Глобальные альянсы авиакомпаний

Михаил РОЖКО, заместитель директора ЛИМИ СПбГУГА, профессор, к.т.н.
Олег КИБАЛЬНИКОВ
В начале апреля председатель совета управляющих директоров альянса SkyTeam Лео ван Вейк объявил о создании в рамках альянса централизованной управляющей компании. По его словам, с учетом роста количества участников альянса новая организационная структура позволит эффективнее реагировать на меняющуюся рыночную ситуацию. До сих пор только SkyTeam не имел управляющей компании, ограничиваясь для координации действий советом управляющих директоров и руководящим комитетом — у остальных альянсов управляющие компании уже действуют. Шаг SkyTeam говорит о дальнейшем развитии интеграционных процессов в мировой отрасли воздушных перевозок.
На сегодняшний день в мире существуют и успешно развиваются три глобальных альянса авиакомпаний:

  • Star Alliance; образован в 1997 г., перевозит около 500 млн пасс. в год;
  • oneworld; создан в 1999 г., примерно 330 млн пасс.;
  • SkyTeam; сформирован в 2000 г., 462 млн пасс.

В эти альянсы объединены 48 крупных и средних авиаперевозчиков, которые суммарно обеспечивают более половины мирового объема пассажирских перевозок. В рамках каждого альянса авиакомпании-участники, сохраняя высокую степень финансовой независимости, проводят согласованную коммерческую и тарифную политику, координируют расписание полетов и оптимизируют маршрутные сети. Тесное коммерческое и операционное взаимодействие развивается на основе соглашений о код-шеринге, интерлайне, прорейтовых тарифах и др. Участники проводят общую политику по обеспечению высоких и единых стандартов безопасности полетов и авиационной безопасности, качества услуг, а также по использованию унифицированных программ поощрения часто летающих пассажиров. При этом заключение кем-то из участников коммерческого соглашения вне альянса требует дополнительного согласования.
Распределение авиакомпаний — членов альянсов по странам и основным регионам мирового рынка авиаперевозок приведено в таблице.
Как видно из таблицы, во всех трех альянсах представлены авиакомпании США (6), Китая (4) и Испании (3), а в двух — Великобритании (2), Финляндии (2), Японии (2), Южной Кореи (2) и Мексики (2), что характеризуется наличием значительных объемов перевозок и наибольшим сосредоточением авиакомпаний-членов в трех основных регионах мирового рынка: Европе (21), Азиатско-Тихоокеанском регионе (13) и Северной Америке (7) и обусловлено нахождением в этих странах крупных перевозчиков, заинтересованных в конкурентоспособном охвате мирового рынка. По среднегодовому объему пассажирских перевозок, приходящихся в среднем на одну авиакомпанию — члена альянса, лидируют SkyTeam и oneworld (включая Mexicana) — примерно по 33 млн чел., в то время как у Star Alliance 20,8 млн пасс.
При этом Star Alliance, первый по времени образования, лидирует по объему перевозок пассажиров и количеству участников. В нем представлены 24 авиакомпании, в том числе 21 основной член: Lufthansa, Air Canada, Air China, Air New Zealand, ANA, Asiana, Austrian Airlines, bmi, SAS, Singapore Airlines, Spanair, TAP, Thai Airlines, Turkish Airlines, United Airlines, US Airways, Shanghai Airlines, Swiss, LOT, South African Airways, Egypt Air и три региональных члена: Adria Airways, Blue1 и Croatia Airlines. Подтверждено будущее членство в альянсе авиакомпании Air India.
55 базовых аэропортов Star Alliance расположены в четырех основных регионах мирового рынка авиаперевозок: в Европе — 22 (Франкфурт, Мюнхен, Берлин, Кельн, Гамбург, Лондон (Хитроу), Манчестер, Варшава, Копенгаген, Осло, Стокгольм, Барселона, Мадрид, Лиссабон, Вена, Инсбрук, Цюрих, Женева, Базель, Любляна, Хельсинки, Загреб); в АТР — 17 (Сингапур, Сеул (Инчон, Кимпо), Бангкок, Чиангмай, Пхукет, Хатуай, Окленд, Токио (Ханеда), Осака, Нагоя, Пекин, Чэнду, Шанхай (Пудун, Хунцяо), Стамбул, Анкара; в Северной Америке — 14 (Торонто, Монреаль, Ванкувер, Калгари, Чикаго, Денвер, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Вашингтон, Шарлот, Филадельфия, Феникс, Лас-Вегас, Питсбург); в Африке — 2 (Йоханнесбург, Каир). Маршрутная сеть Star Alliance включает свыше 16 500 ежедневных рейсов в 912 пунктов назначения 159 стран, количество сотрудников — 393 559 чел., флот — 3325 ВС.
В альянс SkyTeam входят 11 полноправных членов: Air France и KLM, Delta, NWA, Continental, Korean Air, Alitalia, Aeromexico, CSA, China Southern, "Аэрофлот" и три ассоциированных члена: Air Europa, Copa Airlines и Kenya Airways. Ассоциированные компании работают вместе с альянсом на основании соглашения об участии в программе ассоциированных авиакомпаний под опекой поручителя из числа действительных членов альянса: Air France — Air Europa, Continental — Copa Airlines, KLM — Kenya Airways. Кандидатами в ассоциированные члены являются ливанская Middle East Airlines (поручитель — Air France), румынская Tarom (Alitalia) и португальская Portugal Airlines. В конце 2009 г. ожидается принятие в ассоциированные члены румынской Tarom.
19 базовых аэропортов альянса расположены в пяти основных регионах мирового рынка авиаперевозок: в Европе — 7 (Париж (Шарль-де-Голль), Амстердам, Рим, Милан, Прага, Мадрид, Москва (Шереметьево)); в Северной Америке — 5 (Атланта, Хьюстон, Миннеаполис, Детройт, Мемфис); в АТР — 4 (Сеул (Инчон, Кимпо), Пекин, Гуанчжоу); в Латинской Америке и Карибском бассейне — 2 (Мехико, Панама); в Африке — 1 (Найроби). Маршрутная сеть SkyTeam включает 16 787 ежедневных рейсов в 905 пунктов назначения 169 стран, количество сотрудников — 359 998 чел., флот — 2496 магистральных ВС плюс 1255 ВС перевозчиков, связанных с альянсом.
В состав альянса oneworld входят 10 авиакомпаний: British Airways, American Airlines, Qantas, Finnair, Iberia, JAL, LAN, Cathay Pacific, Malev Hungarian Airlines, Royal Jordanian. В текущем году ожидается вступление в альянс авиакомпании Mexicana — решение об этом было принято год назад, но формально процедура еще не закончена. oneworld — единственный альянс, имеющий полную маршрутную сеть в Австралии и Южной Америке.
24 базовых (узловых) аэропорта альянса расположены в пяти основных регионах мирового рынка авиаперевозок: в Европе — 7 (Лондон (Хитроу, Гэтвик), Манчестер, Хельсинки, Мадрид, Барселона, Будапешт); в АТР — 7 (Гонконг, Сидней, Токио (Ханеда, Нарита), Осака, Нагоя, Окинава); в Северной Америке — 4 (Даллас, Чикаго, Майами, Сан-Хуан); в Латинской Америке и Карибском бассейне — 5 (Сантьяго, Гуаякиль, Буэнос-Айрес, Лима, Кито); на Ближнем Востоке — 1 (Амман). Маршрутная сеть альянса включает 8419 ежедневных рейсов в 673 пункта назначения 134 стран, количество сотрудников — 302 753 чел., флот — 2226 ВС.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.