Российская деловая авиация выросла от пандемии

В условиях ограничений на регулярное авиасообщение на бизнес-чартеры пересели пассажиры бизнес-класса
Российская деловая авиация выросла от пандемии
По оценке ОНАДА, на Внуково-3 приходится 70–75% всех деловых рейсов на российском рынке :: Внуково

Прошедший год оказался успешным для российской бизнес-авиации, которая зачастую оставалась единственным способом международного воздушного сообщения в условиях ковидных ограничений. По словам президента Объединенной национальной ассоциации деловой авиации (ОНАДА) Ярослава Одинцева, количество бизнес-чартеров в сегменте за 2021 год выросло более чем на 50% относительно допандемийного 2019 года, а налет популярных в России бизнес-джетов Hawker и Embraer Legacy удвоился.

Оценку отраслевой ассоциации подтвердили участники рынка. "Всемирный локдаун и пандемия COVID-19 дали уверенный толчок к росту российского рынка бизнес-авиации и открыли новые возможности", — рассказал ATO.ru Алишер Эльмурадов, совладелец чартерной компании LLJets. Объем заявок у LLJets в прошлом году вырос в четыре раза по сравнению с 2019 годом и на 40% по сравнению с 2020-м. "Конечно, это связано не только с ростом рынка, но и с развитием нашей собственной базы клиентов, — отметил Эльмурадов. — Однако бурный рост, который мы наблюдаем, отрицать бессмысленно; он характерен для периодов восстановления отрасли после мощных экономических потрясений".

В отличие от гражданской авиации, в России не ведется централизованная статистика по деловым чартерам. Однако основным ориентиром традиционно являются показатели главной гавани бизнес-авиации страны — московского терминала Внуково-3. По оценке Одинцева, на Внуково-3 приходится 70–75% всех деловых рейсов на российском рынке.

По данным оператора Внуково-3 — Центра бизнес-авиации, за прошлый год в терминале было обслужено 17340 деловых рейсов, что на 30% больше, чем годом ранее. Количество пассажиров возросло на 36%, до 105800 чел. Это больше, чем показатели допандемийных 2016–2018 годов.

Сильнее всего в 2021 году во Внуково-3 вырос пассажиропоток на международных рейсах — на 40%. Доля международных пассажиров в общем пассажиропотоке терминала превысила 64%.

Положительную динамику деловых перевозок также подтверждают показатели сервисных компаний. По словам Екатерины Сучковой, коммерческого директора компании Jet Catering, которая поставляет бортовое питание для деловых рейсов в аэропорты Москвы, Ярославля и Калуги, в прошлом году рост количества заказанных блюд составил 20% по сравнению с 2020 годом и 30% по сравнению с 2019 годом.

Алишер Эльмурадов из LLJets связывает резкий рост деловых чартеров с несколькими обстоятельствами. С одной стороны, традиционные пользователи деловой авиации стали летать чаще. Кроме того, пандемия расширила "летающий" круг членов семьи главного пассажира. "Теперь вне зависимости от того, летит ли сразу вся семья или только несколько ее представителей, для полета арендуется частный самолет", — отметил Эльмурадов.

С другой стороны, ограничения регулярного авиасообщения привели в деловую авиацию абсолютно новых пассажиров. По его словам, именно благодаря этим новичкам "выстрелила" ниша покресельной аренды бизнес-самолетов, снизив порог вхождения на закрытый и элитарный рынок деловой авиации.

По оценке Ярослава Одинцева, такие рейсы привлекли пассажиров, до пандемии летавших в бизнес-классе на регулярных рейсах. Эти клиенты пока не готовы платить 20–25 тыс. евро за аренду целого самолета, но могут позволить себе потратить 3–4 тыс. евро на кресло в бизнес-чартере, отметил он.

Екатерина Сучкова отметила, что Jet Catering стал первым авиационным кейтерингом в России, который взялся обслуживать бизнес-чартеры с покресельной арендой. За счет таких полетов с полной загрузкой средняя стоимость бортового питания на один рейс выросла в прошлом году на 20% по сравнению с 2019 годом.

По данным российского агрегатора поиска, бронирования и продаж рейсов бизнес-авиации Najet, по поисковым запросам в 2021 году лидировали московские аэропорты: Внуково (25,0% от всех запросов), Домодедово (8,5%) и Шереметьево (8,0%). На четвертом месте оказался санкт-петербургский Пулково (6,3%); замкнул первую пятерку екатеринбургский аэропорт Кольцово (2,2%).

Источник: Najet.

Наиболее популярным маршрутом деловой авиации из московских аэропортов с большим отрывом стал Сочи, за ним следует Пулково. На третьем месте — турецкая Анталья.

Анализ Najet базируется на 93883 поисковых запросах, выполненных пользователями сервиса в 2021 году.

Участники российского рынка ожидают, что рост рынка бизнес-перелетов продолжится в 2022-м, хотя более скромными темпами. Президент ОНАДА обратил внимание на высокий внутренний спрос на деловые перелеты между крупными промышленными и деловыми центрами.

"Вероятно, вместе с окончательным восстановлением регулярного авиасообщения часть пассажиров вернется в первый класс коммерческих авиакомпаний", — прогнозирует Алишер Эльмурадов. Однако, по его словам, пока нет никаких экономических предпосылок для кардинальной смены вектора и прекращения роста российской деловой авиации. 

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.