TCAS оказалась надежнее, чем принято было считать

Источник:
: Безопасность полетов
Подробно об авторе:
Брюс Д. НОРДУЭЛЛ, Вашингтон

Система предупреждения столкновений самолетов в полете (Traffic-alert and Collision Avoidance System, TCAS), в адрес которой появились определенные нарекания после июльского столкновения самолетов в небе Европы, в действительности является более надежной, чем это принято считать.

Летчики всегда относились к TCAS и ее европейскому аналогу ACAS (Airborne Collision Avoidance System) с большим уважением. Из кабины пилотов эти системы воспринимаются как подстраховка на тот случай, если службы УВД по тем или иным причинам не обеспечивают безопасное расхождение самолетов.

Однако у диспетчеров УВД есть свои соображения. Они связаны в основном с тем, что у диспетчера нет возможности узнать, какие команды в данный момент выдает экипажу TCAS, и в то же время он несет ответственность даже в том случае, если указания системы противоречат его собственным, как это случилось 1 июля. Отчеты о катастрофе свидетельствуют, что экипаж самолета Boeing 757 компании DHL начал снижение в соответствии с командой TCAS, а российские пилоты самолета Ту-154 авиакомпании "Башкирские авиалинии" вместо того, чтобы по команде ACAS перейти в набор высоты, выполнили приказ диспетчера и тоже начали снижаться.

Для работы TCAS достаточно, чтобы у приближающегося самолета действовал бортовой ответчик. Система выдаст предупреждение об опасном сближении даже тогда, когда приближающийся самолет не оснащен TCAS или она у него не работает. Если на одном из самолетов отсутствует TCAS или ACAS, то теряется только возможность взаимодействия систем.

TCAS выдает речевое ("Traffic, Traffic") и символьное предупреждение об опасном сближении (Traffic Advisory, TA) при таком положении двух самолетов, когда расстояние между ними по горизонтали соответствует 20-48 секундам полета, а по высоте составляет не более трех километров. При этом на указателе системы индицируется разница высот полета. Если самолеты продолжают сближаться, то экипаж получает сообщение TCAS о необходимости разрешения конфликтной ситуации (Resolution Advisory, RA) и команду на выполнение маневра снижения ("Descend, Descend") или набора высоты ("Climb, Climb"). Если системами TCAS оснащены оба самолета, то они обмениваются информацией для предотвращения одинаковых маневров расхождения.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.