Западные амбиции

Аэропорт Львова борется за право стать вторым авиаузлом Украины
Западные амбиции
Благодаря проведению во Львове матчей Евро-2012 местный аэропорт получил новый терминал :: Аэропорт Львова

В последний год лидером по привлечению новых авиакомпаний и освоению маршрутов среди украинских аэропортов стал аэропорт Львова. Во многом это связано с приходом к руководству нового топ-менеджера, которому удалось привлечь в авиаузел известных европейских лоукостеров. Однако не только по этой причине аэропорт стал стремительно развиваться — большие въездные туристические и выездные рабочие потоки позволяют надеяться на бурное развитие авиаузла в ближайшие годы. 

До 2012 г. основной аэропорт Западной Украины находился в запустении. В преддверии проведения на Украине Евро-2012 Львов попал в список городов, которые принимали игры футбольного чемпионата. В аэропорту была отремонтирована и удлинена ВПП с 2510 до 3305 м, что позволило ему принимать дальнемагистральные ВС. За 2 млрд грн (более 250 млн долл.) был построен новый терминал площадью 39 тыс. м2.

После проведения Евро-2012 у аэропорта Львова были амбициозные планы. Благодаря инвестициям в аэропорт и расширению карты маршрутов пассажиропоток возрос в 2013 г. до 704 тыс. чел. против 579 тыс. годом ранее. Такой рост показывает, что аэропорту удалось сформировать стабильный спрос на свои услуги, не привязываясь к единичным крупным международным мероприятиям.

Примечательно, что аэропорт Львова имел шанс на еще один этап модернизации. После проведения Евро-2012 Украина попыталась получить право на проведение Олимпиады-2022 в Карпатах. С этой целью Кабмин планировал многомиллиардные инвестиции в инфраструктуру страны, в том числе во львовский аэропорт. Ожидалось, что в течение 2017–2021 гг. в модернизацию авиаузла вложат более 1 млрд грн (свыше 130 млн долл.). Однако после 2014 г. идея проведения Олимпиады в Карпатах ушла в небытие.

Следующая пара лет оказалась довольно сложной для аэропорта. Из-за экономического кризиса пассажиропоток резко пошел вниз, карта полетов из аэропорта стала уменьшаться. В частности, весной 2015 г. полеты из Львова прекратил лоукостер Wizz Air. Как следствие, в 2014 и 2015 г. пассажиропоток через аэропорт составил 581 и 571 тыс. чел. соответственно.

Негативно на положение львовского аэропорта повлияло активное развитие авиационной отрасли в Польше, в частности, расширение маршрутной карты лоукостера Ryanair. Многие жители Западной Украины, не имея доступа к полетам низкобюджетными авиакомпаниями из своего региона, начали ездить автобусами в аэропорты соседней Польши, из которых летели по Европе рейсами лоукостеров. Влияние этого фактора может еще больше усилиться после того как, скорее всего, летом текущего года для граждан Украины будет введен безвизовый режим со странами ЕС. В результате украинцам будет еще проще добираться до польских аэропортов. К примеру, расстояние между Львовом и ближайшим польским аэропортом в Жешуве, из которого летает Ryanair, составляет 159 км. Чуть дальше расположены аэропорты Люблина (217 км), Кракова (333 км), Катовице (412 км).

Негативно на развитие львовского аэропорта также повлияли кадровые пертурбации. Эти перетряски в аэропорту закончились в начале 2016 г., когда в результате открытого конкурса Кабинет министров согласился назначить на должность гендиректора Татьяну Романовскую.

В своей презентации на открытом конкурсе, которая опубликована на сайте Мининфраструктуры Украины, Татьяна Романовская — тогда еще претендент на свою будущую должность — представила два плана развития аэропорта: оптимистичный и пессимистичный. Согласно первому варианту, в случае вступления в силу соглашения о едином авиапространстве Украины с ЕС, а также привлечения лоукостеров аэропорт Львова должен будет увеличивать в 2016–2020 гг. число рейсов и пассажиров на 10–30% ежегодно. В результате в 2020 г. пассажиропоток возрастет до 1,7 млн чел. Пока что этот прогноз удается выполнять с преувеличением. В прошлом году пассажиропоток львовского аэропорта составил 738 тыс. чел. при заложенных в оптимистичный план 595 тыс. чел. 

Позитивных результатов работы в течение 2016 г. и в начале 2017-го аэропорт достиг за счет привлечения новых авиакомпаний и расширения карты полетов уже летающих из Львова перевозчиков. В частности, в 2016 г. из авиаузла стали летать украинская "Мотор Сич" (четыре раза в неделю по маршруту Львов—Киев), белорусская "Белавиа" (ежедневные рейсы Минск—Львов), польская SprintAir (Радом—Львов). Авиакомпания "Международные авиалинии Украины" (МАУ) открыла новый рейс из Львова в Вильнюс (три раза в неделю), а также стала четвертой авиакомпанией на маршруте Львов—Стамбул (три раза в неделю).

Но более значимые события с точки зрения важности для наращивания пассажиропотока произошли или еще только произойдут в аэропорту в 2017 г. С апреля возобновил полеты из Львова лоукостер Wizz Air, который начал дважды в неделю летать в польский Вроцлав; кроме того, летом авиаперевозчик начнет выполнять рейсы в Берлин. 

В летнем сезоне из Львова авиакомпания LOT Polish Airlines начнет выполнять рейсы в Познань (Польша), "Днеправиа" — в Пулу (Хорватия) и Тирану (Албания), WindRose — в Брешиа (Италия), YanAir — в Батуми и Тбилиси (оба — Грузия), "Браво" — в Монастир (Тунис). Помимо того, увеличится частотность на некоторых маршрутах, по которым уже выполняются полеты. К примеру, в 2017 г. LOT Polish Airlines с 2 до 3–4 увеличит число рейсов по маршруту Варшава—Львов, а Austrian Airlines уже увеличила частоты с 1 до 2 раз в день по маршруту Вена—Львов. Второй ночной рейс у Austrian Airlines рассчитан под стыковки в Северную Америку.

Но самое главное событие для Львова в нынешнем году связано со стартом полетов крупнейшего европейского лоукостера Ryanair, который с осени начнет летать из аэропорта сразу в семь европейских городов. (Уже после сдачи этого номера в печать Ryanair объявила, что отказывается от полетов на Украину.)

Перспективы развития

Планы по достижению показателя в 1,7 млн пасс. к 2020 г. для львовского аэропорта вполне достижимы не только из-за прихода новых авиакомпаний. Аэропорт Львова расположен в довольно густонаселенном регионе: в Западной Украине проживает примерно 10,7 млн высокомобильных человек, из которых половина приходится на городское население. При этом в потенциальной зоне обслуживания аэропорта — в 2,5 ч езды автодорогами — проживает 9 млн чел.

Кроме того аэропорт имеет большой потенциал к привлечению пассажиров извне региона. Во-первых, за счет въездного туризма, в том числе из других регионов Украины: в курортно-рекреационные зоны отдыха можно привлечь дополнительно 1 млн пасс. На Западной Украине туристы могут найти места для отдыха круглый год. К примеру, исторический центр Львова внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, в Львове с каждым годом проводится все больше фестивалей и других культурных событий, которые постепенно принимают характер международных событий.

Любители отдыха на природе могут выбрать горнолыжные курорты недалеко от Львова в Карпатах, которые постепенно становятся полноценными конкурентами польских и словацких курортов. При этом в Карпатах с каждым годом все лучше развивается инфраструктура для отдыха не только летом, но и в другие времена года.

Большой потенциал имеют еще два сегмента пассажиров. Во-первых, это примерно 2 млн украинцев, которые ранее выехали с Западной Украины в поисках работы в Европу. Во-вторых, дальнемагистральными рейсами непосредственно в Львов может начать пользоваться большая диаспора в Северной Америке, где проживает примерно 2,2 млн выходцев с Украины. Большая их часть имела или имеет родственников на Западной Украине. Сейчас они вынуждены добираться во Львов и обратно с пересадками в Варшаве, Киеве или Стамбуле.

Интересно посмотреть на перечень наиболее популярных направлений из Львова. По итогам 2016 г. в нем на первом месте оказался не киевский Борисполь, а, как это ни парадоксально, Стамбул. На него пришлось 20% пассажиропотока из львовского аэропорта. Такое лидерство во многом объясняется выбором Стамбула как более удобной и выгодной воздушной гавани для дальнейших полетов транзитных пассажиров, чем Борисполь, на который пришлось 19% пассажиров. Тройку наиболее популярных направлений замыкает еще один турецкий город — по туристическим причинам им оказалась Анталия (16%).

Помимо этих направлений, в топ-10 маршрутов из Львова вошли Варшава, Хургада, Вена, Мюнхен, Тель-Авив, Шарм-эль-Шейх и Рим.

Правда, в борьбе за пассажиров Львов помимо Борисполя и Жулян еще конкурирует с соседними аэропортами, например с Ивано-Франковском (между административными центрами Львовской и Ивано-Франковской областей примерно 135 км). И пока что львовский аэропорт в этой борьбе побеждает — к примеру, недавно украинская авиакомпания Wind Rose перенесла выполнение своих рейсов в Брешиа из Ивано-Франковска именно во Львов.

Похоже, что постепенно сойдет на нет и борьба с польскими аэропортами за пассажиров. По словам собеседника АТО на авиарынке Украины, польские аэропорты раньше были для Львова серьезными конкурентами, но "чем быстрее львовский аэропорт будет открывать новые прямые рейсы в Европу из Львова, особенно лоукостерами, тем быстрее польские аэропорты перестанут быть для него таковыми. Мало того, польские аэропорты сегодня становятся партнерами. Многие новые рейсы из Львова открываются как раз в польские города, то есть покрывается спрос на перевозки, который сейчас удовлетворяется автобусными рейсами. К примеру, между Львовом и Вроцлавом сейчас курсирует примерно 30 ежедневных автобусных рейсов".

Собеседник считает, что в случае сохранения темпов роста пассажиропотока, как это было отмечено в I квартале, по итогам 2017 г. аэропорт Львова может достичь годового пассажиропотока в объеме примерно 1,1 млн чел. Это сопоставимо с результатом второго по объемам перевозок украинского аэропорта Жуляны (Киев) в прошлом году.

Тем временем в Борисполе

Тем временем в Борисполе

B самом крупном украинском аэропорту Борисполе уже в июле могут быть снижены аэропортовые сборы за каждого отправленного международным рейсом пассажира с 17 до 13 долл. Соответствующий проект приказа Министерства инфраструктуры Украины обнародован на сайте ведомства. И это не единственная новация, которая содержится в документе. Ранее руководство аэропорта имело право предоставлять скидки до 80% на аэропортовые сборы на регулярные рейсы, однако не было четкого обоснования и механизма их применения. Теперь же скидки могут предоставляться для стимулирования авиакомпаний расширять географию полетов из Борисполя и для увеличения пассажиропотока. При этом вводится такая льгота и на чартерные рейсы (до 30%), чего ранее не было.

Взамен на предоставление скидок авиакомпании должны будут взять на себя некие обязательства. Они не прописаны в проекте приказа, но, по всей видимости, под ними подразумевается перевозка какого-то минимального числа пассажиров для получения скидок. Общественное обсуждение проекта документа будет проводиться до 5 июня. После этого Министерство инфраструктуры имеет право внести предложенные изменения, если таковые поступят, и издать приказ.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№182 сентябрь 2017

Календарь ATO Events

24-25 октября 2017, г. Москва
в рамках форума "Крылья будущего"
в рамках форума "Крылья будущего"
в рамках форума "Крылья будущего"
30 мая 2018 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2017
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2017 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.