Система отслеживания багажа: четыре стратегии внедрения

Подвоз багажа к самолету
Резолюция IATA № 753, предписывающая авиакомпаниям отслеживать багаж на всех стадиях его перевозки (во время регистрации, при погрузке на борт самолета, в пунктах пересадки пассажиров и в аэропорту прибытия) вступила в силу :: Леонид Фаерберг // Transport-photo.com
Подробно об авторе:
Дмитрий Краснов, вице-президент SITA по России и СНГ

С 1 июня вступила в действие резолюция Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) № 753, которая предписывает авиакомпаниям отслеживать багаж на всех стадиях его перевозки: во время регистрации, при погрузке на борт самолета, в пунктах пересадки пассажиров и в аэропорту прибытия. Многие авиаперевозчики — члены ассоциации уже успешно внедряют систему отслеживания багажа, некоторым только предстоит это сделать. Со своей стороны IATA не отводит жестких сроков на выполнение требования, а рекомендует авиакомпаниям обстоятельно подойти к выбору наиболее эффективной --  в том числе с финансовой точки зрения — стратегии по внедрению отслеживания багажа.

Перевозчикам, которые планируют начать отслеживать багаж, стоит изучить разные подходы к организации этого процесса. Некоторые из этих подходов особенно популярны, но идеального и подходящего всем не существует, ведь у каждой авиакомпании свои принципы работы. Однако IATA выделяет четыре основных стратегии по внедрению системы отслеживания багажа, которые операторы, по их собственным отзывам, используют чаще всего.

Четыре главных подхода к внедрению технологии отслеживания багажа

1-й подход: узловые аэропорты в первую очередь

Руководствуясь этой стратегией, авиакомпании начинают с разработки плана по внедрению технологии отслеживания багажа в узловых аэропортах (хабах). Так как именно хабы аккумулируют самый большой объем перевозок, такой подход позволяет сосредоточиться на максимально загруженном участке полетных маршрутов.

План по внедрению технологии отслеживания багажа в этом случае должен учесть все четыре стадии его перевозки (регистрация, погрузка, пересадка, выдача). На выходе авиакомпания получает полную картину того, как будет протекать весь процесс трекинга — от А до Я. 

Когда план составлен, авиаперевозчику следует проанализировать свои возможности по обмену данными о багаже с другими базирующимися в хабе компаниями и заинтересованными сторонами. Наконец, на последнем этапе необходимо создать нужную инфраструктуру и наладить обмен данными между всеми партнерами.

После того как авиакомпания успешно запустит процесс отслеживания багажа в узловом аэропорту, она может применить полученный опыт для модернизации других хабов и аэропортов в соответствии с географией полетов.

2-й подход: фокус на проблемных локациях

При этом подходе авиакомпании внедряют отслеживание багажа в первую очередь в тех аэропортах, где чаще всего происходят ошибки, — независимо от объема перевозок. Ориентиром может служить рейтинг наиболее проблемных аэропортов, доступный в глобальной системе отслеживания багажа WorldTracer компании SITA (система разработана совместно с IATA).

Объединение данных о трансферном и прочем багаже внутри хабов, об объемах погрузок и потерь в других аэропортах позволяет выявить самые распространенные причины потерь багажа. Например, ошибки часто случаются при сортировке багажа во время выгрузки, когда вещи трансферных и прибывающих на конечный пункт пассажиров складываются в один контейнер.

Такой подход — с фокусом на проблемных воздушных гаванях — дает авиакомпаниям возможность быстро уменьшить процент потерь багажа и сразу ощутить эффект от внедрения системы отслеживания.

Руководствуясь рейтингом наиболее проблемных аэропортов, авиаперевозчик может последовательно вычеркивать из списка один пункт своей маршрутной сети за другим, пока не будут задействованы они все.

Чемодан на багажной ленте в аэропорту
Ошибки часто случаются при сортировке багажа во время выгрузки, когда вещи трансферных и прибывающих на конечный пункт пассажиров складываются в один контейнер :: Rsa // Wikimedia.org

3-й подход: внедрение в узловом аэропорту и по всей сети перевозок

Если у компании достаточно ресурсов, она может внедрить систему отслеживания багажа одновременно и в хабе, и по всей сети перевозок. Стратегия относительно узловых аэропортов описана выше; для подключения всей сети рекомендуется придерживаться следующего плана:

  • наладить взаимодействие с представителями всех аэропортов маршрутной сети и изучить ситуацию с внедрением систем отслеживания багажа в каждом из них.
  • выявить несоответствия требованиям резолюции № 753 IATA;
  • стать членом местных объединений (таких, как Комитет авиакомпаний аэропорта) для обсуждения вопросов отслеживания багажа;
  • выяснить, какие соглашения по отслеживанию багажа уже существуют между авиаперевозчиками, авиационными альянсами, компаниями, предоставляющими наземное обслуживание, и аэропортами.

Этот подход позволяет быстрее внедрить технологии трекинга багажа, руководствуясь одним планом действий по всей маршрутной сети. Впрочем, реализация в каждом конкретном случае будет зависеть от имеющейся инфраструктуры аэропорта.

  • Первый вариант: транспортировка багажа в аэропорту полностью автоматизирована. Например, применяется система обработки багажа (BHS), система согласования зарегистрированного и загруженного багажа (BRS) и в некоторых случаях — система управления багажом (BMS).
  • Второй вариант: полуавтоматизированные процессы транспортировки багажа (автоматизированные BHS и BRS).
  • Третий вариант: все процессы осуществляются в ручном режиме (например, по причине ограниченной инфраструктуры).

4-й подход: ориентация на аэропорт

Иногда в деле внедрения системы отслеживания багажа авиакомпаниям проще положиться на действия аэропорта — особенно когда он сотрудничает с большим количеством перевозчиков. В этом случае Комитет авиакомпаний аэропорта может предоставлять услугу трекинга всем его участникам. Стратегия также подойдет операторам, у которых небольшой объем перевозок в определенных точках маршрутной сети.

Данный подход актуален, если речь идет об аэропортах с уже имеющейся инфраструктурой отслеживания багажа или о тех, которые планируют ее внедрить. Кроме того, аэропорты должны располагать возможностями для обмена данными о багаже с авиакомпаниями.

Все четыре описанные стратегии, несмотря на их различия, базируются на трех главных факторах:

  • масштабе операционной деятельности авиакомпании;
  • технологиях, которые уже доступны;
  • специфике аэропортов маршрутной сети.

В любом случае, какую бы стратегию внедрения системы отслеживания багажа авиакомпания ни выбрала, ей следует в первую очередь руководствоваться принципами финансовой и операционной эффективности.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

IT в авиации

Подпишитесь на рассылку ATO.RU и читайте ежемесячный бюллетень "Информационные технологии в авиации"

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.