Северное преображение

Nordwind Airlines обновляет флот и поворачивается лицом к пассажирам
Северное преображение
Одним из элементов реформирования NordWind стало расширение и обновление самолетного парка :: Артем Аникеев // Transport-photo.com

Когда-то работавшая исключительно в сегменте чартерных перевозок российская авиакомпания NordWind Airlines около года назад резко изменила своим традициям и решила заняться регулярными рейсами. В 2017 году не проходит и месяца, чтобы перевозчик не объявил, к примеру, о вводе в парк нового ВС, открытии нового направления полетов или о собственном ребрендинге.

"Сейчас для успеха авиакомпаний ключевой вопрос — не забывать об индивидуальности каждого пассажира. Ведь это не просто числа в таблице, сколько пассажиров было перевезено. Они все — личности. Если относиться к каждому человеку с должным уважением и предоставлять соответствующий сервис, такой пассажир будет возвращаться снова и снова", — рассказывал в июньском интервью АТО Джоаким Эверстин, глава департамента инноваций и технический евангелист компании Sabre. Слова этого представителя — одного из ведущих поставщиков технологий для мировой индустрии туризма и путешествий — хорошо описывают нынешние мысли руководителей компании NordWind Airlines, прочно связанной с туроператором Pegas Touristik.

Чартерное начало 

В следующем году NordWind Airlines отпразднует 10-летний юбилей: юридическое лицо авиакомпании — ООО "Северный ветер" было зарегистрировано в первой половине 2008 г.

До 2014 г. дела чартерной авиакомпании, принадлежащей в настоящее время, по данным ЕГРЮЛ, ООО "Пегас" (95,1% доли в уставном капитале NordWind Airlines) и одному из управленцев Pegas Touristik — Каринэ Букрей (4,9%; владеет ООО "Пегас"), шли в гору. Перевозчик исправно наращивал провозные емкости, входил в десятку крупнейших авиакомпаний России и исправно возил туристов на самые популярные у российских граждан курорты. Но девальвация рубля в 2014–2015 гг., запрет на чартерные полеты в Турцию (осень 2015 — лето 2016 г.) и полное закрытие египетского направления (с ноября 2015 г., продолжается до сих пор) смешали карты как туроператору, так и подконтрольному ему перевозчику.

Сжатие 

В начале осени 2014 г. в распоряжении NordWind Airlines было 27 самолетов (один Airbus A320, восемь Airbus A321, четыре Boeing 737, четыре Boeing 757, семь Boeing 767 и три Boeing 777). Но 2015 г. перевозчик начал с парком, сокращенным на треть, — в рамках разработанной программы оптимизации парка NordWind Airlines отказалась от эксплуатации девяти самолетов: единственного Airbus A320, трех Boeing 757 и пяти Boeing 767 (три машины из них были оставлены на хранении). Тогда в авиакомпании рассказывали АТО, что существенное сокращение провозных емкостей связано со снижением спроса на авиаперевозки по туристическим направлениям. В авиакомпании отмечали, что ВС, выведенные из парка, "будут возвращены лизингодателям на взаимно согласованных условиях".

Отметим, ноябрь 2014 г. стал первым месяцем в истории NordWind Airlines, когда авиаперевозчик зафиксировал падение количества перевезенных пассажиров (–39% к ноябрю 2013 г.). В декабре тенденция сохранилась, но падение составило около 7%. Несмотря на это по итогам 2014 г. авиакомпания перевезла примерно 4,5 млн чел. (рост к 2013 г. на 22%). При этом пассажирооборот NordWind Airlines в 2014 г. по сравнению с 2013 г. упал на 1,2%, хотя до этого показатель рос двузначными темпами.

Следующая пара лет стала, наверное, самым непростым периодом в истории авиакомпании. В позапрошлом году NordWind Airlines перевезла на 40% пассажиров меньше, чем в 2014 г., а в прошлом году — на 33% меньше, чем в 2015 г. Пассажирооборот тоже падал двузначными темпами. По итогам 2016 г. услугами перевозчика воспользовалось почти 1,8 млн пасс., что в 2,5 раза меньше, чем в 2014 г., когда авиакомпания продемонстрировала лучший в своей истории результат. Однако текущий год NordWind Airlines явно закончит ростом числа перевезенных пассажиров, поскольку в январе–мае авиакомпания обслужила 789 тыс. чел., на 120% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. При этом за рассматриваемый период пассажирооборот NordWind Airlines увеличился на скромные 7,5% и составил 2,1 млрд пкм. О том, что авиакомпания находится в стадии большой перестройки, хорошо свидетельствует такой показатель, как среднее расстояние полета потребителя, — в январе–мае 2017 г. для NordWind Airlines оно составило почти 2700 км, что вдвое меньше среднего километража за аналогичный период прошлого года.

Современный сбалансирован­ный флот, состоящий из наиболее популярных моделей Airbus и Boeing, позволяет сформировать оптимальное предложение для пассажиров с точки зрения емкости рынка и дальности направления перелета // Сергей СЕРГЕЕВ

Современный сбалансирован­ный флот, состоящий из наиболее популярных моделей Airbus и Boeing, позволяет сформировать оптимальное предложение для пассажиров с точки зрения емкости рынка и дальности направления перелета

Фото: Сергей Сергеев

Перестройка 

Результаты деятельности по переформатированию NordWind Airlines стали заметны весной этого года. Менеджмент авиакомпании заявил о планах по увеличению флота для развития на рынке внутренних перевозок и о проведении ребрендинга. Последнее обстоятельство затронет не только экстерьеры и интерьеры самолетов, но и работу над повышением качества предоставляемых услуг.

Позже новости о поступлении новых самолетов в парк NordWind Airlines посыпались как из рога изобилия. К началу июля флот авиакомпании вырос на восемь ВС, до 18 самолетов (четыре Boeing 777-200ER, семь Boeing 737-800 и семь Airbus A321). Среди полученных ВС, например, два абсолютно новых Airbus A321 и три Boeing 737-800 возрастом один-два года. Предполагается, что до апреля 2018 г. в авиакомпанию поступят еще 10 самолетов. Так, в середине лета перевозчик рассчитывает ввести в расписание пару Airbus A330.

В NordWind Airlines заявляют, что "современный сбалансированный флот, состоящий из наиболее популярных моделей Airbus и Boeing, позволяет сформировать оптимальное предложение для пассажиров с точки зрения емкости рынка и дальности направления перелета". Из пресс-релиза авиакомпании от 28 июня следует, что NordWind Airlines активизировала работу на внутренних авиалиниях. Авиакомпания объявила о перевозке миллионного пассажира на собственных регулярных рейсах. При этом количество перевезенных на них путешественников за пять месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. NordWind Airlines увеличила в 30 раз.

В конце июня маршрутная сеть перевозчика была представлена 33 российскими городами, из которых авиакомпания еженедельно выполняла более 500 рейсов (75% полетов переведено в регулярное расписание). Например, NordWind Airlines заявила, что у нее самая большая маршрутная сеть с вылетом из симферопольского аэропорта — 25 городов.

Хабовая турмодель 

Вышеперечисленные факты — только верхушка айсберга происходящих внутренних изменений, объясняет АТО коммерческий директор NordWind Airlines Имран Назаров, входящий в команду управленцев туроператора Pegas Touristik.

Например, осенью 2015 г. на встрече со специалистами турагентств Западной Сибири он рассказывал о стратегии развития Pegas Touristik в новых экономических условиях. По словам топ-менеджера, процесс оптимизации организационной структуры туроператора и его полетных программ завершен и сейчас на повестке дня — активное развитие продуктовой линейки и других сервисов Pegas Touristik.

Тогда Назаров объявил, что новая стратегия предполагает расширение продуктовой линейки Pegas Touristik даже в условиях падения спроса. "Раньше у нас никогда не было в зимних предложениях из Новосибирска восьми-девяти стран", — говорил топ-менеджер. По его словам, добиться этого позволяет оптимизация собственных полетных программ партнерских авиакомпаний NordWind Airlines и Pegas Fly и перевод части туристических продуктов на регулярную перевозку с целью формирования региональных турпотоков к крупных хабам Pegas Touristik. "Мы начали выполнять регулярные рейсы внутри России, это даст нам возможность к летнему сезону 2016 г. довести количество внутренних перелетов до 20 направлений. Мы будем регулярными рейсами привозить пассажиров в крупные хабы и чартерами отправлять на отдых", — делился планами Имран Назаров.

В 2017 г. в маршрутной карте NordWind Airlines есть три узловых аэропорта: Шереметьево, Симферополь (здесь забазировано два ВС) и Сочи. Причем Pegas Touristik сохранит активное присутствие в двух южных аэропортах даже зимой.

Икар из Сибири

Kроме NordWind Airlines в орбиту Pegas Touristik входит красноярская авиакомпания "Икар" (новый импульс в своем развитии перевозчик получил в 2013 г.), летающая под фирменным наименованием Pegas Fly. По данным ЕГРЮЛ, "Икар" принадлежит Ванде Букрей, а руководит авиакомпанией Андрей Ленгаров, ранее занимавший пост гендиректора NordWind Airlines. "С момента выхода авиакомпании "Икар" на рынок оказания услуг чартерных магистральных перевозок основная часть таких рейсов всегда выполнялась в интересах Pegas Touristik, — говорил он АТО в конце 2015 г. — После первого года сотрудничества партнеры сделали нам очень выгодное предложение об использовании товарного знака Pegas Fly при оказании услуг перевозки. Мы с радостью приняли это предложение, так как использование бренда, созвучного доброму имени туроператора с мировой известностью, значительно упрощает завоевание доверия потребителей, что крайне важно для нового перевозчика".

В январе–мае Pegas Fly перевезла 505 тыс. пасс. (рост на 96% к аналогичному периоду 2016 г.). В этот период пассажирооборот красноярской авиакомпании составил 2,5 млрд пкм, превысив аналогичный показатель NordWind Airlines почти на 20%. При этом парк Pegas Fly, по данным Росавиации, вдвое меньше парка NordWind Airlines: флот красноярской авиакомпании состоит из двух Boeing 737-800 и шести Boeing 767-300.

Лицом к клиенту 

Назаров говорит, что NordWind Airlines не собирается конкурировать с грандами российского воздушного транспорта — задача авиакомпании вывести на рынок новый продукт. "Для нас значительный рост пассажиропотока за короткий промежуток времени — не самоцель. Вопрос в качестве продукта. Сейчас будет выигрывать та авиакомпания, которая предоставит пассажирам новый сервис. Клиентам нужен не шаблонный подход, а искренние и положительные эмоции на борту самолета. Мы будем продавать не кресло в самолете, а отношения с нашими пассажирами", — поясняет он.

По его словам, ввод в строй новых самолетов (в том числе для будущей замены имеющихся) — только один из факторов, на которых NordWind Airlines будет выстраивать свой новый продукт: "Свежесть внутренней отделки, новая ливрея, наличие систем развлечений на борту, которые мы будем внедрять повсеместно, — все это очень важно. Сейчас у потребителей есть много возможностей для выбора, и мы должны предложить им лучшее".

В NordWind Airlines надеются, что в течение нескольких лет запущенные процессы по тотальному обновлению авиакомпании дадут положительный результат. Назаров не называет конкретных целевых показателей, отмечая: "все будет зависеть от того, насколько запущенным нами мерам (инвестиции в персонал, в развлекательные системы, в работу с пассажирами в аэропортах и др.) будет содействовать ситуация на рынке, — для успеха он должен стабильно расти".

Не исключено, что через непродолжительный промежуток времени NordWind Airlines будет продавать свои услуги исключительно через Интернет. "Новое поколение пассажиров выбирает путешествия через онлайн-сервисы, то есть, хотим мы того или нет, продаж пакетных туров станет меньше. На Западе давно к этому пришли. Сейчас для человека, который что-то зарабатывает и может себе что-то позволить, самое дорогое — время. И этот пассажир выберет для своего путешествия пакетный тур не через агентство, а через известные онлайн-сервисы. Поэтому те авиакомпании, которые вчера возили пассажиров чартерами, для собственного благополучия обязаны подумать о завтрашнем дне, чтобы создать продукт, который будет удовлетворять потребности современного клиента", — говорит Имран Назаров.

Коммерческий директор NordWind Airlines отметил, что хотя сейчас в развитие авиакомпании инвестируются значительные средства, они не так запредельны. Дело в том, что из-за общей ситуации на рынке лизинговые ставки несколько снизились. Кроме того, в летний сезон практически все рейсы рентабельны. "Наша текущая задача заключается не в том, чтобы зарабатывать большие деньги, наша цель — не терять деньги и заработать лояльность пассажиров", — подчеркнул Назаров.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№182 сентябрь 2017

Календарь ATO Events

24-25 октября 2017, г. Москва
в рамках форума "Крылья будущего"
в рамках форума "Крылья будущего"
в рамках форума "Крылья будущего"
30 мая 2018 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2017
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2017 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.