Совершенствование системы первоначальной подготовки пилотов

Безопасность полетов — основной интегральный показатель качества летной работы и работы отрасли в целом. Катастрофы прошедшего года еще раз показали, что именно люди, а не техника, — наиболее слабое звено и причина всего происшедшего. Прежде всего, речь идет о пилотах, т. е. летном составе (ЛС). Практически все недавние происшествия случились из-за низкой профессиональной подготовленности экипажа, и как было заявлено, причиной тому — неудовлетворительная организация летной и методической работы в небольших авиакомпаниях. Потом псевдоспециалисты заговорили о молодости пилотов (Тюмень, 02.03.2012 г.), но тогда что же произошло с Superjet в Индонезии?. Дело, конечно же, не в возрасте командира, а в его обученности, готовности правильно действовать в различных ситуациях, строго выполнять регламентированные процедуры, не нарушая их и не переоценивая собственный опыт. Самолет "… не подвластен никаким авторитетам, кроме лиц, свято соблюдающих летные законы" --  сказал в свое время Н. Е. Жуковский.

Профессиональная подготовка ЛС начинается с момента прихода молодого человека в летную школу и длится всю его жизнь, первоначальная подготовка продолжается до получения свидетельства пилота. Сейчас я бы хотел обратить внимание только на ситуацию с первоначальной подготовкой пилотов, которая характеризуется:

  1. острейшим дефицитом ЛС в отрасли;
  2. низким качеством подготовки ЛС;
  3. высокой стоимостью и большой продолжительностью первоначального обучения пилотов.

Дефицит ЛС порождает финансовые трудности для авиакомпании, сдерживает развитие производства и увеличивает расходы на кадровое обеспечение, снижает качество его профессиональной обученности, уровень организации летной и методической работы, а это основные составляющие безопасности полетов. Большая продолжительность и высокая стоимость обучения приводят к усилению дефицита и другим негативным последствиям.

Комментарии

пилотов в стране не хватает,но мне,если честно,не понятно,почему молодежь не идет в авиацию(мне 26 лет).
зарплаты высокие,у тех,кто на иномарках летает,да и вообще профессия очень уважаемая...

вот ,что мне не нравится как пассажиру...вчерашние курсанты садятся сразу на боинги...может для начала полетать на чем-то поменьше??понятно,что летать то особо не на чем,но как-то это странно,у парня налета часов 200 на як,а его вторым пилотом сажают..

Первое. Потому, что последние годы больше раскручивали специальности "эффективного менеджера", банкира, или чиновника на крайний случай. Устремлялись в бизнес - нефтяной, газовый и т.п. (не скважины бурить, конечно), а так чтобы купил – продал - наварил по легкому. Работать "у станка" никто не хотел. Профессия пилота это очень тяжелый труд, в т.ч. и физический, требующий отменного здоровья (и очень быстро отнимающий это здоровье) и очень высокой профессиональной подготовки (квалификации). Поэтому и уступил по популярности "бизнесменам", но к счастью ситуация меняется, все больше молодых ребят идут на эту профессию.
Второе. Ничего странного. Во всем мире после Cessna или Paper, которые полегче и попроще наших Як-18Т, молодые пилоты садятся сразу на небольшие Boeing 737 различных модификаций или Airbus A320 (319, 321 и т.п.). Гораздо меньшая часть молодых пилотов набирают какой-то налет на других небольших ВС. Все зависит от конкретной страны и конкретной ситуации в авиакомпаниях. И это нормально. Кстати, по технике пилотирования наш Ту-134 значительно сложнее ATR-42 или некоторых Boeing или Airbus. И еще, молодые пилоты приходят на должность ВТОРОГО пилота, пока он станет командиром и ему доверят самолет пройдет может пять, а может десять лет или вообще не доверят! (см. http://www.ato.ru/content/kakim-byt-pilotu).

Спасибо за комментарии! А вот такой вопрос.Складывается ощущение,по крайней мере из СМИ, что боингом и аэрбосом управлять значительно проще,чем нашими отечественными самолетами,потому что в иномарках много автоматики. И летчика называют уже чуть ли не оператором по обслуживанию ЭВМ. Ему ,дескать, только в автопилот забить данные, и смотреть, чтоб все шло "по плану". Но ведь раньше все было не так автоматизированно на самолетах ,значит и нагрузка на пилота была больше?Получается, что современным пилотам (линейным) уже не надо так много знать и уметь и быть "надежным,как весь гражданский флот", автоматика сама все "сделает". Повторюсь,этот такой,дилетанский взгляд.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.