Справочная информация о процедуре таможенного оформления товаров, находящихся в трансферном сопровождаемом багаже

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

Департамент государственной политики в области гражданской авиации


Справочная информация о процедуре таможенного оформления товаров, находящихся в трансферном сопровождаемом багаже, а также о внедрении автоматизированной системы оформления и контроля воздушных судов и грузов с использованием электронных форм документов.
1. Организация обслуживания трансферных пассажиров, прибывающих из-за границы.
Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - ТК России) и Таможенным кодексом таможенного союза (далее - ТК ТС) на физических лиц возложена обязанность по декларированию ряда товаров в письменной форме при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации (таможенную границу таможенного союза).
К таким товарам относятся товары, в отношении которых законодательством Российской Федерации (законодательством таможенного союза) установлены запреты и ограничения, а также товары, в отношении которых необходимо уплачивать таможенные пошлины, налоги.
ТК России и ТК ТС установлено, что таможенные операции по таможенному декларированию товаров при их ввозе в сопровождаемом багаже должны совершаться в местах прибытия таких товаров, то есть в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска). При этом физическое лицо как декларант обязано не только задекларировать, но и предъявить таможенному органу задекларированные товары.
В настоящее время все международные аэропорты обустроены таким образом, чтобы физическое лицо могло получить свой багаж, сданный под ответственность авиаперевозчика на основании договора воздушной перевозка: пассажира, до прохождения таможенного контроля в целях обеспечения возможности исполнения физическим лицом обязанности по декларированию ш предъявлению таможенному органу ввозимых им товаров.
Данное правило соответствует мировой практике обслуживание авиапассажиров и закреплено в рекомендации Совета таможенного сотрудничества (Всемирной таможенной организации), которая является дополнением 6 к приложению 9 "Упрощение формальностей" к Конвенции о международной гражданской авиации (ИКАО).
Указанной рекомендацией предусмотрено, что в аэропортах, в которых применяется технологическая система "красного" и "зеленого" каналов, каналы должны располагаться за пределами мест выдачи багажа для того, чтобы npz выборе канала пассажиры имели при себе весь багаж и осознанно могли принять решение по выбору канала и необходимости письменного декларирование товаров.
Данное требование легло в основу пункта 4 Порядка декларирование физическими лицами товаров в конклюдентной форме, утверждённого приказом ФТС России от 22 ноября 2006 г. № 1208.
Если технология обработки багажа пассажиров, прибывающих из-за границы, будет организована таким образом, что пассажир будет получать свой багаж после прохождения им таможенного контроля, возникнет вероятность создания устойчивых каналов контрабанды запрещённых товаров. Кроме того будет организован массовый ввоз в Российскую Федерацию в багаже пассажире товаров без уплаты таможенных пошлин, которые впоследствии буду реализовываться на внутреннем рынке страны. Это, в свою очередь, буде являться одной из предпосылок для создания аналога "черкизовского рынка".
Так, например, проблема развития аэропорта Москва (Шереметьево) качестве крупного трансферного узла (хаба) заключается не столько требованиях таможенного законодательства по декларированию и предъявленю таможенным органам физическими лицами ввозимых товаров, сколько выполнении авиаперевозчиками взятых на себя обязательств по перевозке багажа пассажиров, а также в инфраструктуре аэровокзальных комплексов (терминалов).
В настоящее время по прибытии в аэропорт из-за границы трансферного пассажира авиаперевозчики не уведомляют пассажира о том, что его багаж прибыл вместе с ним в воздушный пункт пропуска. Тем самым трансферный пассажир лишен возможности заявить таможенному органу в месте прибытия том, что его багаж прибудет отдельно от него и, как следствие, задекларировать отставший багаж.
Более того, в соответствии с пунктами 116 и 117 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей) утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года № 8 перевозчик или уполномоченный агент обязан информировать трансферного пассажира о предполетных формальностях и требованиях, связанных с пограничным, таможенным и другими видами контроля, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должен выполнить в аэропорту трансфера для дальнейшей перевозки по маршруту, а также о требованиях государственных органов в пунктах трансфера при международной перевозке.
При выполнении перевозки по одному перевозочному документу или выданным вместе с ним дополнительным перевозочным документам перевозчик обязан обеспечить соблюдение пассажиром всех предусмотренных в аэропорту трансфера предполетных формальностей и выполнение требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае, если авиаперевозчик будет уведомлять пассажира о том, что его багаж отстал, то пассажир получит возможность осуществить декларирование этого багажа и поручить авиацеревозчику представить багаж таможенному органу по прибытии в аэропорт. Тем самым негативная ситуация, складывающаяся сегодня вокруг трансферных пассажиров, прилетающих из-за рубежа, буде снята.
Данный порядок соответствует международной практике и пункту 3.61 приложения 9 "Упрощение формальностей" Конвенции о международной гражданской авиации (ИКАО).
Относительно инфраструктуры аэровокзальных комплексов (терминалов) следует отметить, что при ее создании изначально не предусматривалась возможность организации обслуживания трансферных пассажиров. Зачастую данная инфраструктура просто приспосабливалась к возможности организации обслуживания международных полётов.
На сегодняшний день оптимальные условия для обслуживания трансферта пассажиров созданы в терминале D аэропорта Москва (Шереметьево).
Эти условия позволяют минимизировать временные затраты на пересадку одного рейса на другой, и, получив багаж в зале прилета международных линий, сдать его на внутренние линии сразу после завершения таможенных операций.
ФТС России предлагает при создании и строительстве крупных авиационных трансферных узлов в обязательном порядке предусматривать создание условий для обслуживания трансферных пассажиров по примеру терминала D аэропорта Москва (Шереметьево).
2. Организация обслуживания трансферных пассажиров, убывающих за границу.
В настоящее время при трансферных перевозках пассажиров "внутренние авиалинии - международные авиалинии" по прибытии рейсом внутренних авиалиний пассажиры должны забрать свой багаж для предъявления таможенному органу, что обусловлено задачами таможенных органов по пресечению незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения.
Осуществление трансферных перевозок возможно одним из следующих способов.
1. При осуществлении трансферных перевозок может использоваться одно и то же воздушное судно. Пассажиры, сдав свой багаж для перевозки в аэропорту, не открытом для международных полётов, по прибытии в международный аэропорт будут проходить таможенный и паспортный контроль без багажа, который в это время будет находиться на борту воздушного судна, которое вылетит за границу.
Таким образом, осуществить таможенный контроль товаров, сданных в багаж, не будет никакой возможности. Тем самым при таком трансфере возможна организация вывоза товаров без осуществления таможенного контроля.
2. При осуществлении трансферных перевозок зачастую используют различные воздушные суда. То есть пассажир, прилетев в воздушный транспортный узел на одном самолёте, улетает за границу на другом. В таком случае существующие системы обработки багажа не позволяют осуществить таможенный контроль багажа, который будет передаваться авиаперевозчиком внутренних на международные линии без выдачи его пассажиру. Кроме того, в подавляющем числе аэропортов отсутствуют системы поиска и идентификации пассажира, прошедшего таможенный контроль, которому принадлежит "проблемный" багаж.
Для создания возможности сквозной регистрации и таможенного оформления багажа авиапассажиров в российских аэропортах при следовании транзитом через г. Москву за рубеж в международных аэропортах г. Москвы должны быть созданы следующие условия:
1. Авиапредприятие при осуществлении регистрации багажа авиапассажира на железнодорожном вокзале в обязательном порядке должно информировать его о том, что багаж не должен содержать товары, которые в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации подлежат обязательному письменному декларированию.
2. Авиаперевозчик должен принять меры по исключению доступа к багажу, сданному под его ответственность, на всём пути следования от железнодорожного вокзала до борта воздушного судна.
3. В аэровокзальном комплексе аэропорта багажная система должна иметь минимум 3 уровня контроля (первый уровень - контроль делящихся и радиоактивных материалов, второй уровень - таможенный контроль (включая применение рентгенотехники и кинологической службы), третий уровень - контроль безопасности полетов).
4. Для исключения сбоев в перемещении багажа в багажной системе, в частности, смешения багажа, зарегистрированного в аэропорту и на железнодорожном вокзале, подача багажа, зарегистрированного и принятого к перевозке на железнодорожном вокзале, должна производиться с отдельного входа (транспортера) в багажную систему. При этом в первоочередном порядке должна проходить его проверка на радиационную безопасность.
5. Многоуровневая багажная система аэровокзального комплекса аэропорта должна в автоматическом режиме обеспечивать функциональную возможность отделения багажа (товаров), уже зарегистрированного на железнодорожном вокзале, от остального багажа, зарегистрированного и сданного для перевозки в аэропорту (для исключения повторного досмотра по линии таможни), а также автоматизированного отделения багажа, в отношении которого у таможенных органов возникли подозрения о возможном сокрытии товаров, перемещение которых осуществляется с нарушением законодательства Российской Федерации (далее - "проблемный" багаж), от остального багажа с возможностью его доставки к месту проведения таможенного контроля (в том числе таможенного досмотра) в присутствии пассажира.
6. Место таможенного контроля багажа, доставленного из многоуровневой багажной системы, должно быть соответствующим образом оборудовано (наличие дубликата монитора с возможностью визуализации пометок оператора на "проблемном" багаже считывателем багажной бирки в целях своевременного уведомления перевозчика о наличии проблемных товаров у конкретного пассажира отдельным аппаратом для проведения рентгеноскопии и оборудованием (возможностью) для фиксации результатов досмотра). Помещение для досмотра должно быть отгорожено для проведения досмотра багажа в присутствии пассажира. Помимо этого, после завершения таможенными органами контрольных функций багаж должен автоматически попадать обратно в багажную систему для комплектации на рейс.
7. Одновременно с обнаружением "проблемного" багажа в аэровокзальном комплексе международного аэропорта силами соответствующего авиапредприятия должны осуществляться поиск и идентификация пассажира, прошедшего таможенный контроль, которому принадлежит "проблемный" багаж; также для такого пассажира должна быть исключена возможность проследовать на борт воздушного судна (обнаружение пассажира на одном из следующих этапов: пограничный контроль, предполётный досмотр, посадка в воздушное судно). При строительстве новых либо реконструкции существующих аэровокзальных комплексов необходимо предусматривать осуществление таких действий в автоматизированном режиме с использованием информационных технологий.
8. Маршрут движения пассажира с момента его прибытия в международный аэропорт и сдачи багажа в многоуровневую багажную систему должен быть составлен таким образом, чтобы время, необходимое для проведения различных видов контроля багажа, сданного на железнодорожном вокзале под ответственность перевозчику, не превышало времени, затрачиваемого пассажиром на прохождение таможенного контроля по "зеленому" каналу, пограничного контроля и предполетного контроля в совокупности.
Дополнительные условия для создания возможности сквозной регистрации и таможенного оформления багажа авиапассажиров в российских аэропортах при следовании транзитом через г. Москву за рубеж в международных аэропортах г. Москвы:
1. Авиапредприятие при осуществлении регистрации багажа авиапассажира, следующего трансферным рейсом за границу, на внутренний рейс в обязательном порядке должно информировать его о том, что багаж, сдаваемый авиаперевозчику под его ответственность, не должен содержать товары, которые в соответствии стаможенным законодательством Российской Федерации подлежат обязательному письменному декларированию.
В случае, если этот багаж содержит такие товары, авиапассажир должен быть уведомлен о том, что он должен будет получить данный багаж в международном аэропорту г. Москвы для декларирования и предъявления таможенному органу.
2. Весь багаж, сданный под ответственность авиаперевозчику, в обязательном порядке должен быть предъявлен авиаперевозчиком таможенному органу в международном аэропорту г. Москвы для проведения таможенного контроля.
3. При наличии в багаже товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, авиапредприятием в международном аэропорту г. Москвы должны быть созданы условия для авиапассажиров по получению такого багажа для его декларирования и предъявления таможенному органу.
При этом для удобства авиапассажиров в международных аэропортах г. Москвы следует оборудовать специальные места таможенного оформления таких пассажиров и их багажа, при этом регистрация багажа авиаперевозчиков может быть сквозная. Например, по прибытии в международный аэропорт внутренним рейсом пассажир получает багаж. В специально оборудованном месте таможенного контроля, расположенном в непосредственной близости от места выдачи багажа, авиапассажир проходит весь комплекс таможенных операций (включая таможенное декларирование и предъявление для таможенного контроля) и в этом же месте передает его авиаперевозчику для комплектации на воздушное судно, вылетающее за границу Российской Федерации.
Однако при организации такого обслуживания авиапассажиров при сквозной регистрации багажа вылетающих пассажиров может возникнуть следующая ситуация.
Пассажир прилетел внутренним рейсом в международный аэропорт, а багажа, сданного под ответственность авиаперевозчика, нет. Информацией о том, что багаж отстал от пассажира, пассажир не обладает, и поэтому вылетает за границу, не оформляя соответствующие документы в отношении полномочий на отставший багаж. При последующем прибытии багажа в международный аэропорт его отправка за границу невозможна, поскольку отсутствует лицо, обладающее соответствующими полномочиями в отношении багажа, которое должно предъявить багаж к таможенному контролю. Перевозчик этого делать не может (отсутствуют полномочия), а зачастую не хочет, опасаясь, что в багаже могут быть товары, вывоз которых запрещен (ограничен).
Данная ситуация требует более тщательной проработки со стороны авиаперевозчиков и подготовки предложений в части наделений авиаперевозчиков полномочиями по декларированию и предъявлению такого багажа к таможенному оформлению. Выход из такой ситуации возможен в соответствии со статьей 3.63 раздела "М" главы 2 приложения 9 "Упрощение формальностей" к Конвенции о международной гражданской авиации, предусматривающей право, эксплуатантов воздушных судов предъявлять неопознанный, невостребованный и засланный багаж для таможенной очистки в соответствующем пункте назначения от имени его владельца и доставлять такой багаж владельцу.
Таким образом, решение вопросов, поставленных в обращении Минтранса России от 23.04.2010 № ВО-16/4207, относительно обслуживания трансферных пассажиров, связано не столько с уточнением процедуры таможенного оформления багажа авиапассажиров (сама процедура таможенного оформления багажа не меняется), сколько с созданием в аэровокзальных комплексах международных аэропортов условий для:
выполнения авиапассажирами требований таможенного законодательства по декларированию товаров;
осуществления таможенными органами таможенного контроля;
осуществления поиска и идентификации пассажира, которому принадлежит "проблемный" багаж.
3. Внедрение автоматизированной системы в процесс таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов и грузов с использованием электронных форм документов.
В целях совершенствования таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, сокращения времени таможенного оформления воздушных судов, внедрения безбумажных технологий приказом ФТС России от 7 августа 2009 года № 1431 (далее - приказ) утверждена Инструкция об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов таможенных операций при таможенном оформлении и таможенном контроле воздушных судов, используемых для международных перевозок товаров пассажиров, при представлении перевозчиком документов и сведений в электронной форме (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 3 приказа в срок до 1 октября 2010 года будет осуществлена доработка программных средств, используемых таможенными органами при таможенном оформлении и таможенном контроле воздушных судов, в соответствии с Инструкцией.
Приказ вступает в силу с 1 января 2011 года.

Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.