Российские перевозчики выступили против дерегулирования тарифов на услуги в аэропортах

Самолеты в аэропорту Внуково
Представители перевозчиков уверены, что предлагаемые ФАС изменения приведут к существенному росту тарифов в аэропортах :: Евгений Дубовицкий

27 марта в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) в онлайн-формате состоялось заседание подкомиссии по авиационной и космической деятельности. Его участники — руководители ряда российских авиакомпаний и аэропортов, представители Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) и исследовательских вузов — обсудили актуальные вопросы антикризисных действий в сложившихся условиях масштабных ограничений авиасообщения из-за пандемии COVID-19.

Основной темой заседания стало обсуждение предложения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) отменить ценовое госрегулирование тарифов на аэропортовые услуги на международных воздушных линиях (МВЛ). ФАС предлагает внести изменения в Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2008 г. № 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей". По мнению представителей отрасли, предложенные изменения несвоевременны и только ухудшат и без того крайне тяжелую ситуацию.

В свободное плавание

Сегодня государство осуществляет контроль над стоимостью основных аэропортовых услуг — это обеспечение взлета, посадки и стоянки ВС, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности и обслуживания пассажиров, заправки ВС авиатопливом и хранение авиатоплива.

Госконтроль распространяется на все воздушные гавани России, за исключением московского авиационного узла (МАУ; ценовое регулирование отменено с 2016 г.) и частично Пулково (решение о дерегулировании аэропортовых тарифов на международных рейсах и рейсах в Москву было принято в ноябре 2019 г.).

ФАС предлагает отменить ценовое госрегулирование тарифов на аэропортовые услуги на международных воздушных линиях, сохранив его только для внутренних рейсов (ВВЛ), а также оставить контроль над обеспечением заправки ВС авиатопливом и хранением авиатоплива только в аэропортах, расположенных на территориях Сибирского и Дальневосточного федерального округов.

Новые риски

Стоит отметить, что вопрос о дерегулировании тарифов на услуги в региональных аэропортах в ФАС поднимали и ранее. Однако тогда Минтранс РФ не поддержал эту инициативу из-за опасений, что такое решение вызовет резкий рост тарифов в аэропортах, а впоследствии и рост цен на авиабилеты.

Представители перевозчиков уверены, что вновь предлагаемые ФАС изменения приведут к существенному росту тарифов в аэропортах. Так, согласно данным главного эксперта Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федора Борисова, дерегулированные тарифы в МАУ с 2015 г. выросли в 1,5–3,0 раза. При этом рост большинства регулируемых тарифов был заморожен, аэропорты увеличивали свои доходы за счет увеличения числа взлетно-посадочных операций.

Также существует немалая вероятность того, что в результате дерегулирования ухудшатся конкурентные позиции российских авиакомпаний относительно иностранных перевозчиков, сборы для которых в российских аэропортах в среднем установлены в несколько раз выше. Трудно представить, что в результате дерегулирования аэропорты снизят ставки для иностранцев, а вот поднять их для российских перевозчиков — вполне возможно.

Разумеется, выравнивание конкурентного поля и предоставление равных условий на рынке — тема благородная, но едва ли эта задача актуальна и целесообразна сейчас, когда российский воздушный транспорт переживает, вероятно, самый тяжелый период за всю историю своего существования.

Ухудшение условий российских авиакомпаний при выполнении полетов на МВЛ, в свою очередь, скажется и на тарифах на ВВЛ, которые, по сути, поддерживаются за счет прибыли на международных рейсах. А ввиду того что конкуренция среди ТЗК отсутствует или ограничена не только на Дальнем Востоке, рост цен затронет еще и топливное обеспечение ВС. В целом, очевидно, это только затруднит выполнение поручений президента РФ о развитии регионального и местного авиасообщения в стране.

Снизить давление

Согласно данным АЭВТ операционные убытки авиакомпаний России в 2018–2019 годах оцениваются примерно в 99 млрд руб. (–54 млрд в 2018 году и –45 млрд в 2019 году). В 2020–2021 годах с высокой степенью вероятности ситуация ухудшится из-за действующих ограничений на полеты, связанных с распространением нового коронавируса.

Участники заседания сошлись во мнении, что необходимо не допустить изменения законодательства, еще больше ухудшающего положение российских авиакомпаний, а нужно сосредоточиться на мерах поддержки отрасли в условиях глубокого кризиса. В числе мер, направленных на поддержку аэропортов, прозвучала необходимость снижения налоговой нагрузки на объекты инфраструктуры, в частности на взлетно-посадочные полосы, поскольку интенсивность их эксплуатации радикально сократилась.

Меры поддержки, продвигаемые АЭВТ и Международной ассоциацией аэропортов, предполагают не только прямую финансовую помощь российским авиапредприятиям, но также регуляторную, которая будет иметь положительный и, самое важное, долгосрочный эффект.

Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.