Без трудностей переноса

Автор фото: Сирена-Трэвел
Автор фото: Сирена-Трэвел

Министерство транспорта России после консультации с авиаперевозчиками решило отсрочить исполнение постановления правительства "Об установлении требований к автоматизированной системе оформления воздушных перевозок". Об отсрочке 22 ноября 2018 года объявил заместитель министра транспорта Александр Юрчик. Новые сроки фактически дают российским компаниям — разработчикам систем бронирования больше времени на доводку и их расширение. И если крупнейшие авиаперевозчики, скорее всего, не заинтересуются переходом на российские глобальные распределительные системы, то меньшие компании могут выбрать их по нескольким причинам, включая относительно небольшую стоимость перехода и высокую прозрачность при работе и хранении данных.

По словам Юрчика, компании, оказывающие услуги по бронированию и покупке авиабилетов россиянам, теперь должны будут перенести свои серверы и базы данных на территорию России до 31 октября 2021 года. Прежде этот срок был ограничен 1 января 2020 года. Перенос необходим для исполнения требований поправок (пункт 5 статьи 18) к Закону "О персональных данных", принятых в 2014 году. Изначально эти поправки распространялись на все компании и физические лица, обрабатывающие персональные данные россиян, но затем для авиаперевозчиков сделали отсрочку. Авиакомпании тогда заявили, что российские глобальные распределительные системы не готовы к работе с крупными перевозчиками, а сам переход от одного оператора бронирования к другому будет стоить колоссальных денег, займет очень много времени и в конечном итоге негативно скажется на стоимости авиаперевозок.

Сегодня крупнейшие российские перевозчики — "Аэрофлот" и S7 Airlines — сотрудничают с иностранными системами бронирования. Так, "Аэрофлот" работает с американской Sabre, а S7 — с испанской Amadeus. К слову, последняя начала переходить на Amadeus только в этом году, а прежде использовала швейцарскую Gabriel. Эти перевозчики ранее объявляли, что не готовы поменять иностранных разработчиков глобальных распределительных систем на российских по нескольким причинам, включая невозможность работы с большими объемами данных и отсутствующую альянсовую функциональность. "Аэрофлот" и S7 состоят в международных альянсах SkyTeam и Oneworld.

Сирена-Трэвел
Автор фото: Сирена-Трэвел

Однако, по словам Александра Сухинина, заместителя генерального директора по развитию российской компании "Сирена-Трэвел", в действительности реализовать альянсовую функциональность в ее системе бронирования авиаперевозок будет не так и сложно. "Дописать необходимую функциональность и протестировать ее на стенде несложно, и наработки по этой части у нас есть. Некоторые моменты могут проявиться при эксплуатации системы под нагрузкой, но это нормально и устранимо. Другое дело, что запроса на создание системы с поддержкой альянсовой функциональности пока нет, поэтому нет и смысла делать демонстрационный стенд. Более того, крупнейшие авиакомпании часть альянсовой функциональности сами не используют просто потому, что это слишком дорого реализовать", — рассказал Сухинин.

При этом каких-либо трудностей с обработкой больших объемов данных  в системе бронирования компания "Сирена-Трэвел", занявшая в 2017 году 30% российского рынка авиабилетов, не видит. В компании утверждают, что условно сложным этапом является подключение авиаперевозчиков к системе, "а уже когда все заработало, особой разницы нет, продаешь ты сто тысяч билетов или десять миллионов; в крайнем случае можно докупить оборудование". "Аэрофлот" и S7 на глобальную систему резервирования авиаперевозок "Сирена-Трэвел" не перейдут, поскольку уже начали переговоры со своими операторами бронирования о создании совместных предприятий для переноса серверов и баз данных. В частности,  совместное предприятие "Аэрофлота" и Sabre начнет работать уже в 2019 году, а перенос персональных данных всех российских клиентов авиакомпании на российские серверы завершится в 2021 году.

В "Сирена-Трэвел" уверены, что небольшие компании смогут без особых проблем, быстро и относительно дешево перейти на использование российских операторов. Например, так могут поступить авиакомпании "Победа" и "Уральские авиалинии", в настоящее время использующие американскую глобальную распределительную систему Navitair и испанскую Amadeus соответственно. Эти перевозчики в альянсы не входят, а той функциональности, которую уже предоставляет система "Сирена-Трэвел", авиакомпаниям будет более чем достаточно.

"В современных условиях крайне важно знать, насколько система независима, насколько она безопасна, где хранятся данные. С этой точки зрения "Сирена-Трэвел" сегодня имеет все виды обеспечения системы: юридическое, программное, системное, ресурсное, поддержку и многие другие. Все они находятся на территории России. И компания, насколько это возможно, уходит от зависимости от иностранных компаний. В частности, мы уже практически полностью отказались от продуктов американской компании Oracle и перешли на использование доработанной базы данных с открытым исходным кодом. Кроме того, мы ушли от прямой поставки техники из США и закупаем вычислительные системы, которые собираются фирмами в других странах, в том числе на Тайване. При этом серверная сборка производится в России", — рассказал Сухинин.

"Сирена-Трэвел" также располагает полным набором лицензий на все виды услуг и оборудования, в том числе и в соответствии с требованиями банковской безопасности, 54-го федерального закона о применении контрольно-кассовой техники и всех требований Закона "О персональных данных". При этом "Сирена-Трэвел" является единственной аккредитованной российской распределительной системой бронирования авиаперевозок, соответствующей рекомендациям Международной ассоциации воздушного транспорта для распределительных систем. Работа системы построена в соответствии с международными стандартами. При этом российская распределительная система в интерактивном режиме поддерживает бронирование и продажи авиабилетов компаний, использующих системы Sabre, Amadeus и Gabriel. "Сирена-Трэвел" позволяет унифицировать автоматические процедуры бронирования, существенно упрощает управление ресурсами и тарифами авиаперевозчиков и дает возможность повысить эффективность взаиморасчетов за авиаперевозки.

В настоящее время компания занимается расширением спектра оказываемых услуг. В частности, "Сирена-Трэвел" работает над созданием единой распределительной системы бронирования, связывающей разных перевозчиков. В ней будут представлены не только авиакомпании, но и наземные, морские и железнодорожные перевозчики. В части бронирования авиаперелетов компания поддерживает переход на новую стратегию дистрибуции. Она представляет собой новый стандарт обмена данными между авиаперевозчиками и агентами по продаже авиабилетов, действующий с 2015 года. Этот стандарт позволяет онлайн-агентствам получать полную информацию о рейсах и услугах авиакомпаний напрямую. Передача данных производится с помощью открытого языка разметки XML. Помимо "Сирены-Трэвел" поддержкой и развитием новой стратегии дистрибуции также занимается Sabre.

В целом же, когда все сроки переноса персональных данных российских авиапассажиров на российские серверы будут российскими властями окончательно утверждены, серьезных сложностей у авиакомпаний возникнуть не должно. Причин тому несколько. Так, крупные игроки, вероятнее всего, продолжат сотрудничать с прежними операторами бронирования, которые просто создадут российские юридические лица и построят серверы в России. Небольшие же авиакомпании могут выбрать одну из российских глобальных распределительных систем бронирования авиаперелетов. Помимо "Сирены-Трэвел" услуги бронирования оказывает Национальная система бронирования, разработанная госкорпорацией "Ростех" и аэропортом Внуково. Правда, на долю последней в 2017 году приходилось лишь 5% рынка авиабилетов, а сама система существует относительно недавно — полноценная ее эксплуатация фактически началась в 2016 году.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

IT в авиации

Подпишитесь на рассылку ATO.RU и читайте ежемесячный бюллетень "Информационные технологии в авиации"

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№197, март 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

23-24 мая 2019 г., г. Москва
25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.