Третий казахстанский

Аэропорт Актау работает лишь на 35% мощности
Третий казахстанский
Актауский аэропорт продолжает развиваться вопреки текущей ситуации в гражданской авиации Казахстана :: Александр Габченко

Pасположенный у восточного побережья Каспийского моря аэропорт Актау по объему производственной деятельности занимает третье место среди казахстанских аэропортов. В то время как услугами аэропортов Алма-Аты (2100 км восточнее Актау) и Астаны (1700 км северо-восточнее) пользуется ежегодно примерно 5 и 3 млн пасс. соответственно, он только планирует обслуживать 1 млн пасс. в год (см. таблицу). Четвертый казахстанский аэропорт — Атырау, по оценке АТО, отстает от Актау более чем на 200 тыс. пасс.

Динамика пассажирского и грузового потока из аэропорта Актау по годам

 

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.
(план)

2018 г.
(план)

2019 г.
(план)

Пассажиры, чел.

813 746

845 710

877 158

921 016

967 067

1 015 420

Грузы и почта, т

5 115

3 521

3 981

4 380

4 818

5 300

Концессия 

Оператор самого западного казахстанского аэропорта — акционерное общество "Международный аэропорт Актау" образовано в 1996 г. Спустя девять лет, в декабре 2007 г., 100% государственного пакета акций передали в доверительное управление турецкой компании, специализирующейся на управлении аэропортами — ATM Grup Uluslararası Havalimanı Yapım Yatırım ve İşletme (АТМ Grup) сроком на 28 лет. Договор концессии на строительство и эксплуатацию пассажирского терминала в аэропорту Актау с АТМ Grup подписал акимат (администрация) Мангистауской области.

За 10 лет в развитие инфраструктуры аэропорта и пассажирского терминала АТМ Grup инвестировала более 80 млн долл. Как сообщил АТО председатель правления АО "Международный аэропорт Актау" турок Селчук Киледжи, в рамках договора концессии построен новый пассажирский терминал площадью более 13 тыс. м2 с пропускной способностью более 2,5 млн пасс. в год. Терминал оснащен современным оборудованием и отвечает всем казахстанским и международным стандартам. В нем внедрены современные системы информационного табло прилетов и вылетов, центральных часов, система анонсирования, электронная система регистрации и центровки ВС. Сейчас рассматривается вопрос о внедрении системы распределения багажа. Кроме того, проведена полная реконструкция инфраструктуры аэродрома: ВПП стала длиннее и шире (сейчас ее размеры 3056 х 45 м), выросло количество мест для стоянок ВС, заменено светосигнальное оборудование ВПП, обновлен ТЗК и др.

В настоящее время Актау имеет возможность обслуживать все типы ВС без ограничений по взлетной массе. В ноябре 2014 г., пройдя аудит IATA ­ISAGO, аэропорт признан безопасным поставщиком наземных услуг. После успешного прохождения повторного аудита в сентябре 2016 г. сертификат ISAGO действителен до 2018 г.

По объему пассажиропотока Актау занимает третье место в республике вслед за аэропортами Алма-Аты и Астаны // Александр ГАБЧЕНКО

По объему пассажиропотока Актау занимает третье место в республике вслед за аэропортами Алма-Аты и Астаны

Фото: Александр Габченко

Недовольство

Крупнейшие потребители услуг аэропорта Актау — казахстанские авиакомпании SCAT, Air Astana, Bek Air выполняют из самого западного авиаузла Казахстана в большей степени внутриреспубликанские пассажирские перевозки в десяток городов. Из зарубежных авиакомпаний в Актау летают азербайджанская AZAL, "Аэрофлот" и турецкая Atlas Global.

Для пассажиров актауского аэропорта пока доступно 10 международных направлений в пять стран: Азербайджан (Баку), Армения (Ереван), Грузия (Тбилиси), Россия (Астрахань, Краснодар, Махачкала, Москва (Шереметьево и Домодедово), Минеральные Воды) и Турция (Стамбул и Анталия). Причем большинство этих маршрутов покрывает казахстанская авиакомпания SCAT. Доля транзитных пассажиров иностранных авиакомпаний составляет около 2% от общего трафика Актау в 2016 г.

Руководство АО "Международный аэропорт Актау" крайне недовольно таким положением дел. Здесь нацелены на развитие сети международных маршрутов, открытие прямого сообщения с городами Европы и Ближнего Востока. По словам Киледжи, в актауский аэропорт постоянно поступают запросы от иностранных авиакомпаний на направления, которые сегодня не выполняются местными авиакомпаниями, а также на те, где спрос превышает предложение. Согласно исследованиям, проведенным менеджментом аэропорта Актау, в числе наиболее перспективных претендентов на сотрудничество — Turkmenistan Airlines с рейсами из Туркменбаши, flydubai из Дубая, China Southern Airlines из Пекина, Alitalia из Милана, KLM из Амстердама.

Однако пока все планы руководства аэропорта Актау разбиваются о политику казахстанских авиавластей регулировать международные перевозки на паритетной основе. Причем это происходит с ограничениями по количеству перевозчиков, частоте полетов и пунктам назначения, как заявлялось официально, в целях поддержки казахстанских авиакомпаний. Фактически Комитет гражданской авиации Казахстана ограничивает полеты иностранных перевозчиков в Актау.

По официальным данным, в середине апреля Казахстан заключил 59 соглашений с иностранными государствами. Но рейсы выполняются в 24 страны и в основной массе зарубежные авиакомпании летают в Астану и Алма-Ату.

Несмотря на выгодное расположение, с грузовыми перевозками в аэропорту Актау тоже не так гладко. Только две авиакомпании — азербайджанская Silk Way Airlines и зарегистрированная в Великобритании Coyne Airways — регулярно пользуются услугами аэропорта в Мангистауской области. По мнению Селчука Киледжи, для развития полноценного транзитного грузового хаба не хватает административного урегулирования вопросов таможенного оформления.

Комментарии

Аватар пользователя Natural Blues

Кстати, SCAT летает еще в грузинские Кутаиси и Батуми. Хорошо бы внести эту правку в этот хороший обзор.

А на счет планов Alitalia летать в Актау из Милана, сомнительно, они даже в столицы никогда не летали, какой Актау. Тем более, что сейчас компания в процессе банкротства.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№181 июль-август 2017

Календарь ATO Events

26-27 сентября 2017 г., г. Москва
26-27 сентября 2017, Москва
24 октября 2017, г. Москва
в рамках форума "Крылья будущего"
в рамках форума "Крылья будущего"
в рамках форума "Крылья будущего"
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2017
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2017 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.