Ил-96Т: сертификат FAA получен. Что дальше?

7 июля завершился важный этап в программе создания дальнемагистрального транспортного самолета Ил-96Т: Авиационному комплексу им. С. В. Ильюшина вручен Сертификат типа Федеральной авиационной администрации (FAA) США на этот лайнер.

Широкофюзеляжный Ил-96Т взлетной массой 270 т может брать на борт до 92 т коммерческой нагрузки, размещаемой на 25 паллетах типоразмера Р6 на верхней палубе и в 32 контейнерах LD-3 на нижней палубе. Дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой составляет 5200 км; максимальная дальность полета - 15 000 км.

Работа по программе создания этого самолета, оснащенного двигателями американской фирмы "Прэтт энд Уитни" (Pratt & Whitney) PW2337 и комплексом радиоэлектронного оборудования фирмы "Рокуэлл Коллинз" (Rockwell Collins), началась в 1991 г. Первый полет предсерийного самолета состоялся в мае 1997 г., а в марте 1998 г. он получил Сертификат типа Межгосударственного авиационного комитета.

Сертифицируя Ил-96Т, авиационные регистры России и США вели согласование национальных норм летной годности, что позволило в конце 1998 г. подписать межправительственное соглашение о безопасности полетов воздушных судов, открывшее путь к взаимному признанию правил и системы сертификации гражданской авиационной техники этих двух стран. В процессе испытаний Ил-96Т было выполнено 448 полетов на прототипе и 177 на предсерийном самолете; специалисты АК им. С. В. Ильюшина, МАК и FAA провели более 80 встреч, было подготовлено свыше 320 наименований доказательной документации.

Но при всем том необходимо отметить, что огромная техническая и организационная работа, проделанная российскими и американскими специалистами, является необходимым, однако не достаточным условием дальнейшего продвижения программы создания Ил-96Т.

Вот как оценивает ситуацию Вячеслав Саликов, генеральный директор Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО), где должны серийно производиться Ил-96Т: "Мы способны строить самолеты, которые нужны отечественным авиакомпаниям. Но ни одна из них сейчас не в состоянии оплатить приобретение нового самолета типа Ил-96Т. Нет в России и финансово-кредитной системы, которая способна помочь нам. При кредитных ставках в 50-60% годовых производство дорогостоящей авиационной техники, занимающее около двух лет, невозможно профинансировать. Поэтому мы надеемся, что правительство, понимая необходимость создания товарооборота отечественных производителей, примет решения, которые позволят тем из нас, кто имеет востребованную рынком продукцию, запустить ее в производство".

Стартовым заказчиком самолета Ил-96Т является "Аэрофлот", куда самолет скоро передадут на эксплуатационные испытания. Но как неоднократно заявляли руководители авиакомпании, они готовы приобрести этот тип самолета и его пассажирскую модификацию, Ил-96М, только на условиях финансового лизинга. Летом прошлого года, как раз незадолго до кризиса, в основном определилась схема финансирования сделки (более подробно см. АТО № 13, стр. 30): специально создаваемая лизинговая компания с российским и иностранным капиталом должна была под гарантии российского правительства получить кредит от Эксимбанка США и ЕБРР в размере около 1,5 млрд долл. и в счет него заказать ВАСО производство самолетов и оплатить поставку импортных авиадвигателей и радиоэлектронного оборудования, сдав затем построенные самолеты "Аэрофлоту" в лизинг. Получение американского сертификата на Ил-96Т должно было гарантировать лизинговой компании ликвидность товара - его можно было бы реализовать на международном рынке в случае проблем у российской авиакомпании.

Но затем начались трудности. После августовского кризиса Эксимбанк практически полностью остановил переговоры о предоставлении кредита, и для дальнейшего продвижения требуются весьма решительные действия на высшем политическом уровне.

Но и с российской стороны не все проблемы, препятствующие реализации программы, сняты. В частности, так и не решен вопрос оздоровления баланса ВАСО, без которого средства, предназначенные на постройку новых самолетов, уйдут в карман кредиторов этого предприятия. По мнению Вячеслава Саликова, вопрос реструктуризации долгов предприятия должен быть решен на правительственном уровне, чтобы не допустить потерю завода для государства.

Генеральный конструктор АК им. В. С. Ильюшина на торжественной церемонии вручения сертификата так оценил дальнейшие перспективы Ил-96Т: "У нас есть заказы на этот самолет от ряда авиакомпаний, включая такие солидные, как "Аэрофлот" и "Волга-Днепр". Но поверьте мне - процесс реализации этого самолета будет гораздо труднее, чем процесс его сертификации".

Ту-204 - соглашений все больше

Договор о продаже самолета Ту-204 под заводским номером 22 подписан АО "Авиастар" с авиакомпанией "Кавминводыавиа". На прошлой неделе авиастаровцы заключили еще один договор: в 1999 г. египетская фирма "Като Ароматик" приобретет три ульяновских лайнера. Первый Ту-204 для "Красноярских авиалиний" должен поступить в авиакомпанию в начале осени, а поставка второго отнесена на начало следующего года.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.