Ка-50 "Чёрная акула": вертолёт, опередивший время

Событие:
МАКС

17 июня 1982 года совершил первый полёт опытный одноместный ударный вертолёт В-80, получивший впоследствии название Ка-50 "Чёрная акула". Эта уникальная для своего времени машина послужила мощным фундаментом для развития российского боевого вертолётостроения. Став звездой самого первого авиасалона МАКС в 1993 году, позже эта машина не раз демонстрировалась на статической стоянке, а в 2005 году принимала участие в лётной программе авиасалона.

Вертолёт Ка-50, разработанный ОКБ "Камов" под руководством главного (впоследствии генерального) конструктора Сергея Михеева, стал уникальной машиной, во многом опередившей своё время. Это был первый в мире одноместный ударный боевой вертолёт. "Сократить" оператора систем вооружения удалось благодаря высокоавтоматизированному прицельно-навигационному комплексу. Соосная схема несущих винтов делала Ка-50 более компактным, манёвренным и устойчивым в сравнении с машинами традиционной компоновки, вертолёт был способен менять направление своего движения за несколько секунд. Впервые в мире вертолёт получил уникальную систему спасения, позволяющую лётчику катапультироваться практически с земли и с предельно малой высоты, на которой чаще всего используются ударные вертолёты. Кроме того, для защиты лётчика использовалось мощное бронирование из стальных плит и бронестекла. Боевая эффективность машины обеспечивалась передовыми на то время технологиями, позволявшими максимально автоматизировать процессы управления вооружением. Это была действительно уникальная машина, как по лётным характеристикам, так и по своей электронной начинке.

Прозвище "Чёрная акула" вертолёт получил после выхода в прокат одноимённого приключенческого военного боевика, в котором машина выступила "главным героем". Причиной столь необычного прозвища стали чёрная "ночная" окраска вертолёта и его хищный зловещий профиль. Однако Ка-50 "воевал" не только в кино. В 2000-2001 годах две "Чёрные акулы" принимали участие в боевых действиях в Чечне в составе экспериментальной группы, наносящей удары по террористам. Вооружённый самыми современными ракетами "Вихрь" и эффективным прицельным комплексом, Ка-50 показал себя тогда грозной силой. Вертолёт на практике подтвердил свои уникальные манёвренные характеристики и отличные пилотажные качества в условиях горной местности при разреженной атмосфере и плохих метеоусловиях.

Ка-50 стал одним из ярких событий самого первого авиасалона МАКС в 1993 году. Впоследствии на статической стоянке МАКС демонстрировались различные модернизированные версии вертолёта, в том числе с очками ночного видения для безопасного пилотирования ночью. Украшением лётной программы МАКС-2005 стали показательные полёты "Чёрной акулы", продемонстрировавшие беспрецедентные для вертолёта манёвренность и управляемость.

Ка-50 в летной программе МАКС-2005.

Судьба машины сложилась непросто. Соосная схема расположения винтов имела и недостатки, главным из которых была уязвимость лопастей. Несмотря на то, что вертолёт был принят на вооружение в 1995 году, до крупносерийного производства дело так и не дошло. Производство "Чёрной акулы" было приостановлено с января 2009 года. Однако быстрый манёвренный ударный Ка-50 навсегда останется в истории как уникальная боевая машина, ставшая прототипом для знаменитого Ка-52 "Аллигатор", а позже его корабельной версии Ка-52К. Соосные боевые вертолёты нашли своё незаменимое место в новой высокотехнологичной армии России. Таких боевых машин не имеет ни одна другая армия мира.

Ждём на статической стоянке и в лётной программе авиасалона МАКС-2021 новые версии ударного вертолёта Ка-52 – достойного продолжателя лучших качеств уникального Ка-50, ставшего одной из ярких страниц российского вертолётостроения.

Справка

АО "Вертолеты России"  – один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России, а также одна из немногих компаний в мире, обладающих возможностями проектирования, производства, испытаний и технического обслуживания современных гражданских и военных вертолетов. Холдинг "Вертолеты России" входит в структуру Госкорпорации Ростех.

Пятнадцатый Международный авиационно-космический салон МАКС-2021 пройдёт в городе Жуковский Московской области с 20 по 25 июля 2021 года. Организаторами мероприятия назначены Министерство промышленности и торговли РФ и Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции Ростех. Устроитель МАКС-2021 – АО "Авиасалон".

 

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.