Кто и как заправляет самолеты

Водитель аэродромного топливозаправщика "Газпромнефть-Аэро Шереметьево" Сергей Ахмин о пути в профессию и современных технологиях заправки самолетов

Кто и как заправляет самолеты? И возможно ли, чтобы у человека сбылись сразу две мечты в одной профессии — водить многотонный грузовик и работать в авиации? Сергей Ахмин, водитель аэродромного топливозаправщика компании "Газпромнефть-Аэро", обладает такой уникальной профессией. На перроне водитель ТЗА решает множество операционных задач, главная из которых — качественно и оперативно заправить самолет топливом. Об арифметике заправки и технологии подготовки полетов читайте в интервью, которое мы взяли у нашего героя на его рабочем месте — в московском аэропорту Шереметьево.

Арифметика заправки

За рулем 60-тонного ТЗА, или топливозаправщика аэродромного, Сергей Ахмин движется по перрону аэропорта. Сегодня в плане полетов рейс авиакомпании "Аэрофлот" в Нью-Йорк — он заберет наших соотечественников, не успевших вернуться в Россию из-за пандемии. В небе 400-местный Boeing 777-300ER проведет не менее девяти часов, поэтому для полета потребуется порядка 100 тонн топлива. Заправку воздушного судна будет производить самый большой топливозаправщик в парке "Газпромнефть-Аэро".  

 

"Обычно я заправляю 6–7 самолетов за смену (12 часов), среднее время заправки составляет 20–30 минут. Но бывают и такие дальнемагистральные рейсы, как этот. Тогда заправку самолета осуществляют сразу несколько машин, около часа. Всего же на перроне у нас задействовано 25 топливозаправщиков.
В обычных условиях только наш авиатопливный комплекс заправляет в аэропорту более 200 рейсов в сутки. Работаем оперативно, профессия очень интересная".

Шереметьево — самый загруженный аэропорт в стране, пассажиропоток составляет около 50 миллионов человек в год. Воздушное судно одновременно могут готовить к вылету до 10 наземных служб. Вся работа по заправке самолета начинается с получения заявки от авиакомпании. Она поступает в коммерческую службу авиатопливного оператора, которая согласует заявку и направляет ее в производственный блок. Далее диспетчер выбирает топливозаправщик для обслуживания данного рейса и отправляет информацию водителю. Весь обмен данными происходит с помощью системы управления заправкой воздушных судов (СУЗВС).

Компания "Газпромнефть-Аэро" стала первым авиатопливным оператором в России, который внедрил автоматизированный коммерческий учет топлива и перешел на прямой метод динамических измерений массы при заправке воздушных судов. Новая цифровая система позволяет сократить время оборота первичных учетных данных и счетов-фактур, полностью контролировать расчет массы выданного топлива, заполнение первичной документации после заправки воздушного судна, соблюдение последовательности технологических операций. Компания планирует внедрить систему СУЗВС также в международных аэропортах Екатеринбурга, Новосибирска, Мурманска, Ульяновска, Читы и Саратова.

"На специальном мониторе в кабине ТЗА я получаю задание, в нем отражена вся актуальная информация: номер стоянки, тип и бортовой номер воздушного судна, название авиакомпании, рейс, пункт назначения и необходимое количество топлива для заправки самолета. Подтверждаю задание нажатием кнопки на сенсорном экране и отправляюсь к месту стоянки. Прибытие к самолету также подтверждаю через компьютер, после чего начинаю движение в зону его обслуживания. Заправка начнется только после того, как представитель авиакомпании визуально убедится в качестве топлива (это процедура аэродромного контроля) и даст разрешение. Во время заправки на электронном табло я вижу информацию о количестве авиатоплива, требуемого к заправке, значение производительности, объема и массы выдаваемого топлива в реальном времени. Это очень удобно.

После завершения процесса возвращаюсь в кабину, распечатываю расходный ордер и подписываю его с представителями авиакомпании. Раньше этот документ необходимо было заполнять вручную, уходило много времени и могли возникнуть ошибки. В Шереметьево сегодня более 40 авиакомпаний, с которыми мы работаем через новую систему; заправлено несколько десятков тысяч рейсов. Реальное время обслуживания воздушного судна при заправке сократилось на 10–15%. Мне кажется, это отличный результат!"

Безопасность в приоритете

Аэродромный топливозаправщик, которым мастерски управляет Сергей, — не просто автомобиль, а высокотехнологичный комплекс с множеством систем, обеспечивающих безопасность движения транспорта и безопасность самой заправки.

Система дорожного движения в аэропорту имеет свою специфику. Скорость для всех видов транспорта на перроне — не более 20 км в час. Контролировать выполнение требований БДД помогает цифровая система, установленная на всем, без исключения, транспорте "Газпромнефть-Аэро".

"Это очень полезная система. Она отслеживает не только скорость нашего перемещения, но и качество самого вождения: насколько плавно мы ускоряемся, тормозим, поворачиваем. Специальные датчики также показывают, пристегнут ли ремень безопасности, включены ли фары и проблесковые маячки. На водителях высокая ответственность — мы перевозим и заправляем топливо, поэтому безопасность на транспорте в приоритете. В плане маневренности и комфорта у нас отличные новые автомобили, они различаются только объемом цистерны. Я очень быстро адаптировался к ним после восьми лет работы дальнобойщиком".

В классификации Международной организации гражданской авиации (ICAO) все заправки делятся на три категории: рейсы сразу нескольких авиакомпаний водители "Газпромнефть-Аэро" в Шереметьево заправляют по высокой 2-й категории, без участия представителей авиаперевозчика. Водители ТЗА самостоятельно подсоединяют заправочный рукав к крылу самолета, распределяют топливо по бакам, выставляют данные об объеме закачки на информационном табло (щитке), которое расположено также в крыле самолета, и производят заправку. Экипаж рейса в это время выполняет другие предполетные процедуры. Каждая авиакомпания организует отдельное обучение водителей топливозаправщиков. Сегодня водители "Газпромнефть-Аэро" заправляют по 2-й категории восемь типов воздушных судов, включая самые современные лайнеры Airbus A350 и Boeing 787 Dreamliner.

"В работе мне особенно нравится динамика. Наша команда всегда рада новым авиакомпаниям и заправкам новых типов самолетов. Если получается попасть на первый рейс, считаю это большой личной удачей! В этом году так было с новым лайнером Airbus A350, который появился в парке "Аэрофлота". Я первым участвовал в его заправке, и это впечатления, которые останутся в памяти на всю жизнь". 

Взлетная полоса

Свою профессию Сергей выбирал между "небом" и "землей". С дедушкой дальнобойщиком он объездил весь Советский Союз, а дядя летчик познакомил мальчишку с миром авиации.

Водить машину Сергей Ахмин научился уже в 13 лет. Едва дождавшись окончания школы, Сергей отправился в Институт внутренних войск МВД России на "автомобильный" факультет. Всерьез думал о летном училище, но все же выбрал Сухопутные войска. Официально сдал на права после четвертого курса, сразу открыл категории В, С и бронетехнику. "Факультет был автобронетанковый; как водителю-механику довелось водить БТР, БМП. Изучали устройство, вооружение, проходимость и вождение, даже делали марш-броски по дорогам общего пользования".

Сейчас Сергей офицер запаса. Два года отслужил в бригаде оперативного назначения Внутренних войск, но решил вернуться "на гражданку". В 2005 году он устроился на свою первую работу — дальнобойщиком на международные перевозки. Как водитель-экспедитор возил цветы из Голландии в Москву. Проводил в рейсах по две недели подряд, а в весенний сезон — и по два месяца. "У меня уже было двое маленьких детей, и когда встал серьезный выбор, я его сделал в пользу семьи: жить с супругой, водить детей в школу и на тренировки, желать им спокойной ночи".

Одноклассник подсказал, что в аэропорту Шереметьево начинает работу компания "Газпромнефть-Аэро", требуются водители. Сергей честно признается: приехал наобум. Заполнил анкету — нужна была категория Е, стаж вождения. Буквально через пару дней позвали на собеседование, а вскоре он прошел обучение и вышел на работу уже водителем аэродромного топливозаправщика.

ТЗК "Газпромнефть-Аэро" в Шереметьево — один из самых современных топливозаправочных комплексов в России и Восточной Европе — был введен в эксплуатацию в 2013 году. Комплекс обладает высшим статусом качества авиатопливообеспечения Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). За семь лет авиатопливный комплекс обеспечил заправку свыше 300 тысяч рейсов
65 иностранных и российских авиакомпаний. Предприятие выступает площадкой по апробации и внедрению лучших цифровых практик и технологий в авиатранспортной отрасли. На базе комплекса реализуется проект "Цифровой ТЗК", внедряются автоматизированные системы управления технологическими процессами и онлайн-учет движения нефтепродуктов на всех этапах. 

В "особых условиях"

Как и все коллеги, сегодня на перроне Сергей работает в защитной маске и соблюдает социальную дистанцию. Также у водителей ТЗА есть специальные защитные костюмы из легких тканей, как у медиков. Их работники авиатопливного комплекса надевают, если предстоит заправка рейса, прибывающего из-за рубежа или из регионов с особым эпидемиологическим уровнем. 

"В новых условиях повышенной готовности мы работаем с марта. На мой взгляд, процесс адаптации прошел быстро и коллектив особых сложностей не испытывал. Это просто дополнительные правила безопасности, которые мы соблюдаем, на нашу эффективность они никак не влияют. Компания всегда уделяет приоритетное внимание личной безопасности персонала: мы работаем в средствах индивидуальной защиты, очках, каске, перчатках. До начала смены и после ее окончания водители проходят обязательный медицинский контроль. И этот процесс у нас тоже автоматизирован: на производственных площадках установлены комплексы дистанционного медосмотра. В период пандемии к этому добавился постоянный контроль температуры тела, дезинфекция оборудования и помещений. Все аэродромные топливозаправщики после смены тоже дезинфицируются. Производственные смены разделены между собой, персонал не пересекается. Каждые две недели мы проходим обязательное тестирование на COVID-19. В этой сложной ситуации компания проявляет максимальную заботу о нас и наших семьях, что особенно ценно. Работа в авиации закаляет, мы на перроне и днем и ночью, в жару и холод. Главная задача — заправить воздушное судно; в этот момент ты меньше всего думаешь о себе и своем комфорте. Особенно если речь идет о заправке гуманитарных рейсов, грузовых рейсов, которые перевозят медицинское оборудование и средства защиты, "вывозных" рейсов. Так получилось, что мы оказались в эпицентре событий, связанных с пандемией. Аэропорт Шереметьево стал основным аэропортом, принимающим "вывозные" рейсы из-за рубежа. За время пандемии мы уже заправили более 500 рейсов, которые помогли россиянам вернуться домой!" 

Работа? Призвание!

"Мы — универсальные водители, постоянно проходим обучение, стажируемся у разных авиакомпаний. Также я отучился на механика и замещаю коллег, если они в отпуске. В компании много инструментов для обучения, в том числе и дистанционных. Все зависит от личной инициативы и заинтересованности в своем развитии. При желании можно поступить на базовую кафедру компании в Ульяновском институте гражданской авиации и получить высшее образование в сфере авиатопливообеспечения. Наша работа — для людей. Отправляясь в путешествие на самолете, они могут быть спокойны и уверены, что их рейс был качественно подготовлен и пройдет с комфортом. Часто мы обслуживаем и "статусные" рейсы, как это было во время Олимпиады и чемпионата мира по футболу. И здесь от качества нашей работы зависел престиж уже не только компании, но и страны. Рад, что все прошло на самом высоком уровне".

Все водители "Газпромнефть-Аэро" каждый год участвуют в корпоративном конкурсе "Цель-100". В этот раз — почти 800 человек. Главная задача — на протяжении всего года находиться в "зеленой категории": не допустить ни одного нарушения ПДД за рулем служебной машины и получить высокую оценку качества вождения. Учитывается каждая поездка водителя. Сегодня Сергей уверенно идет к поставленной цели. 

"Войти в двадцатку лучших водителей — это и престиж, и хорошая премия. От тебя не требуют невозможного: надо просто ответственно и качественно выполнять свою работу и быть внимательным. Конкурс проходит уже три года, и я вижу, как меняется сам подход водителей к управлению автомобилями, растет осознанность и умение предвидеть риски, а значит, повышается общий уровень безопасности на транспорте". 

Мечты

Автомобильные путешествия и хоккей — два главных хобби Сергея. Любовь к зимнему виду спорта он привил и сыну. Одна из общих целей сегодня — попасть в профессиональную команду юниоров, возможно в "СКА" или "Авангард", и даже поучаствовать в крупнейшем детском хоккейном турнире "Кубок "Газпром нефти". А в путешествия Ахмины отправляются всей семьей — кроме сына у них подрастают две дочки.

Главная личная мечта нашего героя — "чтобы дети выросли достойными людьми и были счастливы". А в профессиональном плане — увидеть, как цифровые технологии и роботизация изменят работу аэропортов: "Роботы-заправщики, беспилотные автомобили, искусственный интеллект в системах управления аэропортовыми службами, да и сами самолеты будущего… Наша работа будет становиться все более интересной, мы на пороге невероятных перемен!"

Ссылки по теме

2020 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.