Для себя и для других

С 27 сентября в сборниках аэронавигационной информации появится поправка: в Москве принимает воздушные суда международный аэропорт Остафьево. Хотя намерения превратить один из своих технологических аэропортов в центр деловой авиации руководство "Газпромавиа" озвучило еще в 2005 г. и за два года новость несколько устарела, открытие Остафьево сложно назвать несвоевременным. Рынок деловой авиации на подъеме, и новый аэропорт "только для VIP" почти в черте города — это звучит многообещающе и для операторов, и для владельцев. Входящий в состав авиапредприятия "Газпромавиа" аэропорт Остафьево — нечастый в сегодняшней России пример аэропорта, созданного для нужд эксплуатанта. А Газпром известен основательным подходом: кроме перронов, ангаров, АТБ и пассажирского терминала в аэропорту располагаются станции технического обслуживания самолетов Dassault Falcon, вертолетов Eurocopter и двигателей Turbomeca, а также вертолетный учебно-тренажерный центр.

Заметный рост спроса на услуги деловой авиации наконец спровоцировал адекватное развитие соответствующей инфраструктуры. Если совсем недавно эксплуатанты бизнес-джетов жаловались, что в больших аэропортах их обслуживают "по остаточному принципу", то в этом году строительство FBO (Fixed-Based Operations, полнофункциональный комплекс наземного обслуживания с пассажирским терминалом, ангарами и центром ТОиР) и отдельных терминалов бизнес-авиации принимает характер всеобщей тенденции. В Шереметьево полным ходом идет строительство ангаров и стоянок для бизнес-джетов, Домодедово ведет переговоры с швейцарской компанией Jet Aviation — владельцем одной из десяти крупнейших сетей FBO в мире. Тенденция затронула не только столичные аэропорты. Весной этого года было объявлено, что специализированный аэродром для нужд деловой, региональной и малой авиации будет построен под Казанью при участии германских инвесторов. А австрийская фирма Bannert Air Business Aviation Services заявила о своих планах реализовать инвестиционный проект по строительству терминалов бизнес-авиации в аэропортах Краснодара, Адлера и Геленджика.
Остафьево случайно оказалось в этой волне. Аэропорт должен был заработать в полную силу еще в прошлом году, но у правительства Москвы были другие планы на территорию, прилегающую к аэропорту. Проекты высотной застройки по курсу взлета руководству "Газпромавиа" пришлось оспаривать. "Формально мы находимся на территории Московской области, для которой входим в десятку крупнейших налогоплательщиков, — говорит первый заместитель гендиректора "Газпромавиа" Александр Кругов, — аэропорт создаст около тысячи рабочих мест. Более того, открытие международного аэропорта стимулирует развитие инфраструктуры: гостиниц, бизнес-центров и так далее".
Появление еще одного международного аэропорта в московском авиаузле вряд ли обострит конкуренцию — уже сегодня проблема слотов в столичных аэропортах ограничивает деятельность операторов. Что же касается "первого российского FBO" во Внуково, то до окончания реконструкции мест для стоянок ВС на всех желающих уже не хватает.
"У Остафьево есть ряд преимуществ, — рассказывает Александр Кругов. — Во-первых, аэропорт расположен близко к Москве, во-вторых, "Газпромавиа" более 12 лет эксплуатирует Falcon 900, за это время обучен персонал и накоплен опыт обслуживания техники такого класса". В настоящий момент аэропорт готов принимать и обслуживать в круглосуточном режиме десять ВС, в дальнейшем планируется выйти на 20-50 воздушных судов в сутки. Все хэндлинговое обслуживание осуществляется силами "Газпромавиа", обслуживанием пассажиров займется сторонний оператор. Построены два ангара для ВС размеров Falcon или Gulfstream, спроектированы еще три.
Главным ограничением развития проекта остается отсутствие подъездных путей — участок дороги в 5 км от Калужского шоссе предстоит проложить. Поэтому до конца следующего года добираться до аэропорта будет непросто.
В определенном смысле проще будет добраться из аэропорта до близлежащих городов, пересев из бизнес-джета в вертолет Eurocopter EC120B. "Газпромавиа" планирует увеличение парка Eurocopter в первую очередь за счет техники для полетов над Штокмановским месторождением на плавучие буровые. По словам Александра Кругова, компания рассматривает возможности приобретения EC225 Super Puma. Центры по техническому обслуживанию вертолетов Eurocopter и двигателей Turbomeca созданы заранее и также расположены в Остафьево.
Хотя станции ТО будут обслуживать и сторонних эксплуатантов, западные производители не принимают финансового участия в проектах. Региональный директор по развитию бизнеса Turbomeca Валерий Кроль говорит: "Создание центра по обслуживанию — это значительные инвестиции, для оправдания которых должен существовать достаточный рынок. Во всем мире Turbomeca обслуживает более 70% своих двигателей. Решение о создании станции ТО в стране может быть принято из стратегических соображений: потому что есть парк, потому что перспективы хорошие, потому что это необходимо клиентам — есть целый ряд факторов. К России мы пока присматриваемся. Когда будет сформирован достаточный парк, мы примем решение, но речь должна идти не менее чем о 100 вертолетах — хотя здесь нет конкретных цифр, все зависит от условий эксплуатации, налета, вида работ и т. д. Все эти данные принимаются в расчет при оценке экономической рентабельности инвестиций".
По словам Кругова, срок окупаемости проекта — около 10 лет, однако "Газпромавиа" будет стараться выйти на рентабельность быстрее, предлагая услуги сторонним операторам. Причем он рассматривает это не как самоцель, а как один из способов компенсировать эксплуатационные расходы предприятия. На ту же цель работает парк Falcon 900.
Об открытии станции техобслуживания самолетов Falcon разговор идет довольно давно. И опять же по времени запуск проекта совпал с аналогичными планами в Шереметьево и Домодедово. Тем не менее региональный директор Dassault Aviation Андрей Лебединский утверждает, что об избыточности мощностей или неоправданной конкуренции не может быть и речи. По его словам, в Европе сервисные станции справляются с плановым обслуживанием и ремонтом самолетов, но для внепланового ремонта мощностей уже не хватает. А если принять во внимание волну заказов в этом году, то можно прогнозировать существенный рост загрузки сервисных центров.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№195, декабрь 2018

Календарь ATO Events

23-24 мая 2019 г., г. Москва
25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.