120 лет со дня рождения авиаконструктора Николая Камова

120 лет со дня рождения авиаконструктора Николая Камова

ATO.ru — Ровно 120 лет назад, 14 сентября (1 сентября по ст. ст.) 1902 года, в Иркутске родился Николай Ильич Камов — выдающийся советский авиаконструктор, создатель вертолетов марки "Ка", доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР.

После окончания Томского технологического института в 1923 году Николай Камов стал работать конструктором на авиазаводе в Филях (будущий авиазавод № 22), затем трудился в ремонтных мастерских акционерного общества "Добролет" (прообраз "Аэрофлота"), позже работал в опытно-конструкторском бюро гидроавиации под руководством Дмитрия Григоровича. В 1929 году Николай Камов в содружестве с коллегой Николаем Скржинским создал первый в СССР успешно летавший винтокрылый летательный аппарат — автожир КАСКР-1 "Красный инженер".

В 1931–1940 годах Николай Ильич Камов работал в Отделе особых конструкций ЦАГИ, где под его руководством был создан первый в СССР боевой винтокрылый летательный аппарат — автожир-корректировщик А-7. Автожиры А-7 серийно выпускались на заводе № 290 в подмосковном поселке Ухтомский, директором и главным конструктором которого с 1940 по 1943 год был Н. И. Камов. Эскадрилья автожиров А-7 применялась в ходе боев под Ельней осенью 1941 года.

С 1947 года Н. И. Камов конструировал вертолеты: одноместные Ка-8 и Ка-10, на которых была впервые в отечественной практике реализована двухвинтовая схема с соосно расположенными несущими винтами противоположного вращения. Благодаря компактности, высокой тяговооруженности, маневренности и аэродинамической симметричности, которые присущи двухвинтовой соосной схеме, вертолеты Камова снискали применение на флоте в качестве палубных вертолетов.

Первым из них был двухместный поршневой Ка-15, но наиболее известными советскими палубными вертолетами стали газотурбинные Ка-25 и Ка-27.

На основе Ка-27 позднее был создан гражданский вертолет Ка-32, модификация которого Ка-32A11BC признана в мире одним из лучших противопожарных вертолетов. Под руководством Н. И. Камова были созданы также многоцелевые вертолеты Ка-18 и Ка-26. В ОКБ Н. И. Камова была доведена до наивысшего совершенства двухвинтовая соосная схема вертолета, которую из-за присущей ей сложности не смогли освоить зарубежные авиаконструкторы.

Работы Н. И. Камова и возглавляемого им коллектива конструкторов не ограничивались вертолетами двухвинтовой соосной схемы. В ОКБ был разработан не имеющий аналогов в мировом и отечественном вертолетостроении винтокрыл Ка-22 — комбинированный винтокрылый летательный аппарат двухвинтовой поперечной схемы, сочетавший свойства самолета и вертолета.

Ряд научно-исследовательских работ и нереализованных проектов ОКБ послужили основой для разработки передового по уровню примененных технических решений вертолета одновинтовой схемы Ка-62, отличающегося высоким аэродинамическим совершенством, достигнутым в том числе благодаря внедрению высокооборотного рулевого винта в кольцевом канале вертикального оперения.

Итогом деятельности Николая Ильича Камова стало создание уникальной научной и конструкторской школы отечественного вертолетостроения, высокий научно-технический потенциал которой до сих пор обеспечивает высокий уровень современных разработок АО "НЦВ Миль и Камов" холдинга "Вертолеты России" (госкорпорация "Ростех").

Так, в данный момент идут летные испытания модернизированного вертолета соосной схемы Ка-226Т "Альпинист" с повышенными возможностями по полетам в высокогорье. Кроме того, в стадии летных испытаний находится обновленный противопожарный вертолет Ка-32А11М. На нем установлена современная электроника, позволяющая применять его круглосуточно, новые двигатели повышенной мощности и отечественная система пожаротушения, которая впервые в мире обеспечивает тушение возгораний при минусовых температурах.

Холдинг "Вертолеты России" — единственный разработчик и производитель вертолетов в РФ. Образован в 2007 году. Головной офис расположен в Москве. В состав холдинга входят пять вертолетных заводов, национальный центр вертолетостроения, объединяющий в себе компетенции двух конструкторских бюро, а также предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий, авиаремонтные заводы и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами.

Национальный центр вертолетостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова (АО "НЦВ Миль и Камов") создан в 2019 году на базе АО "Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля" и АО "Камов". На этих предприятиях разработано свыше 20 основных типов вертолетов и их многочисленные модификации. АО "НЦВ Миль и Камов" проводит научные исследования, проектирует, строит и испытывает опытные образцы вертолетов, внедряет их в серийное производство, модернизирует, сопровождает в производстве и эксплуатации вертолеты "Ми" и "Ка". В состав предприятия входят объединенное опытно-конструкторское бюро, опытное производство, а также экспериментально-исследовательский (стендовый) комплекс и летно-испытательный центр. 

К 120-ЛЕТИЮ КАМОВА В НЦВ УСТАНОВИЛИ ВЕРТОЛЕТ-ПАМЯТНИК КА-15

Отреставрированный вертолет Ка-15 установлен в АО "НЦВ Миль и Камов" на площадке перед сборочным цехом, где находится бюст Н. И. Камова, а также вертолеты Ка-50 и Ка-26.

Созданный в 1953 году легкий вертолет Ка-15 представлял собой дальнейшее после одноместных Ка-8 и Ка-10 развитие вертолета двухвинтовой соосной схемы. В отличие от предшественников, Ка-15 имел фюзеляж традиционной компоновки с передним размещением двухместной закрытой кабины экипажа. Вертолет оснащался поршневым авиационным мотором АИ-14В (260 л. с.) принудительного воздушного охлаждения. Ка-15 стал первым массовым серийным вертолетом ОКБ Камова. Гражданские Ка-15 использовались для авиационно-химических работ в сельском хозяйстве, для перевозки почты и грузов, перевозки больных в санитарных гондолах по бортам фюзеляжа. Учебно-тренировочные УКа-15 оснащались двойным управлением. Амфибийные Ка-15Г с поплавковым шасси использовались на китобойном флоте. На вертолетах Ка-15 были впервые в СССР отработаны методики летно-морских испытаний палубных вертолетов и решены принципиальные вопросы эксплуатации в условиях корабельного базирования. — ATO.ru

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

2022 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.