Электронные чек-листы: двумя руками "за"

КУРСОР НА ЭКРАНЕ ЛУЧШЕ ПАЛЬЦА НА БУМАГЕ
Электронный чек-лист check-list

Представьте такой сценарий: экипаж выполняет руление — с убранными из-за слякоти на рулежных дорожках закрылками — к рабочей ВПП одного из аэропортов с интенсивным наземным движением. Схема руления и указания по его выполнению, как и в большинстве крупных аэропортов, простотой не отличаются. Эфир забит радиообменом. Сосредоточенность пилотов на процессе руления и отслеживании окружающей обстановки прерывается необходимыми процедурами выполнения чек-листов и предполетным брифингом. В самый неподходящий момент диспетчер перенаправляет экипаж на другую ВПП. Перелистываются схемы, уточняются расчеты взлетных характеристик, меняется направление движения. Наконец, самолет занимает исполнительный, и после паузы экипаж слышит долгожданное "Взлет разрешаю!". Едва оторвавшись от земли, самолет начинает вести себя ненормально: кренится из стороны в сторону, с трудом набирает высоту, а затем срабатывает автомат тряски штурвала. Экипаж, испытывая (как минимум) недоумение, бережно, метр за метром уводит самолет от земли. По мере того как скорость растет, шок проходит, но остается вопрос  "Что это было?", который разрешается с прочтением чек-листа после взлета. Оказывается, в предвзлетной суматохе выполнение чек-листа на рулении было прервано, и закрылки так и остались в убранном положении.

Этот и аналогичные сценарии пользуются заслуженной популярностью у инструкторов по тренажерной подготовке за возможность эффектно посадить в лужу даже лучших пилотов. Стресс от сочетания интенсивной нагрузки, параллельного решения нескольких задач, дефицита времени и постоянных помех может стать чрезмерным.

Профессор Кей Дисмьюкс, возглавляющий программу изучения человеческого фактора в исследовательском центре NASA, совместно с Беном Берманом, бывшим расследователем NTSB, а ныне линейным пилотом, по заказу NASA выполнили исследование, в ходе которого они отслеживали работу экипажей на 60 рейсах трех различных авиакомпаний. Они выявили, что в среднем экипажи совершают более трех ошибок, касающихся выполнения чек-листов. На одном из рейсов ошибок было 14.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.