Министерство транспорта РФ: Дорожная карта развития региональных авиаперевозок

1. Введение

1.1. Цели и задачи дорожной карты.

Цель настоящей дорожной карты – определение мер, направленных на обеспечение транспортной доступности регионов Российской Федерации,  повышение авиационной подвижности населения Российской Федерации и обеспечение условий для повышения деловой активности.

Задачами дорожной карты являются:

  • создание государственного стандарта минимальной транспортной доступности для обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации в свободе перемещении;
  • обеспечение функционирования и развития региональной аэродромной инфраструктуры;
  • совершенствование механизмов субсидирования из бюджетов разных уровней;
  • развитие и обновление парка воздушных судов;
  • снижение себестоимости региональных перевозок;
  • совершенствование государственного регулирования.
  • подготовка летного и технического персонала региональной авиации в количестве, достаточном для эффективной реализации целей настоящей дорожной карты.

Региональные и местные маршруты в настоящее время не способны генерировать пассажиропотоки, обеспечивающие рентабельность перевозки. Это, в свою очередь, определяет высокую себестоимость авиаперевозок, вследствие высоких удельных затрат и эксплуатация воздушных судов малой вместимости.

При этом данный вид авиаперевозок является социально значимым и не является предметом коммерчески эффективного бизнеса. Именно на маршрутах регионального и местного значения практически отсутствует конкуренция и стоимость перевозки высока для населения Российской Федерации.

Дорожная карта определяет основные направления развития отрасли региональных и местных перевозок.

До 2020 года при условии реализации мероприятий дорожной карты предусматривается рост региональных перевозок (перевозки между субъектами Российской Федерации) на 2,5 млн. пассажиров или 55% (текущий показатель – 4,53)

В рамках дорожной карты устанавливается целевой показатель - коэффициент авиационной подвижности населения Российской Федерации (отношение количества пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями за год, к численности населения Российской Федерации) Кав. подв. = 1 в 2020 г., что соответствует суммарным отправкам из аэропортов Российской Федерации в 2020 году в количестве 138,5 млн. чел.

Следующим целевым показателем является увеличение количества региональных авиасвязей до 2020 года до 2000 воздушных линий (рост 70%).

На текущий момент полеты по территории Российской Федерации осуществляются по 1337 воздушным линиям (авиасвязей), из которых 1184 линии являются региональными (обеспечивающими связность субъектов Российской Федерации, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), 153 линии обеспечивают связь с Москвой и Санкт-Петербургом.

Достижение указанных показателей возможно при развитии инфраструктуры региональных аэропортов. Расходы региональных авиакомпаний  связанные с обслуживанием в аэропортах не должны превышать 15% от всех расходов авиакомпании (в настоящее время данный показатель составляет 35%).

Финансирование мероприятий, предусмотренных дорожной картой предполагается осуществлять в рамках средств, предусмотренных федеральным бюджетом.

1.2. Ситуация в сфере региональных авиаперевозок  

В 2011 году в Российской Федерации на внутренних воздушных линиях перевезено  30,9 млн. пассажиров, что составляет 48,3% от всех перевозок выполненных российскими авиакомпаниями, рост к 2010 году составил 12,04%.

При этом из 30,9 млн.  26,37 млн. пассажиров  (85,3%) перевезено по маршрутам, связанным с Москвой или Санкт-Петербургом.

На долю региональных и местных перевозок приходится всего 4,53 млн. пассажиров, что составляет 14,7 %  от общего числа перевезенных пассажиров по внутренним маршрутам.

Аналогичный показатель в 2010 году составлял 4,11 млн. пассажиров, а в 2003 – 4,77 млн. пассажиров.

Средняя стоимость авиаперевозок в расчете на 1 пасс-км на региональных авиалиниях в 4 раза превышает аналогичный показатель на магистральных внутрироссийских авиалиниях, при этом средний тариф экономического класса по внутрирегиональным авиалиниям (туда и обратно) составляет 23,2 тыс. рублей, что  почти эквивалентно среднемесячной заработной плате населения Российской Федерации (по данным Росстата в 2010 году среднемесячная заработная плата в Российской Федерации составляла 20 952,2 рублей). Для сопоставления – в США стоимость поездки на борту региональной авиакомпании (туда и обратно) не превышает 5% среднемесячной заработной платы населения.

Финансовая нагрузка на региональные авиакомпании может быть снижена за счет установления сертификационных требований к аэропортам регионального и местного значения с учетом осуществляемой интенсивности полетов в данных аэропортах, а так же государственной поддержки данного вида перевозок и создания благоприятных условий для авиакомпаний, осуществляющих региональные и местные перевозки.

С 2002 года в аэродромную инфраструктуру Российской Федерации  были направлены средства федерального бюджета в размере 145,3 млрд. рублей, что позволило приостановить сокращение аэродромной сети, при этом аэродромы не выводятся из эксплуатации, а переходят в статус посадочных площадок и продолжают функционировать, всего в настоящий момент функционирует около 1600 площадок.

На базе 50 аэропортов регионального и местного значения (16 % от общего количества аэропортов),  создано 6 федеральных казенных предприятий (ФКП)

На финансирование федеральных казенных предприятий из средств федерального бюджета в 2012 году предусмотрено 2 517,9 млн. рублей, в 2013-2014 в сумме 2 466,5 ежегодно.

В целях обеспечения государственной поддержки организаций, не являющихся ФКП, но эксплуатирующих аэродромы, находящиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и, федеральным бюджетом в 2012 году предусмотрены средства в размере 125 млн. руб.

Данные меры государственной поддержки осуществляются с 2008 года, и были направлены только на поддержание аэродромной инфраструктуры в эксплуатационном состоянии. Для формирования комплексной государственной поддержки отрасли региональных перевозок были необходимы меры по поддержке непосредственно авиакомпаний на цели по снижению пассажирских тарифов и обновлению парка воздушных судов.

Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 30 декабря 2011 г. № 1211 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов, на обеспечение доступности внутренних региональных и местных перевозок пассажиров воздушным транспортом".

В федеральном бюджете в 2013 году на указанные цели предусмотрено 2,9 млрд. руб.

В целях принятия срочных мер по обеспечению условий для обновления парка воздушных судов региональной авиации Правительством Российской Федерации постановлением от 30 декабря 2012 г. № 1212 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок.

Федеральным бюджетом предусмотрены бюджетные ассигнования на финансирование указанной меры государственной поддержки в размере 1,90 млрд. рублей в 2012 году, 2,15 млрд. рублей – в 2013 году, 2,40 млрд. рублей – в 2014 году.

Только в 2013 году на развитие региональных авиаперевозок федеральным бюджетом предусмотрено 7,75 млрд. рублей, в том числе 2,15 млрд. рублей на лизинг региональных воздушных судов, 2,9 млрд. руб. на региональные перевозки субъектам Российской Федерации, 2,52 млн. рублей ФКП и 0,18 млрд. рублей на субсидии аэропортам, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Кроме того, в 2013 планируется реализация пилотного проекта в Приволжском федеральном округе по субсидированию внутрирегиональных авиаперевозок с объемом финансирования из средств федерального бюджета 300 млн. рублей.

1.3. Ожидаемые результаты.

До 2020 года предусматривается увеличение количества региональных авиасвязей до 2020 года до 2000 воздушных линий, а также повышения коэффициента авиационной подвижности населения Российской Федерации с 0,45 до 1.

п/п Наименование контрольного показателя Текущее значение 2015 2020
1. Объем внутренних регулярных перевозок 30,9 45,0 75,0
2. Коэффициент авиационной подвижности 0,45 0,6 1
3. Количество региональных авиасвязей 1184 1500 2000

2. Основные функциональные направления развития региональных авиаперевозок.

Задача

Ответственный исполнитель

Возможный формат мероприятий, нацеленных на решение задачи

Сроки исполнения

Государственная политика в области развития сети региональных и местных аэропортов Российской Федерации на период до 2020 года

 

  1.  

Анализ текущего состояния сети региональных и местных аэропортов и посадочных площадок гражданской авиации и предложения по перспективным направлениям их развития с учетом прогнозов социально-экономического развития регионов Российской Федерации, включая инвентаризацию выведенных из эксплуатации объектов инфраструктуры аэропортов (аэродромов) и вовлечение в гражданский оборот имущества аэродромов регионального и местного значения, в  т.ч. путем приватизации, имущества, выведенного из эксплуатации

Росавиация

Росимущество

 

Подготовка ежегодного доклада для представления в Правительство Российской Федерации, Минпромторг России и Минтранс России

 

 

Ежегодно до ноября

  1.  

Упрощение процедур сертификации региональных и местных аэ­ропортов с низкой интенсивностью полетов и обеспечение возможностей выполнения аэропортами сертификационных требований с привлечением соответствующих служб, нахо­дящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Минтранс России

Субъекты
Российской Федерации

 

Внесение изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации, Федеральный  закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ и Федеральные авиационные правила

II квартал  2013

  1.  

Введение минимально необходимых требований по обеспечению авиационной безопасности и транспортной безопасности, соответствующих реальным угрозам, для региональных и местных аэродромов, вертодромов и посадочных площадок

Минтранс России

ФСБ России

МВД России

Внесение изменений в приказ Минтранса России  от 08.02.2011 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта"

IV квартал 2012

  1.  

Продолжение работы по созданию федеральных казенных предприятий на базе аэропортов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях во взаимодействии с субъектами Российской Федерации

Минтранс России

Минфин России

Субъекты
Российской Федерации

Внесение в Правительство Российской Федерации предложений о создании ФКП: ФКП "Аэропорт Кызыл", создания филиалов ФКП "Аэропорты Севера" - "Аэропорт Маган", "Аэропорт Жиганск", "Аэропорт Сеймчан" и "Аэропорт Северо-Эвенск", ФКП "Аэропорты Приамурья", ФКП на базе северных аэропортов Хабаровского края.

II квартал 2013

  1.  

Утверждение, с учетом объемов предоставляемых услуг, ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и занятых (предоставленных для размещения) вертодромами, посадочными площадками и объектами единой системы организации воздушного движения.

Минэконом-развития России

Минтранс России

Приказ Минэкономразвития России

IV квартал 2012

  1.  

Формирование конкурентной среды в сфере наземного обслуживания в аэропортах Российской Федерации.

Установление требований по наличию

альтернативных операторов в аэропортах с численностью пассажиропотока не менее 1 млн.чел.

ФАС России, Минтранс России, Минэконом-развития России, ФСТ России

 

Проект постановления Российской Федерации

 

I квартал 2013

 

  1.  

Разработка порядка возмещения операторам аэропортов гражданской авиации расходов по обеспечению полетов воздушных судов государственной авиации за счет средств федерального бюджета.

Минтранс России

Минфин России

Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка возмещения операторам аэропортов гражданской авиации расходов по обеспечению полетов воздушных судов государственной авиации"

IV квартал 2012

Государственная политика в области развития сети региональных и местных авиаперевозок в Российской Федерации на период до 2020 года

  1.  

Проведение исследования рынка региональных и местных авиаперевозок и разработка модели маршрутной сети региональных и местных авиаперевозок в масштабе Российской Федерации  и создание на его основе государственного стандарта минимальной транспортной доступности для обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации в свободе перемещении.

Минтранс России

Минрегион России

 

Доклад в Правительство Российской Федерации и Минпромторг России

IV квартал 2012

  1.  

 Организация государственного статистического наблюдения в разрезе региональных авиаперевозок, в т.ч. субсидируемых"

Росстат

Минтранс России

 

Утверждение форм государственного статистического наблюдения

II квартал  2013

  1.  

Повышение эффективности мер государственной поддержки обеспечения доступности региональных и местных воздушных перевозок в Российской Федерации, в том числе за счет расширения перечня регионов осуществления мер господдержки, снижения ограничений по возрасту пассажиров, пользующихся программами субсидирования, обеспечения гарантий субсидирования региональных маршрутов для авиакомпаний на срок не менее трех лет в объеме, достаточном для безубыточной эксплуатации по социально-важным региональным маршрутам.

Минтранс России

Минэконом-развития России

Минфин России

 

Подготовка нормативных правовых актов: о внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации  от 30.12.2011 № 1211 и от 29.12.2009 № 1095

 

 

IV квартал 2012

  1.  

Выбор оптимальной модели развития региональных перевозок в отношении каждого Феде­рального округа (субъекта).

Субъекты Российской Федерации

Минтранс России

Подготовка программ развития региональных перевозок по каждому федеральному округу Российской Федерации

2015 - 2014 годы

  1.  

Реализация пилотного проекта в Приволжском федеральном округе по субсидированию внутрирегиональных авиаперевозок

Минтранс России

Минэконом-развития России

Минфин России

Проект акта Правительства Российской Федерации

IV квартал  2012

 

  1.  

Разработка государственной программы профессиональной подготовки летного и технического персонала для региональных и местных авиаперевозок

Минтранс России

Минтруд России

Доклад в Правительство Российской Федерации

2012-2013 годы

 

  1.  

Совершенствование порядка возврата провозной платы при отказе пассажира от перевозки в части введения тарифов, имеющих условие об их невозвратности

Минтранс России

ФАС России

Минэконом-развития России

Внесение изменений в 108 статью Воздушного кодекса Российской Федерации  

I квартал 2013 г

Государственная политика в области развития парка воздушных судов региональных и местных перевозок в Российской Федерации на период до 2020 года

  1.  

Проведение мониторинга состояния парка воздушных судов, исследования рынка воздушных судов и разработка прогнозной потребности в воздушных судах для региональных и местных авиаперевозок

Росавиация

Доклад в Правительство Российской Федерации, Минпромторг России и Минтранс России

IV квартал  2012

 

 

 

  1.  

 

Анализ проектов создания и производства воздушных судов для региональных и местных авиаперевозок для организации производства в Российской Федерации

Минпромторг России

Минтранс России

доклад в Правительство Российской Федерации, Минтранс России

 

I квартал 2013 г.

  1.  

Оказание государственной поддержки проектам разработки, модернизации, организации производства и системы послепродажного обслуживания воздушных судов для региональных и местных авиаперевозок

Минпромторг России

доклад в Правительство Российской Федерации

Ежегодно до 10 февраля года, следующего за отчетным

  1.  

Освобождение российских лизинговых компаний приобретающих воздушные суда от транспортного налога

Минфин России

Минэконом-развития России

Минтранс России

Внесение изменений в подпункт 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации

IV квартал 2013

 

Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№195, декабрь 2018

Календарь ATO Events

23-24 мая 2019 г., г. Москва
25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.