Каким быть пилоту?
Пожалуй, это один из самых актуальных вопросов в отрасли. Существующая система первоначальной подготовки предполагает подготовку пилотов двух категорий — коммерческих пилотов со средним и коммерческих пилотов с высшим образованием. Затраты на подготовку российского коммерческого пилота (даже со средним образованием) в два раза выше затрат на подготовку коммерческого пилота за рубежом, поэтому средств катастрофически не хватает. Вероятно, поэтому же в недрах департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса осенью 2011 г. возникла идея отмены высшего профессионального образования при подготовке пилотов ГА. Проблема получила широкий резонанс, ее обсуждали многие СМИ. В настоящее время обсуждения затихли, но проблема осталась. Суть ее сводится к следующему: должен ли пилот быть только высококвалифицированным специалистом или ему еще необходимо обладать широкой эрудицией и инженерным интеллектом, т. е. нужно ли второму пилоту высшее профессиональное образование. Человеческая жадность подсказывает — хотелось бы "два в одном", т. е. и то, и другое и, по возможности, даром. Но прагматический жизненный опыт подсказывает, что так не бывает. Наивысшее качество достигается, если сосредоточиться на чем-то конкретном. Вместе с тем, высшее образование для пилота — это величайшее достижение нашего государства и отрасли, и отказываться от него, закрывая подготовку пилотов с высшим образованием, было бы величайшей глупостью. Ставить же вопрос таким образом, по меньшей мере некорректно. Давайте посмотрим на проблему с различных точек зрения.
1. Нормативно-правовой подход. Воздушный кодекс (ВК РФ), Приложение 1 ICAO и федеральные авиационные правила (ФАП-147) являются основополагающими документами, определяющими требования для выдачи свидетельства пилота. Перечисленные документы не предусматривают наличия высшего или среднего профессионального образования для пилота коммерческой авиации (CPL), пилота многочленного экипажа (MPL), линейного пилота авиакомпании (ATPL) и пилота-инструктора. Именно этими документами определен необходимый и достаточный перечень требований для выдачи свидетельств пилотов перечисленных категорий, дающих право на профессиональную деятельность. При несогласии с требованиями этих документов необходимо пересмотреть международные соглашения и собственные нормативные акты. Какие должности могут занимать или какие функции могут выполнять перечисленные категории специалистов? Пилоты коммерческой авиации (CPL) и пилоты многочленного экипажа (МPL) могут выполнять функции второго пилота при коммерческих воздушных перевозках на ВС соответствующего вида, для эксплуатации которого требуется наличие второго пилота. Кроме того, пилоты с лицензией CPL могут выполнять функции командира ВС соответствующего вида, при коммерческих воздушных перевозках, сертифицированного для полетов с одним пилотом. Пилоты ATPL могут выполнять функции командира ВС соответствующего вида при коммерческих воздушных перевозках и любого самолета, сертифицированного для полетов более чем с одним пилотом. Таким образом, нормативно правовые акты России (и ICAO) не требуют высшего (среднего) профессионального образования даже для командира ВС, не говоря уже о втором пилоте.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot adapts Russian IT system for strength analysis in MRO
- Russian lessor GTLK estimated the loss from liquidation of its Irish business at 2.49 billion roubles
- The second Ilyushin IL-114-300 prototype turboprop has made its maiden flight
- Aeroflot Group offers nearly 270 destinations in summer schedule
- Ural Airlines reached record passenger traffic
- Russian airlines increased passenger traffic by 8.8% in January-February
- Aeroflot achieves peak financial performance since 2019
- Russia admits challenges with import phaseout in commercial airplane manufacturing
- Russian airlines’ passenger traffic grew 7.9 per cent in January
Комментарии
Repairmen
вс, 15/07/2012 - 22:15
Я - механник. Ремонтирую Б-737.
Закончил РКИИГА. Высшее образование.
До сих пор помню курс аэродинамики. И деже чисто визуально помню интегро-дифференциальное уравнение присоединённого вихревого шнура (в учебнике азродинамики это было на 5 странице, сразу после полезного изложения важности ... материалов Съезда КПСС).
Остался только вопрос - а нахрена это мне?
И сколько нормальных пацанов "полегло" не сдав высшей математики.
А люди завязанные на производство согласятся, что всё держится на "троечниках". Потому что "отличники" изначально ориентированы на кабинетную работу.
Мой отец - лётчик. Тоже постоянно бубнил по поводу абсолютно ненужных академических знаний.
Надо знать то, что непосредственно относится к работе. Всё остальное - на уровне зачёта. И главное - не гробить "троечников" - это костяк рабочего класса.
P.S. У меня две тройки: "Марксистско-ленинская философия" и "Экономика в Гражданской авиации". Редкий случай, когда за тройки не стыдно.
Алексей Синицкий
пн, 23/07/2012 - 13:04
Публикуем комментарий пилота первого класса Владимира Базарова по его просьбе.
Статья Александра Яковлева "Каким быть пилоту?" наводит на грустные мысли.
Прав автор, что это один из самых актуальных вопросов в отрасли. А других вопросов практически и не осталось...
Авиапром, непосильными усилиями президента, может быть, когда-нибудь возродится! Наземное обслуживание самолетов, как ТОиР и линейные станции, отданы западным компаниям. Осталась подготовка пилотов!
Я помню Александра Яковлева по летному училищу, он был инструктором, позже мы встречались, когда он был генеральным директором и владельцем авиакомпании "РусЛайн" и поэтому мне непонятна его витиеватая, не откровенная статья!
Меня, как и многих моих коллег, вводит в недоумение вопрос: "Должен ли пилот быть только высококвалифицированным специалистом, или ему еще необходимо обладать широкой эрудицией и инженерным интеллектом?".
Ну спросили бы это новоявленные руководители авиации — менеджеры, топ-менеджеры или штурманы, которые нас, командиров, называли и продолжают называть шоферами, таксистами, но когда начальник училища так ставит вопрос с об образовании пилотов…?!
А нужно ли высшее образование оператору ядерного реактора на АЭС, что б понимал процесс?
Или, как сейчас много на Западе 3-9 месячных курсов обучения зубных врачей, открыли бы вы рот перед таким специалистом? Я один раз открыл, теперь при посещении врача сразу вопрос — вы врач с высшим образованием?
Да, мы летали на очень сложной технике, да не у всех было высшее образование, но мы же обеспечивали безопасность полетов! Да, нас готовили офицерами запаса, и нас с вами готовили по программам командиров воздушных судов! Второй пилот — это временно, промежуточная подготовка — главное, быть командиром корабля!
И пресловутые программы, навязанные западными центрами подготовки пилотов, никак не вяжутся с нашей, надеюсь пока не потерянной, школой подготовки пилотов! Ну и что из этого, что приобрели простые Boeing и учимся в Америке и Европе? Переворачиваем и разбиваемся( Пермь), леденеем и убиваем людей и себя (Тюмень).
Уверяю вас, есть не только особенности национальной рыбалки и охоты, но есть очень большие особенности национальной подготовки летчиков!
И не надо прикрываться международными договорами и соглашениями. Нужны свои, адаптированные программы, которые имеют преимущества для подготовки российских летчиков.
И не надо говорить, что это дорого! Да, дорого по их программам! И кому как не вам об этом знать? Дай нашему летчику в училище хоть 300 часов, он придет в отряд все равно курсантом!
Поэтому необходима Государственная программа не только подготовки летного состава, но и концепция всей Гражданской авиации!
А то кто у нас руководит авиацией? Генеральные директоры, коммерсанты, менеджеры. Остался один государев работник, высокой нравственности и моральной устойчивости, истинно болеющий за российскую авиацию — Александр Васильевич Нерадько!
Но, к сожалению, ограниченный в своих решениях действующими законодательными актами. И если не будут приняты кардинальные меры по организации обеспечения безопасности полетов, то не только западные, но и свои российские пассажиры перестанут летать своими авиакомпаниями!
Владимир Базаров — пилот первого класса. В 1977 г. окончил Бугурусланское летное училище. В 1991 г. — Академию гражданской авиации, факультет ВКК. Налет 12500 ч.
Wu wei
пн, 23/07/2012 - 12:55
Если коммерческих пилотов будут готовить в ремесленных училищах, то зарплата 2-х пилотов будет не как у директора, а как у оператора компьютера.
ALEX5
ср, 25/07/2012 - 18:38
Спасибо коллегам за присланные отзывы и прочтение статьи. Для меня ценно мнение каждого специалиста.
Владимир, наверное мы забыли по прошествии лет как возмущались в курилках зачем пилоту история КПСС, сопромат, математика или физика, более чем в два-три раза превышающая по объемам курс аэродинамики? Стареем значит.
Витиеватости никакой нет. Высшие летные училища закрывать ни в коем случае нельзя! Это наше национальной достояние, они нам нужны сейчас и будут нужны в дальнейшем. Но квалификация инженера для рядового пилота не нужна. Необходимо открыть подготовку коммерческих пилотов на базе среднего (полного) общего образования, как это делается во всем мире и в этом вопросе накоплен богатый опыт. Уверяю Вас "...очень большие особенности национальной подготовки летчиков" мне хорошо известны. Утвержденные в России программы подготовки коммерческих пилотов (профессиональные модули) написаны почти с двукратным превышением от существующих рекомендаций ICAO и используемых за рубежом. Для второго пилота это больше чем достаточно, это больше чем давали нам в училище, как Вы сказали "… по программам командиров воздушных судов". Если же авиакомпания решит, что для ввода в строй командиром необходимо высшее образование - пусть учиться. Мы стали забывать, что у нас когда-то вообще не было высшего профессионального образования и мы все прошли через Академию. Вопрос стоял так, хочешь летать на тяжелом транспортном самолете или летать командиром ВС - иди учись. Это дополнительные требования авиакомпаний, стандарт качества если хотите. Жизнь сама рассудит какие пилоты более востребованы отраслью и авиакомпаниями.
Второго пилота в ремесленных училищах никто в мире не готовит, это во-первых. На счет зарплаты. Жаль конечно, что некоторых "Операторов сложных систем" заботит только заработная плата. Вы что на самом деле считаете, что заработная плата второго пилота должна быть как у директора?
Последнее. На нефтяном бюджете последние годы мы начали забывать, что был в нашей истории период острейшего кризиса, когда годами людям не платили заработную плату. К сожалению, нефтедоллары многие восприняли как возврат к социализму, когда ничего не считали. Я убежден, что использовать нужно все возможности, которые отпускает нам история, но готовиться необходимо к худшему из возможного. Стоимость нашего пилота более чем в 200 тыс.$ не идет ни в какие сравнения с 60 тыс.$ у них. Нельзя рассчитывать на то, что манна небесная и дальше будет течь в наши карманы.