Лоукост-авиакомпании и российский рынок авиаперевозок: с первого раза не вышло

Авиакомпании Sky Express и Авианова не смогли реализовать низкотарифную модель
Sky Express и Авианова не смогли реализовать низкотарифную модель

В течение одного месяца с российского рынка авиаперевозок ушли обе компании, позиционировавшиеся в низкотарифной нише. "Авианова" прекратила полеты, Sky Express окончательно объединилась с "Кубанью" и утратила сертификат эксплуатанта. Нерадостное окончание двух проектов вовлекло участников рынка в дискуссию о том, возможно ли в принципе существование лоукост-компаний на российском рынке.

В отличие от громких банкротств предыдущих лет (прежде всего, AiRUnion), остановка полетов "Авиановы" и изменение статуса Sky Express не стали причинами задержки в аэропортах сотен пассажиров. "Авианова" выполняла перевозки еще неделю после объявления об уходе с рынка (по некоторым сведениям, этому способствовало влияние авиационных властей на акционеров компании), после перевозчик возвращал деньги тем, кто приобрел билеты на более поздние даты.

Комментарии

Полина, оба проекта создавались под один и тот же бизнес-план (хотя скорее бизнес-идею, БП глубоко перерабатывался стартаперами), подготовленный людьми из предыдущего несостоявшегося проекта российского LСC. А поскольку применимость этой идеи в РФ изначально была весьма сомнительна, это вызвало конфликты акционеров в обоих случаях, и, как следствие, недофинансированность обоих проектов с последующим накоплением долгов и сбоями производственной программы из-за отсутствия резервов. Тут Нове, конечно, было чуть попроще, акционеры еще что-то подбрасывали в этот пожар.
Ну и по мелочи - Скай - проект соинвесторов Абрамовичей, говорить об отсутствии отраслевого опыта не приходится.

Столь быстрому свертыванию лоу-кост проектов сильно поспособствовала ситуация с ценами на топливо, которые постоянно росли последний год (а это до трети издержек таких авиаперевозчиков), в итоге быстрый рост убытков и неэффективное руководство в кризисный период. Разговоры о сомнительности развития лоу-кост перевозок в России не столь очевидны при сравнении с Бразилией и Мексикой, где расстояния перелетов ненамного меньше, спрос на перевозки также сравним с российским, а лоу-кост перевозчики достаточно неплохо себя чувствуют. Направлений, перспективных для развития лоу-кост авиации немало (в пределах Европейской части страны): Юг, Урал, Северо-Запад + связь Урала и Сибири. В инфраструктурном отношении российская авиация, конечно, отстает. Современных аэропортов мало. Во многие аэропорты не так просто попасть сторонним перевозчикам (издержки российских особых условий ведения бизнеса). Как пример, аэропорт Саратова и ЮТэйр. Частных аэропортов немного. Плюс "дамоклов меч" новых "изысканных" решений государства иметь 10 ВС одного типа и др. Кроме этого, лидерам авиационного рынка Аэрофлоту, Трансаэро, Сибири, ЮТэйр новые конкуренты не нужны, а с авиационными властями они "работают" неплохо. В общем, у России, как всегда особый путь.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.