Сбрасывая скорость

Китай не будет поощрять появление новых авиакомпаний до 2010 года и замедлит бурный рост уже существующих

Брэдли ПЕРРЕТТ, Пекин
Авиакомпании и авиационная промышленность Китая должны извлечь выгоду из правительственного решения о сдерживании роста рынка гражданской авиации в стране, хотя изготовители самолетов на Западе могут усмотреть в этом стремление уменьшить спрос со стороны азиатского гиганта.
Запрет на регистрацию новых авиакомпаний по крайней мере до 2010 г. является частью стратегии, нацеленной на замедление слишком быстрого роста интенсивности воздушного движения, который осложняет процесс создания инфраструктуры и формирования ресурсов квалифицированной рабочей силы. По заявлению руководства Главного управления гражданской авиации Китая (ГУГАК) дальнейший рост объема воздушных перевозок в авиакомпаниях, который отмечался в последнее время, будет находиться под контролем, что в буквальном смысле означает "будет ограничен".
На первый взгляд это заявление кажется плохой новостью для существующих перевозчиков, хотя на самом деле они будут приветствовать любые ограничения пропускной способности воздушного пространства в общенациональном масштабе, которые могли бы поддержать объем получаемых прибылей на прежнем уровне. Впрочем, в результате у авиакомпаний может оказаться больше самолетов, чем им требуется.
Авиакомпания Air China, ведущая международная авиакомпания страны, уже наслаждается выгодной ценовой политикой, отчасти благодаря традиционной политике правительства по ограничению выдачи международных коммерческих прав для таких перегруженных пунктов, как Пекин и Шанхай.
Сверхурочная работа пилотов будет запрещена, а авиакомпаниям придется замедлить темпы развития, если они не получат в свое распоряжение достаточное количество подготовленных пилотов. Это предполагает, что авиакомпании приобретут меньше самолетов, чем могли бы, хотя власти и не объявляют новый заданный темп роста, на основании которого самолетостроители могли бы провести свои оценки предполагаемого спроса.
По заявлению китайских авиационных властей, в последние годы отрасль авиаперевозок Китая развивалась очень быстро, со средними темпами свыше 16% в год. Результирующая нехватка технического персонала, пропускной способности воздушного пространства и аэропортов становится еще более очевидной, поэтому ГУГАК намерено контролировать общее количество рейсов, ограничивать выдачу разрешений для выхода на рынок и темпы роста, чтобы гарантировать безопасность и обеспечить надежное, быстрое, безопасное и хорошо организованное развитие отрасли.
Текущий пятилетний план развития Китая предусматривает в течение 2006- 2010 гг. лишь 14%-ный ежегодный прирост количества перевезенных пассажиров. Такой рост можно было бы ожидать, если бы темпы долгосрочного развития экономики составляли запланированные правительством 7% в год, но годовой объем производства ежегодно увеличивался примерно на 10% много лет подряд. Таким образом, неудивительно, что отрасль авиаперевозок также не следовала спрогнозированному сценарию.
Государственные средства массовой информации утверждают, что 18 аэропортов работают за пределами запланированной пропускной способности, включая аэропорты городов Шанхай, Хунцяо, Чэнду, Шэньчжэнь, Далянь, Урумчи — и прежде всего международный аэропорт Пекина, крупнейший аэропорт страны, недавно занявший девятое место в рейтинге наиболее загруженных аэропортов мира.
В августе представители власти заявили, что будут принуждать авиакомпании к сокращению объемов перевозок в аэропорту Пекина, который сильно перегружен из-за подготовки к расширению в будущем году. Цифры приняты такие: аэропорт Пекина сокращает 48 операций взлета и посадки в день, в том числе по 10 операций каждой авиакомпании из ведущей тройки: China Southern, Air China и China Eastern. Главная цель — к марту сократить нынешние 1100 операций в день до 1000 и менее. Пиковая нагрузка должна снизиться с 60 операций в час до 55. Власти также ввели систему наказаний для перевозчиков, рейсы которых изо дня в день опаздывают с прибытием в Пекин. Авиакомпании Air China и China Eastern уже лишились по одному рейсу в день.
Новые авиакомпании, видимо, до 2011 г. появляться почти не будут, поскольку ГУГАК заявляет, что до 2010 г. даже не собирается, за редкими исключениями, рассматривать заявки. Исключения в этой стратегии отражают диапазон национальных приоритетов. Создание новых авиакомпаний возможно, если они будут выполнять ряд особых требований — например, собираются перевозить грузы (прямо поддерживающие занятость в обрабатывающей промышленности), будут использовать преимущественно иностранных пилотов (восполняющих недостаток китайских пилотов) и выполнять полеты в основном ночью (когда воздушное пространство не столь загружено). Также допускается формирование авиакомпаний, выполняющих перевозки на западе и северо-востоке страны — в регионах, отстающих по уровню развития от процветающего востока Китая.
Прекращение общего запрета на создание новых авиакомпаний в 2010 г. должно совпасть с планами Китая по снижению госрегулирования в области авиаперевозок, хотя недавние судорожные попытки управления в этой сфере показывают, что страна еще совсем не готова к свободной конкуренции с иностранными авиакомпаниями.
Помимо большой тройки авиаперевозчиков есть еще две частные китайские авиакомпании, способные извлечь выгоду от ограничения пропускной способности воздушного пространства, которые планируют увеличить капитал путем продажи своих ценных бумаг. Причем одна из них собирается продать акции зарубежным стратегическим инвесторам.
Так, согласно публикации гонконгской газеты South China Morning Post, авиакомпания Shenzhen Airlines, одна из крупнейших китайских авиакомпаний без госпакета акций, планирует увеличить капитал до 200 млн долл. путем прямого размещения 20%-ной доли своих акций среди инвесторов, а затем привлечь по крайней мере 1 млрд долл. в процессе IPO. Впрочем, руководство авиакомпании подтверждает только наличие планов вывода акций на биржу. Китайское правительство имеет косвенный интерес в активах авиакомпании Shenzhen Airlines через 25%-ный пакет акций, принадлежащий авиакомпании Air China, которой, в свою очередь, частично владеет государство.
Кроме того, авиакомпания Junyao Airlines, приступившая к выполнению полетов в сентябре 2006 г., рассчитывает привлечь у зарубежных стратегических инвесторов 150 млн долл. в обмен на 20% своих акций. Авиакомпания Junyao Airlines (иногда ее еще называют Juneyao Airlines) является партнером OK Airways, другой частной авиакомпании.


Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.