Умная рысь

Авиакомпания SmartLynx наращивает обороты
Умная рысь
В 2016 году SmartLynx Airlines выполнила 13,3 тыс. рейсов (около 38 тыс. летных часов) из 19 базовых аэропортов в Европе и одного в Азии :: SmartLynx

В России авиационный бизнес стран Балтии прежде всего ассоциируется с деятельностью латвийской авиакомпании airBaltic, но это несправедливо. В регионе работают по меньшей мере четыре перевозчика, чья деятельность менее заметна, но от того не менее успешна. Речь идет о литовских авиакомпаниях Small Planet Airlines и Avion Express, а также латвийском перевозчике с местным и эстонским сертификатами — SmartLynx Airlines. Наверное, дело в том, что их специализация — чартерные рейсы (без полетов в Россию и СНГ) и предоставление услуг по договорам ACMI. Наибольшим опытом в этом бизнесе среди перечисленных авиакомпаний обладает SmartLynx, празднующая в 2017 году свое 25-летие.

Базовые показатели деятельности airBaltic и SmartLynx Airlines вполне сравнимы. В 2016 г. выручка первого в регионе перевозчика осталась практически на уровне позапрошлого года, увеличившись лишь на 0,4%, до 286 млн евро. Услугами airBaltic воспользовалось 2,9 млн пасс. (рост к 2015 г. на 11,5%). Но в динамике дела SmartLynx Airlines (также управляет одноименным перевозчиком с эстонским сертификатом) идут, мягко говоря, не хуже. По итогам 2016 г. оборот SmartLynx Airlines увеличился на 18% и составил 108,4 млн евро, а услугами перевозчика воспользовалось 2 млн пасс., что на четверть больше, чем годом ранее (1,6 млн пасс.).

В SmartLynx Airlines отмечают, что хорошие финансовые показатели авиакомпании стали результатом возросшей операционной эффективности, внедрения в парк новых ВС с увеличенной арендной ставкой, более активных стратегий продаж и целенаправленных попыток компании по расширению географии своих услуг. По мнению гендиректора SmartLynx Зигимантаса Суринтаса, спрос на авиаперевозки растет, что в свою очередь говорит о преодолении экономического кризиса и выходе из рецессии: финансовое положение пассажиров стабилизировалось, а их потребности в путешествиях вернулись к докризисному уровню.

Разные ниши 

Другое дело, что сферы приложения сил обоих перевозчиков абсолютно разные: airBaltic — регулярная авиакомпания, называющая себя гибридным лоукостером, SmartLynx предоставляет свои ВС другим операторам по договорам ACMI (на этот сегмент приходится 53,2% оборота авиакомпании) или выполняет чартерные рейсы (45,6%). Остальные 1,2% оборота SmartLynx в 2016 г. пришлись на деятельность учебного центра, предлагающего услуги по обучению пилотов на ВС семейства Airbus A320.

Гендиректор airBaltic Мартин Гаусс, отвечая на вопрос, испытывает ли его авиакомпания давление со стороны SmartLynx, говорил АТО: "Нет, потому что она занимается чартерными перевозками. То есть бóльшая часть ее билетов продается блоками в рамках соглашений с туристическими компаниями. Мы подобной услуги предложить не можем, потому что для совершения чартерных перевозок в таких же масштабах у нас не хватает провозных емкостей. Мы выполняем регулярные рейсы. На долю чартеров у нас приходится около 3 млн евро от выручки — это 1–2%, не более. Для чартеров мы используем емкости, не занятые по выходным, когда нет регулярных рейсов. SmartLynx же выполняет нерегулярные полеты каждый день".

В свою очередь в SmartLynx Airlines сообщили АТО, что деятельность по предоставлению услуг ACMI разительно отличается от регулярных авиаперевозок. По сути, это два разных рыночных сегмента и, соответственно, два разных подхода. "Сфера ACMI-услуг подразумевает так называемую B2B-бизнес-модель, суть которой заключается в предоставлении другим авиакомпаниям в аренду ВС вместе с экипажем, страховкой и техобслуживанием, — отметила Илва Приедниеце, менеджер по связям с общественностью и маркетингу SmartLynx Airlines. — Как правило, провайдеры ­ACMI-услуг под своим флагом рейсы не выполняют (ВС не раскрашены в цвета авиакомпании либо самолеты осуществляют полеты в клиентских ливреях), не занимаются продажами пассажирских билетов, а значит, не инвестируют много в маркетинг, направленный на пассажиров, и сопутствующую инфраструктуру. Информационные каналы и каналы продаж также существенно отличаются от моделей B2C".

Четверть века 

Новое фирменное наименование — SmartLynx (Smart — умный, Lynx — рысь, уважаемое в Латвии дикое животное семейства кошачьих) перевозчик LatCharter Airlines, образованный в 1992 г., получил десять лет назад, к своему 15-летию. Смена названия произошла в 2008 г. после вхождения в 2006 г. в капитал перевозчика (когда-то начинавшего с двух арендованных Ту-134) инвесторов из Icelandair Group. От эксплуатации Ту-134 SmartLynx отказалась к 2004 г., а от Як-42Д — двумя годами позже. Уже в 2007 г. западноевропейские бизнесмены дополнили флот SmartLynx двумя Boeing 767-300 и пятью Airbus A320 (эксплуатацию первых двух ВС этого типа перевозчик начал в 2003 г.). Структура собственности SmartLynx Airlines вновь претерпела изменения в 2012 г., когда авиакомпанию выкупил ее менеджмент. В том же году операционную деятельность с собственным сертификатом эксплуатанта начало эстонское подразделение перевозчика — SmartLynx Airlines Estonia.

В июне 2016 г. произошла третья смена акционеров авиакомпании: собственником SmartLynx стал нидерландский инвестфонд Tripod Investment Management. По мнению латвийского перевозчика, это дало ему новые финансовые возможности по увеличению флота (в апреле 2017 г. парк состоял из одного Airbus A321 и 11 A320) и расширению географии присутствия за счет партнерских соглашений с множеством новых европейских и азиатских авиакомпаний в сфере ACMI. С начала этого года SmartLynx сообщала о новых соглашениях с авиакомпаниями Novair (Швеция), VietJet Air (Вьетнам), EasyJet и Thomas Cook Airlines (Англия), TUI Airlines Belgium (Бельгия), flyNiki (Австрия), EL AL Israel Airlines (Израиль) и др.

"Мы видим в SmartLynx Airlines большой потенциал. Это настоящий "крепкий орешек". Из девяти частных авиакомпаний, основанных в 1992 г. в Латвии, SmartLynx — единственный перевозчик, которому удалось выжить, развиваться и вырасти, — объясняет Сигурдур Агустссон, ведущий инвестор компании Tripod Investment Management. — Это говорит о способности SmartLynx адаптироваться к быстро меняющимся условиям в авиационной отрасли и предлагать своим клиентам и пассажирам услуги высокого качества, завоевывая тем самым их доверие в долгосрочной перспективе. За 25 лет работы авиакомпания доказала, что состоит из больших профессионалов, преданных своему делу, а ее менеджмент способен стратегически и последовательно думать. Это замечательный фундамент для реализации в дальнейшем еще более крупных и амбициозных планов вместе с замечательной командой SmartLynx".

У SmartLynx есть собственный учебный центр, предлагающий услуги по обучению пилотов на ВС семейства Airbus A320 // SmartLynx

У SmartLynx есть собственный учебный центр, предлагающий услуги по обучению пилотов на ВС семейства Airbus A320

Фото: SmartLynx

Здоровые амбиции

Зигимантас Суринтас говорит, что поддержка инвесторов из Нидерландов весьма ощутима, поэтому перевозчик не только уверенно смотрит в будущее, но и может ставить перед собой самые амбициозные задачи.

Стратегическая цель SmartLynx — лидерство на рынке ACMI-услуг и чартерных перевозок среднего ценового диапазона в Европе. Для этого авиакомпания планирует расширить парк (до 18 машин к 2018 г.; например, в ближайшее время SmartLynx получит еще два Airbus A320) и географию полетов. По данным латвийского перевозчика, в 2016 г. его доля на европейском рынке ACMI составляла 15% по числу самолетов (размеру флота) и 52% в сегменте ВС семейства Airbus A320.

"В Европе мы слишком зависимы от сезонных колебаний пассажиропотока, наибольшая активность рынка приходится на период с мая по октябрь. Поэтому для нас важно выйти на рынки, не зависящие от сезонности спроса, — мы продолжим экспансию за пределами Европы, в частности в Азию. Именно в этом регионе мы видим наибольший экономический рост и рост пассажиропотока. Мы уже открыли базу во Вьетнаме и прорабатываем возможность выполнения рейсов в Камбоджу, Индию, Малайзию и на Филиппины. Для компании также интересен рынок авиаперевозок Северной Америки и Канады. В частности, мы хотели бы запустить рейсы из Канады в Латинскую Америку и на острова Карибского бассейна", — рассказывает Суринтас.

Выводы

При анализе деятельности SmartLynx возникает вопрос, почему в странах Балтии авиакомпаний, работающих в сегментах ACMI и чартерных перевозок, создано больше, чем перевозчиков, совершающих регулярные рейсы? По словам Илвы Приедниеце, это продиктовано спецификой региона: "Население стран Балтии не такое большое, чтобы гарантировать стабильную прибыль регулярным авиакомпаниям. Например, у нас в Латвии есть национальный перевозчик, который наряду с другими европейскими авиакомпаниями обеспечивает регулярные рейсы из/в страну, поэтому было бы экономически невыгодно запускать новых игроков в этой нише. Кроме того, за последнее десятилетие большое развитие получил лоукост-сегмент, что делает конкуренцию еще более жесткой. Для сравнения: бизнес в сфере ACMI менее привязан к географическому положению компании. Мы можем предоставлять свои услуги по всему миру, любой авиакомпании или туроператору, которому в определенный момент необходимо увеличение провозной емкости. Рынок ACMI в разы больше и в действительности безграничен и более гибок — мы можем уйти от сезонных колебаний спроса. Это означает, что если в одной точкe мира туристический сезон заканчивается, то в другой — только начинается, и мы отправляем наши самолеты туда. Эта ниша требует меньше инвестиций в инфраструктуру, IT-решения и маркетинг. С учетом всего этого мы считаем данный рыночный сегмент наименее затратным и более выгодным".

За прошедшее с момента рождения SmartLynx время рынок чартерных перевозок и ACMI-услуг значительно вырос. Гражданская авиация стала обычным и широко распространенным видом транспорта в сравнении с тем, что было в 1992 г., считают в SmartLynx.

"Темп жизни в целом ускорился, глобализация и развитие IT-технологий позволяют нам сделать очень много в весьма короткий промежуток времени. Теперь дальние расстояния больше ни для кого не проблема. Люди привыкли к комфорту, они не желают тратить время на многочасовые путешествия из одного места в другое. В прямом смысле время — деньги. Будь то по делам или на отдых, но люди хотят путешествовать с комфортом и быстро. И никакой другой вид транспорта, кроме воздушного, этим условиям удовлетворить не сможет. Спрос порождает предложение — и наоборот, поэтому отрасль значительно выросла, и сегодня мы видим гораздо больше авиакомпаний на рынке. Как следствие, цена снизилась, что сделало воздушный транспорт еще более привлекательным для пассажиров", — заключает Илва Приедниеце.

В экипажах самолетов SmartLynx Airlines работают представители почти 20 национальностей // SmartLynx

В экипажах самолетов SmartLynx Airlines работают представители почти 20 национальностей

Фото: SmartLynx

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№180 июнь 2017

Календарь ATO Events

26-27 сентября 2017 г., г. Москва
26-27 сентября 2017, Москва
24 октября 2017, г. Москва
в рамках форума "Крылья будущего"
в рамках форума "Крылья будущего"
в рамках форума "Крылья будущего"
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2016
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2017 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.