Стареющий парк ВС

Стареющий парк ВС
Средний возраст самолетов, полученных российскими авиакомпаниями в 2016 году (с учетом перепоставок машин "Трансаэро"), составляет 8,5 года :: Леонид Фаерберг // Transport-photo.com

Cредний возраст самолетного парка российских авиакомпаний увеличился с 11,2 года на начало 2016-го до 11,6 года в 2017 г., что стало следствием удорожания лизинга из-за ослабления курса рубля. Об этом на конференции "ТОиР воздушных судов в России и СНГ" рассказал ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. Ожидается, что в ближайшие годы тенденция к увеличению среднего возраста российского флота продолжится.

Средний возраст полученных в 2016 г. самолетов без учета перепоставок воздушных судов, бывших в эксплуатации у "Трансаэро", составил 6,5 года. С учетом перепоставок эта цифра возрастает до 8,5 года. Для сравнения: еще два года назад средний возраст получаемых авиакомпаниями самолетов составлял 4,5 года. Такая тенденция оказывается на пользу российским провайдерам услуг по ТОиР.

Фактически сейчас новые воздушные суда получает преимущественно авиакомпания "Аэрофлот", тогда как другие российские перевозчики принимают самолеты с завода лишь эпизодически. В ближайшие годы изменений в этой тенденции не предвидится: в перспективе часть машин с первичного рынка получат помимо самого "Аэрофлота" его дочерние компании и группа S7. Структура поставок ВС на российский рынок не меняется на протяжении уже нескольких лет. На долю магистральных Boeing и Airbus приходится около 70% от всех принимаемых машин, остальные 30% — на региональные (см. график). В последнем сегменте за несколько лет благодаря усилиям правительства возросла доля российского производителя "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС).

Существенных изменений в структуре поставок на ближайшие годы не ожидается. Однако если рубль продолжит укрепляться и, как следствие, турпоток переориентируется с российских курортов на международные, то начнет возрастать спрос на широкофюзеляжный флот. По данным "Ежегодника АТО", сегодня российские перевозчики эксплуатируют только 79 таких ВС против 58 ед. и 90 ед. в 2015 и 2014 г. соответственно. Кроме того, если рубль продолжит укрепляться, то некоторые авиакомпании смогут перейти на эксплуатацию более новых воздушных судов.

Помимо 79 широкофюзеляжных ВС в парке российских перевозчиков, по информации на конец прошлого года, эксплуатировались 463 узкофюзеляжные машины и 348 региональных ВС. При этом, как подчеркнул Андрей Крамаренко, на долю советских бортов приходится около 2% пассажиров, а около 90% пассажиров перевозятся на ВС Boeing и Airbus. Таким образом, потенциал замещения советских самолетов уже практически исчерпан. 

Эксперт отметил, что в 2016 г. российский рынок вернулся к росту провозной емкости, причем на средний докризисный уровень, когда операторы получали около 100 ВС в год. "В прошлом году 80% новой провозной емкости было направлено на механическое увеличение предложения. Скорее всего, это будет означать, что в 2017 г. авиакомпании будут вынуждены так или иначе заполнять этот полученный парк или оставить его на бетоне, но с соответствующими убытками", — подчеркнул он. Комментируя прогнозируемые темпы прироста парка авиакомпаний РФ в 2017–2020 гг., Крамаренко сказал: "Если российские авиакомпании будут придерживаться рациональной рыночной политики, то мы ожидаем чистого прироста парка примерно на 30–40 машин любой размерности в год".

Поставки самолетов на российский рынок по производителям

Поставки самолетов на российский рынок по производителям

Однако несмотря на то что в предыдущие годы было выведено очень много самолетов (почти 20% провозной емкости), по оценке эксперта, из-за получения совокупной прибыли перевозчики вновь слишком быстро нарастили число самолетов. "Это нерациональное управление провозной емкостью, когда на фоне прибыли и явного дефицита предложения в определенные периоды перевозчики начали срочно набирать новые самолеты, чтобы удовлетворить спрос, вместо того чтобы спокойной сидеть и зарабатывать", — подчеркнул Крамаренко. При плохом сценарии чистый прирост парка за вычетом вывода будет составлять примерно 50–60 машин.

По предварительной оценке, хотя рецессия на рынке и закончилась, увеличение ВВП в 2017 г. будет на уровне 0–2%, а прирост платежеспособного спроса со стороны пассажиров составит примерно 2–3%. Это существенно меньше роста провозных емкостей, и "повторение сценария предыдущих лет с ростом пассажиропотока на 15% возможно только при демпинге".

В результате ситуация на рынке будет сильно зависеть от основного игрока — "Аэрофлота" и его политики по отношению к авиакомпании "Россия", которая вместе с "ВИМ-авиа" в 2016 г. ввела в эксплуатацию большую часть самолетов. "Очень вероятно, что эти две авиакомпании — в этом году и, может быть, в следующих — будут основными моторами формирования избыточного предложения на рынке и, соответственно, ценовых войн за пассажира как между самими авиакомпаниями, так и между авиакомпаниями и железной дорогой", — уточнил Крамаренко. Крупнейший российский перевозчик готов к новому витку ценовых войн, накачивая "Россию" (по своей или навязанной воле) самолетами "Трансаэро".

Ранее замминистра транспорта России Валерий Окулов рассказывал, что среднегодовой темп приобретения авиакомпаниями воздушных судов составляет порядка 60–70 самолетов. С учетом замен среднегодовой объем поставок оценили в 75–85 ВС. Две трети от числа этих машин приходится на сегмент бортов вместимостью 50–110 кресел и 140–220 кресел. В общей сложности до 2035 г. российские авиакомпании примут до 2000 бортов, из которых до 1300 ВС придется на магистральные.

По оценке Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), следующий виток спроса на широкофюзеляжные машины ожидается через 7–10 лет. По мнению холдинга "Инжиниринг", широкофюзеляжный и дальнемагистральный флот почти удвоится к 2020 г. В компании также ожидают, что в течение 5 лет авиаперевозчики полностью выведут из эксплуатации самолеты Boeing 737 классической серии.

В Минтрансе отмечают мировую тенденцию к росту среднего срока лизинга машин, который сегодня составляет 7–12 лет. Это объясняется тем, что получаемые ВС нового поколения имеют более длинные интервалы между ключевыми формами обслуживания. Этот фактор коснется и российских авиаперевозчиков.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№180 июнь 2017

Календарь ATO Events

26-27 сентября 2017 г., г. Москва
26-27 сентября 2017, Москва
24 октября 2017, г. Москва
в рамках форума "Крылья будущего"
в рамках форума "Крылья будущего"
в рамках форума "Крылья будущего"
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2016
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2017 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.