Импортозамещение системы контроля отправки пассажиров
Российская индустрия авиаперевозок поставлена перед вынужденной необходимостью искать защищенные от санкционных рисков альтернативы информационных продуктов, от которых зависит вся коммерческая деятельность участников отрасли. И перевозчики и аэропорты помимо решения других сложнейших задач прорабатывают запасные варианты на случай сбоев в работе IT-систем. Не стоит забывать, что давно существует и успешно работает полный спектр российских решений для воздушного транспорта и тревел-индустрии. Но если для аэропортов смена системы контроля отправки пассажиров может пройти оперативно и относительно безболезненно, то для авиакомпаний смена провайдера — серьезный, но вполне реализуемый шаг. В предыдущих публикациях уже давались обзоры российской инвенторной системы Leonardo, инструментов управления доходностью, маркетплейс Mixvel. В этот раз сотрудники "Сирена-Трэвел", российского провайдера IT-решений для воздушного транспорта, рассказали ATO.ru о системе контроля отправки пассажиров Astra DCS.
Что такое Astra DCS?
Система контроля отправки пассажиров (departure control system, DCS) Аstra — современная хостовая система, обеспечивающая выполнение в автоматическом режиме всех необходимых операций процесса регистрации пассажиров и багажа, ведения сезонного расписания и контроля выполнения суточного плана полетов, предоставления данных для расчета центровки ВС и взаимодействия онлайн со службами паспортного и пограничного контроля.
Система разработана в соответствии с резолюциями и правилами Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и отвечает всем требованиям, предъявляемым к системам DCS. С запуска системы в 2005 году Astra DCS активно распространилась в более чем 370 аэропортах как на территории России, так и в СНГ и дальнем зарубежье. В 2021 году через Astra зарегистрировано более 36 млн пассажиров, достигнув показателей доковидного 2019 года.
С 2007 года система работает как хостовая, что сделало ее еще более востребованной.
Преимущества хостовой системы
Хостовая система имеет централизованную архитектуру: все серверы находятся у провайдера в Москве, в специальном дата-центре, защищенном по существующим протоколам безопасности. Из этого центра обеспечивается управление процессами системы регистрации. Это дает ряд преимуществ по сравнению с размещением серверного оборудования на территории заказчика, в том числе при организации поддержки пользователей и при отслеживании обновлений системы. Кроме того, клиенты хостовой системы экономят на накладных расходах по обслуживанию серверов.
Со своим самоваром
Главная задача, которую решает DCS, — это технологическая процедура регистрации пассажира, которая фиксирует желание пассажира совершить перелет, а не отказаться от перевозки. На рынке представлено несколько продуктов, которые позволяют осуществить эту процедуру, и они условно делятся на два класса.
Прежде всего, своя собственная система регистрации пассажиров есть у каждого аэропорта. Лишь в редких случаях аэропорт настаивает, чтобы авиакомпания использовала только ее. Так может происходить в ряде аэропортов, где местные IT-решения продвигаются государством или аэропорты не находят возможности обучать свой персонал пользоваться системами регистрации, предпочитаемыми авиакомпаниями. Но в большинстве случаев у перевозчика есть выбор: пользоваться системой аэропорта или своей собственной, которая является интегральной частью целого комплекта IT-решений, включающего инвенторную и дистрибутивную системы и так далее. Есть целый ряд факторов, как финансовых, так и технологических, анализируя которые авиакомпания принимает решение об использовании собственной или аэропортовой DCS в каждом конкретном аэропорту. Но по умолчанию авиакомпании предпочитают пользоваться полным комплексом IT-продуктов одного провайдера, поскольку это дает неоспоримые преимущества. Во-первых, при возникновении любой ошибки ее поиском и устранением займется провайдер, не перекладывая эту задачу на других контрагентов. Во-вторых, интеграция продуктов разных провайдеров — это зачастую трудозатратный и дорогостоящий процесс.
Что касается Astra, то она устанавливается и как хостовая аэропортовая система (например, в качестве стандарта ее предлагают такие крупные российские аэропорты, как московские Шереметьево и Домодедово, а также Сочи, Краснодар, Уфа, Волгоград и др. — всего более 80 аэропортов). Система двуязычная (русский и английский), поэтому использовать ее удобно как в России, так и за рубежом.
Основной функционал
В рамках своей базовой функции регистрации пассажиров и багажа Astra DCS позволяет производить регистрацию с заранее определенными местами, учитывать пожелания пассажиров при выборе места, включая регистрацию трансферного маршрута. Система автоматически рассчитывает доплату за багаж, позволяет оформлять и печатать багажные квитанции, осуществляет динамический контроль предельной коммерческой загрузки рейса с учетом груза и почты. Благодаря интегрированному модулю Libra, Astra DCS позволяет осуществлять одну из наиболее востребованных операций — расчет центровки воздушного судна. После окончания регистрации система распечатывает сопроводительную документацию, составляет и отправляет телеграммы (пассажирский манифест, сообщения по трансферу пассажиров и багажа и т. д.). Данные по отправленным рейсам архивируются на срок до трех лет, что позволяет производить поиск и статистику.
Новые времена — новые решения
Качество IT-продукта определяется по тому, насколько гибко он адаптируется под новые условия и добавляет новые функции, отвечая на вызовы рынка или предвосхищая их. Специалисты "Сирены-Трэвел" постоянно изучают намечающиеся в индустрии тенденции и проактивно предлагают новые решения. Являясь стратегическим партнером IATA, разработчик участвует в формировании отраслевых стандартов, при этом внимательно прислушиваясь и к предложениям клиентов.
Все доработки по модернизации ПО, осуществлению стыковок с аэропортовыми системами и оборудованием, а также все работы, связанные с внесением изменений в сопроводительную и выходную документацию, осуществляются в предельно короткие сроки и в большей степени входят в ежемесячную плату за сопровождение комплекса.
За возможностями самостоятельной регистрации пассажиров в киосках Self Check-in в аэропорту приходят новые требования, связанные с развитием бесконтактных технологий: саморегистрация на сайте авиакомпании и с мобильных устройств, самостоятельная сдача багажа на стойках Drop Off, взаимодействие с автоматическими гейтами выходов на посадку и многое другое. Уже сейчас Astra DCS сертифицирована под десяток платформ общего доступа, представленных в аэропортах, разработано приложение для интернет-регистрации Web Check-in.
Но "Сирена-Трэвел" пошла дальше, разработав функционал продажи допуслуг пассажирам непосредственно в аэропорту во время регистрации, у выхода на посадку или даже при ожидании в очереди.
Мобильная касса
Для продажи допуслуг непосредственно в аэропорту "Сирена-Трэвел" предлагает использовать мобильную кассу, на которой установлено специальное приложение Leo PSS Mobile Sales на базе операционной системы Android. Это приложение позволяет найти пассажира на рейсе вручную или через сканирование маршрут-квитанции либо посадочного талона.
Источником данных о пассажирах является Астра DCS. Мобильная касса может использоваться как мобильный терминал в любой точке аэропорта и работать как самостоятельное устройство (поиcк пассажира, тарификация услуги, прием платежа, печать фискального чека и EMD на услуги) либо как платежный терминал, когда услуги добавляются в Astra DCS в момент регистрации пассажира на стойке в аэропорту. Мобильная касса не требует физического подключения, она работает по Wi-Fi. Внедренное в конце 2020 года, это решение уже доказало свою востребованность. За 2021 год пользователи данного решения продали услуги авиакомпаний на общую сумму около 200 млн руб. Самой популярной у пассажиров оказалась услуга оплаты сверхнормативного багажа. Авиакомпании же активно используют терминал непосредственно на выходе на посадку, когда ручная кладь пассажира превышает установленные перевозчиком ограничения.
В настоящее время "Сирена-Трэвел" готовится к промышленному запуску второго этапа проекта — продаже услуг аэропорта, таких как фаст-трек, обслуживанию в бизнес-залах и т. д. Уже проводится внутреннее тестирование решения для офлайн-продаж через агентства, аккредитованные в ТКП, с тех же терминалов, через которые осуществляется продажа перевозки и допуслуг авиакомпаний. Ведутся работы для онлайн-продаж аэропортовых услуг через сайты аэропортов, агентств и через мобильные кассы.
Позволив пассажирам оперативно оплачивать нужные услуги, будь то выбор места в салоне или сверхнормативный багаж, авиакомпания увеличивает свои доходы на каждом этапе обслуживания пассажира.
Данные пассажиров на внутренних воздушных линиях остаются в России
Все системы регистрации взаимодействуют с госорганами в части сбора персональных данных пассажиров. Соблюдение информационной безопасности — еще одно важное преимущество российских IT-продуктов. Astra DCS в соответствии с требованиями государственных структур стран вылета/прибытия рейсов выполняет работу по сбору и защищенной передаче персональных данных пассажиров и экипажа.
На низком старте
Для аэропорта смена базовой системы регистрации не критична — в большей степени она сводится к переобучению персонала. Расписание полетов, расчет центровки — со всеми этими задачами справляется одна система DCS, и аэропорт не пользуется всем тем комплексом IT-продуктов, который необходим авиакомпании.
Но для авиакомпании сменить провайдера всего портфеля решений — это огромный объем работы, крайне сложный и стрессовый процесс. Один раз сменив провайдера, авиаперевозчик вряд ли захочет вернуться обратно, поэтому такое решение принимается на весомых основаниях — либо при неоспоримых коммерческих преимуществах, либо если другого выхода с учетом повышенных рисков нет. Сейчас авиакомпании готовятся к разным сценариям развития отношений с зарубежными поставщиками, ищут защищенные от санкций альтернативы и тестируют системы.
Понимая всю сложность принятия окончательного решения, "Сирена-Трэвел" готова давать авиакомпаниям возможность постепенного перехода. Например, перевозчик может выбрать режим тестирования в одном-двух аэропортах, переучить персонал и держать запасной вариант "на низком старте", чтобы по необходимости оперативно запустить новую систему. Какую бы схему ни выбрала авиакомпания, специалисты "Сирены-Трэвел" готовы осуществить переход в максимально короткие сроки.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent
- Commercial aviation safety in Russia remains in line with the global trend – Rosaviatsia
- Russia’s Azur Air carried more than 1 million passengers in six months
- Aeroflot’s traffic climbs as group improves its sustainable development indicators