Самолеты A320: на службе гражданской авиации России

Самолет семейства A320 перевозчика S7 Airlines
Основу флота S7 Airlines составляют самолеты производства Airbus :: Сергей Лебедев / S7 Technics

Сегодня узкофюзеляжные самолеты производства Airbus  составляют основу парка ведущих российских авиакомпаний. И количество этих ВС в России будет только расти.

Какие самолеты семейства A320ceo/neo были первыми в гражданской авиации России, как происходит техобслуживание этого типа ВС и почему кардинальных различий в ТО A320 и B-737NG сегодня нет, читайте в этой публикации "Авиатранспортного обозрения" (ATO.ru). 

Годы эксплуатации

Самолеты семейства Airbus A320 в российской гражданской авиации эксплуатируются более 16 лет.

В октябре 2003 г. первые машины этого семейства получил "Аэрофлот". Ими стали A319 (регистрационный номер VP-BWA; в настоящее время эксплуатируется в авиакомпании "Аврора") и A320 (регистрационный номер VP-BDK; выведен из парка авиакомпании "Аэрофлот" в ноябре 2019 г.).

Первым эксплуатантом самолетов A321 также стал "Аэрофлот". В ноябре 2004 г. был принят стартовый самолет этой модели; им стало ВС с регистрационным номером VP-BWN, которое эксплуатировалось в крупнейшей российской авиакомпании до лета 2017 г.

Airbus A320
"Аэрофлот" — стартовый и крупнейший российский эксплуатант самолетов Airbus A320 :: Евгений Дубовицкий / ATO.ru

Тогда же гражданская авиация России получила первый самолет нового поколения Airbus A320neo. Эта машина поступила в парк S7 Airlines в июле 2017 г. А в июне 2018-го крупнейший частный авиаперевозчик страны первым в России принял A321neo ― наиболее вместительный самолет ремоторизованного семейства A320neo.

По данным Росавиации, за 11 месяцев 2019 г. на долю пяти лидирующих авиакомпаний страны пришлось 64% авиапассажиров. Среди этих перевозчиков самолеты Airbus не использует только лоукостер "Победа". Он развивается за счет узкофюзеляжных машин Boeing.

Значимость

По своей значимости для воздушного транспорта России воздушные суда семейства A320 вне конкуренции. В 2018 г., по данным издания "Ежегодник АТО", узкофюзеляжные самолеты Airbus российских авиакомпаний перевезли 50,7 млн пасс. (43,6%). Для сравнения: узкофюзеляжные самолеты Boeing перевезли 28,6% пассажиров.

Увеличение количества узкофюзеляжных самолетов производства Airbus в парках российских авиакомпаний отразилось и на развитии российского сектора услуг техобслуживания авиатехники.      

Наибольшим опытом работы с самолетами семейства Airbus A320 владеет провайдер S7 Technics, так как его специалисты выполняли ТО большинства российских операторов данного типа ВС. Кроме того, этот провайдер взаимодействует с иностранными эксплуатантами A320ceo/neo. Например, с ведущей казахстанской авиакомпанией Air Astana и ее подразделением FlyArystan (см. видеоролик).  

Возможности

S7 Technics обслуживает самолеты семейства A320 на всех трех производственных базах (аэропорты Домодедово, Толмачево и Минеральные Воды) и двух линейных станциях (Иркутск и Владивосток).

К ТО самолетов семейства A320ceo/neo, оснащенных двигателями CFM56, V2500 и PW1100G, допущено около 400 специалистов (категории A1, B1.1, B2 и С) провайдера.

узкофюзеляжные самолеты производства Airbus
Российские авиакомпании Red Wings (ее самолеты — на заднем плане) и "Уральские авиалинии" пока развиваются исключительно за счет узкофюзеляжных самолетов производства Airbus :: Евгений Дубовицкий / ATO.ru

"Если вести речь именно о периодическом техобслуживании, то к работе с этим типом ВС мы приступили в июне 2006 г., с приходом в S7 Airlines самолетов A319. Напомню, что в том году авиакомпания получила сразу восемь машин данного типа", — рассказывает Владимир Ерашов, начальник производства S7 Technics.

Собеседник объяснил, что работа с самолетами Airbus A320ceo гарантирует наличие устойчивого спроса на услуги провайдера. Ведь наряду с Boeing 737NG самолет A320 — самый распространенный тип ВС в мире (более 8000 машин) и самый массовый самолет в авиакомпаниях России (около 300 единиц).

Значимость A320 для S7 Technics подтверждается цифрами. В 2019 г. специалисты провайдера выполнили на ВС семейства A320 54 тяжелые формы ТО, 9 передаточных форм (redelivery check), 335 A-check. По каждому из видов работ наблюдается рост.

А покрасочная команда S7 Technics в Минеральных Водах в 2019-м окрасила 14 бортов семейства A320. В итоге наибольшая доля выработки S7 Technics приходится именно на узкофюзеляжные ВС производства Airbus.

"Степень компетенций по самолетам Airbus A320 в S7 Techniсs — на уровне лучших мировых MRO-организаций. На регламентное ТО мы сертифицированы без ограничений, то есть можем выполнять абсолютно все работы, заложенные в программе ТО ВС данного типа. Текущий уровень компетенций позволяет нам практически все, вплоть до проведения работ по утилизации A320", — заявляет Владимир Ерашов.

Российские особенности

Для климата на всей территории России характерно отчетливое разделение года на холодный и теплый сезоны, большие перепады температур. А аэропортовая сеть страны продолжает модернизироваться. Возникает вопрос, как эти факторы влияют на эксплуатацию в нашей стране европейских A320.

В ангаре S7 Technics
S7 Technics обслуживает самолеты семейства A320 в пяти российских аэропортах. К работе с этими ВС допущено около 400 специалистов провайдера :: Сергей Малых / S7 Technics

Владимир Ерашов какой-либо специфики в обслуживании самолетов семейства A320 по сравнению с ТО других ВС не видит: "Все современные самолеты имеют развитые системы самотестирования. Вот почему какие-то специфические нюансы, присущие первым поколениям ВС различных производителей, с распространением глобализации, кооперации как при производстве ВС, так и при их оснащении оборудованием (электронные блоки одних и тех же производителей устанавливаются на Airbus, Boeing, Embraer, Superjet 100) нивелируются. Поэтому программы ТО все более начинают походить друг на друга".

Вместе с тем собеседник отметил, что климатические условия России как страны с длительными периодами эксплуатации ВС в условиях отрицательных температур требуют крайне педантичного отношения к разделу Cold Weather Maintenance ("Обслуживание в холодную погоду").

"Также специфичными для нашей страны являются вопросы, связанные с длительной (иногда до нескольких суток) таможенной очисткой авиационно-технического имущества", — считает Владимир Ерашов.

За полтора десятка лет практики работ S7 Technics с самолетами Airbus A320 начальнику производства провайдера в первую очередь вспоминается проблема со сколами хромированного покрытия стоек шасси.

"Для исследования привлекался производитель, выполнялись тестовые замеры количества тепла, принятого стойкой в процессе пробега и руления, показавшие существенное превышение над среднеевропейскими показателями, — комментирует Владимир Ерашов. — При этом ВС типа В-737 подобной проблемой затронуты практически не были по причине гораздо более прочного хромированного слоя. Проблема была решена путем доработки узла смазки данной зоны и замены нижнего подшипника на усиленный тефлоновый".

Обслужить neo

Стартовые тяжелые формы ТО на самолетах A320neo специалисты S7 Technics выполнили в начале 2019 г. Компания стала первым провайдером ТОиР, выполнившим С-сheck на самолетах этого типа на территории России и ближнего зарубежья.   

Работы проводились на производственной площадке S7 Technics в московском аэропорту Домодедово. Тогда были обслужены два A320neo S7 Airlines, оснащенные двигателями Pratt & Whitney PW1127.

A320
Самолеты A320/321neo авиакомпании S7 оснащены двигателями канадского производства :: Евгений Дубовицкий / ATO.ru

"Двигатель PW1100 по сравнению с CFM56-5 относится к моторам следующего поколения. Поэтому тестовое оборудование превосходит по возможностям предыдущее поколение на порядок. Впрочем, двигатель находится в периоде подконтрольной эксплуатации, поэтому существенный объем выполняемых работ требует согласования с представителем производителя", — отметил Владимир Ерашов.

A320 и B-737NG: разница в ТО

Самолеты семейства A320 и Boeing 737NG — прямые конкуренты. А каковы различия в ТО этих двух типов ВС?

Владимир Ерашов пояснил, что как раз с появлением B-737NG различия стерлись: "Предшественник ― B-737CL был представителем старой школы, и четко прослеживалась разница в подходах Airbus ― изначально коммерческого гражданского концерна и Boeing ― корпорации, на первом этапе ориентированной на военную продукцию. Но глобализация, конкуренция и кооперация привели всех к общему знаменателю".

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.