"Дерулуфтом" в Москву. Часть 1

Записки основателя Aviation Week Лестера Гарднера о советско-немецкой авиакомпании, сделанные в 1927 году
"Дерулуфтом" в Москву. Часть 1
За словом "Дерулуфт" стояло немецкое название Deutsch-Russische Luftverkehrs-Gesellschaft — Немецко-российская авиакомпания :: Wikipedia
Подробно об авторе:
Лестер ГАРДНЕР

В 1926 г. Лестер Гарднер, основатель журнала Aviation Week & Space Technologies, к тому моменту уже покинувший должность его главного редактора, пролетел тысячи километров на самолетах европейских, азиатских и африканских авиакомпаний. Одной из них стал "Дерулуфт" — советско-немецкое совместное предприятие, просуществовавшее до 1936 г. Своими впечатлениями от увиденного Гарднер поделился в серии заметок из трех частей, которые были опубликованы в начале 1927 г. на страницах журнала Aviation, как тогда назывался Aviation Week & Space Technologies. ATO.ru подготовило перевод всех трех частей, которые будут публиковаться с перерывом в неделю.

Уровень развития воздушных перевозок в России всегда был окружен завесой тайны. Впрочем, виной тому вовсе не стремление правительства Советского Союза скрыть истину, просто иностранцы слишком редко посещают советскую республику, которая сильно удалена от авиационных центров Европы.

Сотрудничество с Россией

Нет ни одной авиакомпании, которая дала бы более полное представление о советском воздушном транспорте, чем "Дерулуфт" — совместное предприятие правительства Советской России и немецкой авиакомпании Deutsche Luft Hansa. "Дерулуфт" получил в концессию воздушные линии между Германией и Советской Россией в ноябре 1921 г. В СССР были уверены, что сокращение времени на путешествия между Германией и Россией позволит ускорить социально-экономическое сотрудничество двух стран. Новая компания, образованная правительством Советского Союза совместно с немецкой группой компаний, которая в настоящее время представлена Deutsche Luft Hansa, получила название Deutsch-Russische Luftverkehrs-Gesellschaft (Немецко-российская авиакомпания. — Прим. ATO.ru) или сокращенно Deruluft ("Дерулуфт"). Первым ее направлением стала воздушная линия из Кенигсберга в Москву, которая стыковалась с немецким маршрутом Берлин—Кенигсберг. Преимущества прямого выхода Москвы к морю в Кенигсберге были очевидны, поскольку этот немецкий город давно считается важным портом на Северном море (очевидно имеется в виду Балтийское море. — Прим. ATO.ru) и обрабатывает большие объемы грузов, перемещаемых между Германией, с одной стороны, и Литвой, Латвией, Эстонией и СССР — с другой.

Большой интерес к созданию новой авиакомпании, капитализация которой в начале ее существования составила 75 тыс. долл., проявили бывший руководитель Торгового представительства России господин Борис Стомоняков и советский посол в Берлине господин Крестинский. Господин Стомоняков больше не находился в Берлине, однако господин Крестинский все еще работает российским послом, и ему удалось добиться существенного успеха в развитии дружественных отношений между Советской Россией и Германией. Именно благодаря ему многие американцы, в том числе автор этого материала, смогли получить российские визы.

Начало в 1922 году

С момента основания компании "Дерулуфт" немецкие и российские инженеры сразу же стали готовиться к организации эксплуатации регулярной воздушной линии, открытие которой было намечено на 1 мая 1922 г. Времени для подготовки столь масштабного проекта было мало, и на пути к его запуску пришлось преодолеть множество препятствий. Однако все договоренности были соблюдены, и утром 1 мая, в день большого праздника для Советской России, из Кенигсберга был совершен первый коммерческий рейс. Самолет приземлился в тот же день на знаменитой Ходынке, которая в настоящее время исполняет роль московского аэропорта. Перед посадкой воздушное судно пролетело над старинной частью Москвы с ее разноцветными куполами и зданиями, чтобы люди на земле могли стать свидетелями прибытия в российскую столицу первого регулярного рейса из-за рубежа.

Первый самолет из Германии приняли с большим энтузиазмом. На летном поле было много советских функционеров; тысячи мужчин и женщин приветствовали пилота, бортмеханика и пассажиров бурными овациями. Пилота по фамилии Юст подняли на руки и несколько раз подбросили в воздух его русские товарищи: в России, как и в других странах, это является высшей формой поздравления. Первый рейс произвел огромное впечатление на общественность, которая восприняла его как начало новой эпохи в России. На борту самолета из Берлина прилетел российский дипломатический курьер, который доставил официальную почту. До открытия этой линии для доставки корреспонденции из Берлина в Москву требовалось 115 ч. Воздушная почта добиралась до столицы Советского Союза за 24 ч.

На следующий день самолет покинул Москву, вылетев в Кенигсберг и став первым воздушным судном, отправившимся на Запад. С его вылетом стартовало регулярное воздушное сообщение между Россией и Германией, которому уже исполнилось пять лет.

Расстояние от Москвы до Кенигсберга составляет 1200 км. С 1924 г. воздушное сообщение было налажено с Берлином, а в 1926 г. "Дерулуфт" стал выполнять полеты из Москвы в Харьков, столицу Украины, расположенную в 620 милях к югу от Москвы. В 1922 г. рейсы между Москвой и Кенигсбергом выполнялись два раза в неделю, в 1923 г. — три раза, а начиная с 1924 г. рейсы между Берлином, Кенигсбергом, Москвой и Харьковом стали выполняться в обе стороны в ежедневном режиме.

Авиационная техника

Для обслуживания российских направлений "Дерулуфт" использует самолеты Fokker F.III и Grulich V.I. Оба типа оснащены двигателями 360 PS Rolls-Royce. Самолеты, специально сконструированные для полетов в Россию, вмещают пилота, бортмеханика, четырех–пятерых пассажиров и запас топлива на 800 км. На самолетах также есть специальный багажный отсек и уборная.

Сезон полетов из Германии в Россию открывается каждый год 1 мая и заканчивается 31 октября. В силу климатических особенностей коммерческие полеты в Россию зимой в настоящее время не представляются возможными. В это время там сохраняется очень низкая температура, которая сопровождается густыми туманами и метелями, препятствующими регулярным полетам. Однако уже начата подготовка к зимним полетам, которые должны начаться в ближайшем будущем. Специально для этого сконструируют самолеты с особыми приборами, для обеспечения полетов которых организуют соответствующие службы наземного обслуживания. Ниже приведены цифры (см. в конце материала. — Прим. ATO.ru), которые отображают развитие немецко-российского воздушного сообщения начиная с мая 1922 г.

В распоряжении компании "Дерулуфт" находится 10 самолетов и 20 двигателей. Восемь из них эксплуатируются на линии Кенигсберг—Москва, остальные два — на линии Москва—Харьков. Два самолета всегда остаются в запасе: один в Москве и один в Кенигсберге. На линии Кенигсберг—Москва "Дерулуфт" эксплуатирует собственные воздушные суда и использует собственный штат. Направление Москва—Харьков эксплуатируется совместно с российской компанией "Укрвоздухпуть". На линии Кенигсберг—Берлин полеты выполняются совместными усилиями компаний "Дерулуфт" и Luft Hansa. Рейсы в обоих направлениях осуществляются каждый день, налет за день составляет 3900 км. В работе задействованы девять пилотов, каждый из которых летает на одном и том же самолете за исключением непредвиденных случаев. За каждым воздушным судном закреплен и свой механик, который всюду с ним летает.

На момент публикации материала в Aviation одним из типов, который эксплуатировал "Дерулуфт", был немецкий самолет Fokker F.III (Фото: Wikipedia)

Такая схема оказалась достаточно удачной, поскольку все механики и пилоты стремятся поддерживать свои машины в хорошем состоянии и знают их особенности, а их работу всегда можно оценить по записям в бортовых журналах. Поскольку в эксплуатации только восемь машин, в резерве постоянно находится по одному пилоту и бортмеханику. Месячный налет каждого пилота составляет 15000 км. Каждый месяц они проходят медицинский осмотр.

Воздушная линия субсидируется российским и немецким правительствами. Впрочем, авиакомпания прилагает все усилия для того, чтобы организовать финансирование линии за свой счет. В "Дерулуфте" надеются, что с появлением больших самолетов, снижением массы двигателей или удешевлением топлива эксплуатацию направления можно будет поставить на коммерческую основу. 31 октября 1926 г. компания завершила свой пятый летный сезон. На его протяжении, с 1 мая по 31 октября, налет на регулярных направлениях составил 560 тыс. км. Объемы перевозок грузов, почты и пассажиров росли в течение всего периода. Результаты технической эксплуатации самолетов в 1926 г. оказались удовлетворительными. За это время было зафиксировано лишь шесть вынужденных посадок, причем только одна из них привела к повреждению воздушного судна. Повреждений груза не зафиксировано. Регулярность вылетов составила 99,7%. В ходе 518 полетов было перевезено более 1100 пассажиров и 123469 кг багажа, товаров и газет. Исключительные права на эксплуатацию направлений между Германией и Россией по-прежнему принадлежат компании "Дерулуфт", которая в будущем будет летать из Москвы не только в Кенигсберг, но и в Берлин.

Другие российские авиакомпании

В России есть ряд других авиакомпаний, в число которых входят и те, которые выполняют регулярные авиарейсы уже нескольких лет. Помимо "Дерулуфта" речь идет о трех предприятиях — "Добролёт", "Укрвоздухпуть" и "Закавиа". Авиакомпания "Добролёт" эксплуатирует цельнометаллические самолеты Dornier-Wal 3, которые летают из Москвы в Туркестан, соединяя столицу советской России с Баку (традиционно Азербайджан к Туркестану не причислялся. — ATO.ru). Помимо этого "Добролёт" обслуживает маршруты из Ташкента в Верный (ныне Алма-Ата. — Прим. ATO.ru), город на китайской границе, а также из Хивы в Бухару. "Закавиа" летает из Тифлиса (Тбилиси. — Прим. ATO.ru) в Эривань (Ереван. — Прим. ATO.ru). Украинская авиакомпания "Укрвоздухпуть" владеет капиталом в 2 млн руб., эксплуатирует 13 самолетов и летает по маршрутам общей протяженностью 2090 км. Рейсы выполняются между Москвой и Харьковом, а также из Харькова в Одессу, Ростов и Киев. С 15 апреля по 1 июля 1925 г. было выполнено 111 рейсов, которыми воспользовался 201 пассажир. На каждом маршруте еженедельно выполнялось два разворотных рейса.

Развитие как коммерческой, так и военной авиации в России активно поддерживает организация "Авиахим", или Общество друзей Воздушного Флота (ОДВФ). В ее состав входят более 25 тыс. отрядов и около 4 млн членов. Каждый из них платит небольшие взносы, за счет которых для нужд правительства закупаются самолеты. Благодаря этим взносам советские власти получили множество воздушных судов. Почти в каждый важный российский город прилетают военные самолеты, на которых для членов "Авиахима" проводят показы. Пропагандистская работа создала в Росси высокий интерес ко всему, что связано с авиацией, причем об уровне ее развития в стране свидетельствует то, что интерес к этой отрасли проявляют даже беднейшие крестьяне.

Четыре миллиона членов "Авиахима"

Ассоциация была образована путем объединения Общества содействия развитию воздушного флота и Общества развития химической промышленности, основателем которых был Лев Троцкий. По техническим причинам в июле 1925 г. оба общества объединили под названием "Авиахим". Руководителем организации стал А. Ройков (Алексей Рыков. — Прим. ATO.ru). Дирекция "Авиахима" состоит из 15 человек. Организация взяла на себя задачу по популяризации достижений химической и авиационной промышленностей, причем особое внимание уделялось пропаганде, рассказывавшей о важности полетов. Об успешности "Авиахима" свидетельствует тот факт, что за несколько лет количество ее членов увеличилось до 4 млн человек. Было построено около 150 самолетов исключительно российской конструкции, с пропагандистскими целями было выполнено множество полетов.

В 1927 г. "Авиахим", который к тому моменту уже назывался Обществом содействия обороне СССР (ОСО), был переименован в ОСОАВИАХИМ — Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Фото: Leonid Dzhepko // Wikipedia)

Прославление выдающихся перелетов

В 1925 г. "Авиахим" организовал перелет по маршруту Пекин—Токио, в котором приняли участие пять самолетов. Все они за исключением одного, совершившего вынужденную посадку недалеко от Пекина, достигли пункта назначения и благополучно вернулись в Москву.

Недавно "Авиахим" помог установить мировой рекорд Эвансу и Уэллсу (американские пилоты Эдвард Эванс и Линтон Уэллс. — Прим. ATO.ru), пустившимся в кругосветное путешествие. Тогда в рамках 25-часового перелета из Омска в Москву русский пилот Копылов обогнал транссибирский экспресс. Благодаря этому полету господам Эвансу и Уэллсу удалось совершить кругосветное путешествие за 28 дней 14 ч 36 мин, что стало новым мировым рекордом (на семь дней быстрее предыдущего достижения). 

В 1926 г."Авиахим" организовал четыре международных перелета. Первый — в Тегеран по маршруту Костов (вероятно, имеется в виду Ростов. — Прим. ATO.ru) — Минеральные Воды — Баку и обратно; второй — по маршруту Москва—Кенигсберг—Берлин—Франкфурт—Париж и обратно; третий — из Москвы в Ангору (Анкару. — Прим. ATO.ru) через Харьков и Севастополь и обратно. Участники этого перелета при отправке из Севастополя пересекли Черное море.

Четвертый перелет был совершен по маршруту Москва—Берлин—Париж—Рим—Вена—Прага—Варшава—Москва.

В годовщину основания "Авиахима", 11 июля, на Центральном аэродроме им. Троцкого состоялся воздушный парад. На том мероприятии был дан старт пропагандистским перелетам около 200 самолетов. Пунктами назначения стали различные города, а также промышленные и сельскохозяйственные центры советской республики.

Летом 1926 г. через всю Сибирь был выполнен экспериментальный перелет из Москвы в Пекин, в котором задействовали пять самолетов.

Отчет за шесть лет

          1926 г., до 31 июля Итого
Преодоленное расстояние, тыс. км 238 327 560 757 470 2352
Пассажиропоток, без учета развлекательных полетов 570 586 669 1733 492 4050
Перевезено почты, кг 1047 1568 2390 5440 4931 15376
Перевезено грузов, в т. ч. багажа, кг 18009 21573 34419 59387 11786 145174
Всего перевезено, с учетом пассажиров, кг 45049 47493 66339 165147 57047 381075
Регулярность, % 87,5 98 99 95 99,7
Число членов экипажей, погибших или серьезно пострадавших в происшествиях 1 погибший 1 погибший
Число пассажиров, погибших или серьезно пострадавших в происшествиях 1 пострадавший 1 пострадавший
Утеряно почты, багажа или груза

(Продолжение. Прочитать вторую часть)

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

2023 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.