В конце концов все будет хорошо

FAA обещает авиатранспортной отрасли тяжелый год, но потом ситуация улучшится.

Дженнифер МИЧЕЛЗ
Адриан ШОФИЛД, Вашингтон
Самое позитивное в прогнозах Федеральной авиационной администрации США (FAA) относительно объемов авиаперевозок и доходности на период 2009-2010 гг. — констатация того факта, что американские авиаперевозчики научились работать в условиях избыточных провозных мощностей и высоких цен на нефть и лучше подготовлены к спаду, чем иностранные конкуренты.
В недавно опубликованном прогнозе развития авиаотрасли на период до 2025 г. FAA утверждает, что в 2009 г. прибыли большинства авиакомпаний и объемы авиаперевозок по сравнению с прошлым годом резко упадут, в 2010 г. — начнут выравниваться, а в 2011-м — снова пойдут вверх.
Эти предсказания тесно связаны с оптимистичным взглядом администрации президента Барака Обамы на процессы, происходящие в мировой экономике. Правительство США полагает, что мировые рынки начнут выздоравливать уже в конце текущего года, а рост экономики возобновится в 2010 г., хотя многие финансовые аналитики и инвесторы не разделяют такого оптимизма.
В соответствии с прогнозом FAA, общее количество пассажиров, перевезенных магистральными и региональными авиакомпаниями, увеличится с 757,4 млн чел. в 2008 г. до 1,1 млрд в 2025 г. Это означает прирост в среднем на 2,2% в год. Ожидается, что количество пассажиров, перевезенных на внутренних рейсах, в текущем году снизится на 7,8%, а в течение последующих 16 лет будет расти со средними темпами 2,7% в год. На международных линиях объемы пассажироперевозок в 2009 г. грозят сократиться на 2,5%; затем ожидается рост в среднем на 4,3% в год.
По признанию FAA и многих других организаций, магистральные американские перевозчики в последние несколько лет уменьшали провозные мощности и активно искали новые источники прибыли — например, за счет введения багажных и топливных сборов с пассажиров, а также отдельной платы за бортпитание. Благодаря этим мерам их положение сейчас более стабильно и они смогут справиться с ожидаемым сокращением числа отправок пассажиров (enplanements — термин, применяемый в статистике для описания количества вылетающих из аэропорта пассажиров, в отличие от прибывающих или следующих через аэропорт транзитом. — Прим. АТО) как на внутренних линиях (8,8%), так и на международных (2,4%).
Возможно, наиболее яркая иллюстрация к статистике уменьшения спроса на авиаперевозки — мнение FAA о том, что отметки в 1 млрд перевезенных пассажиров за год американские авиакомпании достигнут только к 2021 г. (на пять лет позже, чем предсказывалось всего год назад).
Число отправок пассажиров по всему миру, прогнозируемое на 2010 г., снизилось на 14,3% по сравнению с прогнозами прошлого года, а соответствующая цифра для 2025 г. теперь на 15% меньше. Пассажирооборот к 2025 г. грозит упасть еще ниже — по сравнению с прогнозом прошлого года он может оказаться меньше на 18,3%.
В прогнозе FAA утверждается, что реальный ВВП США увеличится с 11,7 трлн долл. в 2008 г. до 18,3 трлн в 2025-м, что соответствует среднему росту в 2,7% в год. Общемировой валовой продукт обещает расти чуть быстрее, на уровне 3% в год, — с 50,1 трлн долл. в прошлом году до 82,8 трлн долл. в 2025 г.
Одним из наиболее драматичных видится предсказание того, что в отношении количества перевезенных пассажиров авиакомпании смогут выйти на уровень 2008 г. лишь в 2012 г., — это отмечает Нэн Шеллабарджер, директор FAA по авиационной политике и планированию. Однако по мере того как экономика будет выздоравливать, число пассажиров постепенно станет расти в соответствии с ранее прогнозировавшимися показателями — только начинать придется с более низкого значения, чем изначально закладывалось в прогнозы.
Роджер Шойфеле, глава отдела статистики и прогнозирования FAA, говорит, что одним из самых трудных вопросов, стоявших перед аналитиками, был такой: скоро ли кривая роста отправок пассажиров вернется к уровню, который предсказывался в предыдущих прогнозах? Эксперты сочли, что не скоро и что темпы роста останутся ниже ранее прогнозировавшихся, вплоть до 2025 г. Все сошлись во мнении, что на ранее предсказанные показатели роста отрасль теперь будет выходить с запозданием. С каким именно — тоже вопрос. По словам Шойфеле, FAA прогнозирует пятилетнее отставание, а некоторые независимые эксперты полагают, что оно составит всего год или два.
Не добавляет ясности и обстоятельство, описанное в прогнозе как "значительная доля неуверенности" в будущих ценах на нефть. "Некоторые эксперты полагают, что цена на нефть вернется к уровню 100 долл. за баррель уже к 2010 г., другие же называют 2012 г. и даже 2017-2018 гг.", — говорит Шеллабарджер. В целом FAA предполагает "умеренное" влияние нефтяного рынка на авиатранспортную отрасль.
С уменьшением количества перевозимых авиапассажиров снизится и объем работы для FAA. Ожидается, что в текущем году количество рейсов, обслуженных системой радиолокационного управления подходом к узловым аэродромам (Terminal Radar Approach Control, Tracon), сократится на 4,3%, достигнув 41,7 млн, а затем будет расти в среднем со скоростью 1,6% в год вплоть до 2025 г. В то же время ожидается, что количество рейсов, обслуживаемых маршрутными средствами ОрВД FAA, сократится на 6% — до 42,6 млн, а затем будет расти со скоростью 2,3% в год на протяжении всего периода прогноза.
Даже у региональных авиакомпаний, которые в последние несколько лет переживали стабильный рост, количество перевезенных пассажиров в текущем году должно уменьшиться на 4,5%, до 153,5 млн чел. Правда, затем рост, вероятно, будет возобновляться со скоростью 3,5% в год и достигнет 257,6 млн пасс. в 2025 г. Согласно прогнозу парк региональных реактивных самолетов вместимостью от 70 до 90 пасс. вырастет с 1655 единиц в прошлом году до 2249 самолетов в 2025 г.
Ожидается также, что объем перевозимых грузов в текущем году уменьшится на 7,6%, но затем возобновит рост со средней скоростью 4,2% в год. FAA прогнозирует, что объем грузов, перевозимых американскими авиакомпаниями, в текущем году сократится на 8,3% на внутренних воздушных линиях и на 7,2% — на международных. Предполагается, что парк грузовых самолетов увеличится к 2025 г. с прошлогодних 949 единиц до 1584.
В прошлом году доходы американских магистральных перевозчиков возросли на 5,2% на внутреннем рынке и на 7,4% — на международном. Эти цифры не учитывают сборы за сверхнормативный багаж, которые для большинства крупных авиакомпаний оборачиваются значительным дополнительным доходом.
Согласно прогнозу количество пассажиров, прибывающих в США и покидающих страну авиатранспортом, сократится в этом году на 0,9%, а затем будет расти в среднем на 4,2% в год вплоть до 2025 г.
Наибольшая доля пассажиропотока между США и остальным миром придется на Азиатско-Тихоокеанский регион — на этом направлении пассажиропоток будет расти на 5,2% в год. Чуть меньшие показатели ожидаются на маршрутах между США и Латинской Америкой (4,3%), на трансатлантических маршрутах и на маршрутах между США и Канадой (4% и 3,2% соответственно). Рост пассажироперевозок в Азии, как ожидается, будет отмечен в основном в Китае и Индии, в то время как точками роста в Латинской Америке станут Бразилия и — в меньшей степени — Мексика.
Что же касается авиации общего назначения, FAA прогнозирует, что парк турбовинтовых самолетов будет расти гораздо более динамично, чем парк поршневых, а сектор в целом продолжит рост со скоростью 1% в год. Среднегодовой рост налета в этом секторе ожидается на уровне 1,8%.
"Существует фундаментальное различие между нынешним прогнозом FAA и предсказаниями организации после 11 сентября 2001 г., — говорит Шеллабарджер. — На этот раз FAA уверена, что после временного спада темпы роста восстановятся".

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.