Какой механик без IT

Глобальный дефицит специалистов и развитие информационных технологий требуют новых подходов к процессам обучения в сфере ТОиР

Ли Энн ТЭГТМАЙЕР, Вашингтон и Сингапур
Предполагается, что в ближайшие 10 лет наибольшее влияние на процесс обучения авиационному техобслуживанию и ремонту окажут два фактора. Первый — нехватка механиков и техников, которая сейчас особенно сильно ощущается в странах Европы, на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Второй фактор — повышение требований к уровню знаний в области информационных технологий, которые необходимы для обслуживания самолетов нового поколения.
Лау Хуа Пэн, вице-президент Singapore Airlines по техническому обеспечению, приводит в качестве примера относительно недавний выход на линии авиалайнера Airbus A380. Подготовка к началу его коммерческой эксплуатации потребовала от технического персонала компании не только посещения обычных в таких случаях занятий по ознакомлению с новым типом, но и изучения сложных систем и процессов обслуживания самолета. По словам Лау, для того чтобы разбираться в конструкции нынешних и будущих ВС и понимать принципы работы современных средств диагностирования неисправностей, техническому составу требуется не просто более глубокое знание информационных технологий, чем раньше. Необходимо и близкое знакомство с особенностями, присущими новым материалам, применяемым в авиастроении, такими как GLARE — стеклометаллопластик, требующий особых методов ремонта и соответствующего инструментария. Как говорит Лау, использование при работе с GLARE инструментов, предназначенных для авиационного алюминия, принесет конструкции больше вреда, чем, собственно, дефект, который предполагается устранить при ремонте.
Джек Ко, старший вице-президент по линейному обслуживанию дочернего предприятия Singapore Airlines по ТОиР SIA Engineering Co. (SIAEC), говорит, что обучение персонала обслуживанию A380 проходило в соответствии с программой Airbus по активному обучению и развитию компетентности (Airbus Active Learning and Competence-Focused Training, AACT). Применялся передвижной класс Airbus по техобслуживанию, разместившийся на территории SIAEC; интенсивно использовались учебные стенды и трехмерные компьютерные модели самолета. Такая виртуальная среда обучения была абсолютно необходима для подготовки к первому коммерческому полету A380, состоявшемуся 25 октября 2007 г., поясняет Ко, поскольку под рукой не было реальных самолетов для тренировок техсостава; использование AACT помогло существенно сократить сроки обучения.
Помимо прочего, эти и иные пособия по техобслуживанию, основанные на технологиях виртуальной реальности, можно применять и для обучения техников выявлению неисправности в бортовых агрегатах и системах, которые в самолетах следующего поколения будут иметь более продолжительный ресурс. Сейчас техники не получают достаточно практического опыта обслуживания деталей с большими сроками наработки на отказ, а тренажеры могут помочь овладеть наиболее эффективными методами выявления неисправностей. "Это способствует системному развитию знаний и навыков по устранению дефектов", — говорит президент SIAEC Уильям Тань.
По словам Ко, для работы с преимущественно электронной средой самолетов следующего поколения специалистам ТОиР потребуются новые инженерные навыки, в том числе серьезные познания в компьютерных технологиях и способность уверенно ориентироваться в аппаратных и программных интерфейсах.
Ко предлагает взглянуть, как тенденция к расширению сферы применения информационных технологий прослеживается в самолетах A380 и Boeing 787. В составе оборудования A380 — диалоговая система диагностики неисправностей, система обмена данными ACARS, автоматически передающая информацию о состоянии самолетных систем и агрегатов в полете, и прерыватели цепи с дистанционным управлением. У Boeing 787 есть электронный бортовой журнал, система оперативного контроля над работой бортовых систем и система отслеживания изменений полетной конфигурации.
Учитывая такой ассортимент инструментов прогнозирования, диагностирования и устранения неисправностей, техники должны чувствовать себя уверенно при работе в IT-насыщенной среде, считает Джефф Робертс, президент по инновациям и обучению гражданских специалистов группы компаний CAE. Он подчеркивает, что курсы IT-обучения, доступные сегодня, способны повысить уровень уверенности персонала. Поэтому CAE продолжает внедрять информационные технологии в программы обучения техобслуживанию, разработанные для передачи практических навыков диагностирования и устранения неисправностей и направленные на улучшение эксплуатационной надежности авиатехники.
Следующим шагом в обучении техперсонала могут стать курсы начальной подготовки для механиков. По словам Робертса, уже больше года CAE рассматривает такую возможность, и фаза оценки на данный момент завершена. "У нас есть конкретные идеи относительно структуры и наполнения программы обучения, которая носила бы прикладной характер, помогла бы техникам увереннее работать в IT-среде", — говорит он. Теперь необходимо составить план действий и создать такую программу — самостоятельно или в партнерстве.
Программы начального обучения для персонала ТОиР могут помочь ликвидировать нехватку механиков и техников, которая на сегодня является самой большой бедой для отрасли, согласно результатам исследования, обнародованного консалтинговой компанией TeamSAI и кадровым агентством Heidrick & Struggles на конференции Aviation Week по ТОиР, проводившейся в Сингапуре.
Наблюдающийся дефицит технических кадров может сдерживать рост сектора ТОиР в течение ближайших трех лет, предупреждает управляющий партнер Heidrick & Struggles Торбьорн Карлсон.
Семьдесят один процент опрошенных полагает, что из-за нехватки кадров может замедлиться рост сектора ТОиР на африканском континенте и в Индии. Наибольшее число респондентов — 88% — указали на такую возможность в Западной Европе; 85% — в Восточной Европе; 85% — на Ближнем Востоке и 84% — в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В то же время ответы на вопрос, окажет ли эта проблема огромное или серьезное влияние в ближайшие три года, показали, что наибольшую обеспокоенность вызывает ситуация в Северной Америке (36%), АТР (34%), Китае (31%) и Индии (31%).
Согласно закону спроса и предложения, дефицит кадров означает потенциально высокие заработки — ожидается, что зарплаты специалистов ТОиР в Китае и Индии в ближайшие три года вырастут по крайней мере на 15%, говорит Карлсон.
Однако даже если авиационно-технические училища будут набирать больше студентов, отмечает Карлсон, это не решит всех проблем. По его словам, выпускникам не хватает практики и непосредственного опыта работы с новыми технологиями.
Отсюда необходимость в современном IT-насыщенном обучении техобслуживанию с акцентом на практическую работу.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

IT в авиации

Подпишитесь на рассылку ATO.RU и читайте ежемесячный бюллетень "Информационные технологии в авиации"

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.