Птицы бьются, страховщики беспокоятся

Попадание птицы в современ­ный авиа- ­двигатель может обойтись страховщи­кам в несколько миллионов долларов :: Леонид Фаерберг / Transport-Photo.com
Попадание птицы в современ­ный авиа- ­двигатель может обойтись страховщи­кам в несколько миллионов долларов :: Леонид Фаерберг / Transport-Photo.com

Cтолкновение воздушного судна с птицей — классический риск в авиастраховании. С одной стороны, он относится к так называемым внешним воздействиям и покрывается страхованием каско ВС. С другой — российские страховщики отмечают, что существует опасная тенденция к постоянному росту частоты подобных случаев, а также стоимости их последствий.

Птичий "бум"

По данным Росавиации (рис. 1) количество инцидентов ВС с птицами (т. е. происшествий, которые непосредственно влияли на безопасность полетов) в России выросло почти в 2,5 раза с 2010 по 2017 г. А количество добровольных сообщений приблизилось к 1000. И  похоже, что эта тенденция сохранится в 2018 г. (рис. 2).

Очевидно, что число подобных происшествий растет вслед за постоянно увеличивающимся количеством эксплуатируемых ВС. Свое влияние на ситуацию также оказывают сезонные миграции пернатых, изменения климата планеты и недостаточный контроль со стороны некоторых аэропортов за орнитологической безопасностью.

К слову, не все случаи попадания живых птиц в "железные" приводят к серьезным повреждениям. Исход по большей части зависит от типа ВС, в какую его часть бьется птица и от ее размеров. Например, попадание небольшого пернатого в фюзеляж авиалайнера может быть не столь ощутимым ЧП как попадание крупной птицы в двигатель ВС.

Один из таких примеров — происшествие с вертолетом Ми-8Т авиакомпании "Полярные авиалинии", случившееся 1 июня 2018 г. Машина, как сообщило издание "Коммерсант", выполняла рейс с посадочной площадки Омского завода гражданской авиации после ремонта в новосибирский аэропорт Толмачево. Примерно на 18-й минуте полета на высоте 125 м в воздухозаборник левого двигателя попала птица, вследствие чего вертолет получил серьезные повреждения: нижняя часть его фюзеляжа и левый топливный бак были сильно деформированы, разрушены лопасти рулевого винта и концевая балка. Экипаж и пассажиры при этом не пострадали. Орнитологи установили, что в двигатель машины попал хищник канюк (отряд ястребиные). Вес некоторых экземпляров может достигать 1,5 кг, а размах крыльев до полутора метров.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№194, ноябрь 2018
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2018 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.