быть дополнительно увеличена на четыре часа на грузовых воздушных судах, имеющих специально оборудованные спальные места для отдыха членов летного экипажа.

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 15.05.2009 N 76)

Приложение N 5 к Приказу Минтранса России от 21 ноября 2005 г. N 139

Минимальная продолжительность ежедневного времени отдыха членов экипажа между полетными сменами во внебазовых аэропортах





Продолжительность завершенной полетной смены (час)

Во внебазовом аэропорту (час)

До 12 часов (включительно)

Не менее 12

До 14 часов (включительно)

Не менее 14

Более 14 часов

Не менее 16

Источник: www.avialaw.ru

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.