Не обещал вернуться

УХОД СО СЦЕНЫ ПИОНЕРА СХЕМЫ ДОЛЕВОГО ВЛАДЕНИЯ НЕМАЛО УДИВИЛ ВСЕХ

Уильям ГАРВИ, Дэвид ЭСЛЕР, Риджфилд и Коннектикут

В начале августа Ричард Сантулли — председатель и исполнительный директор компании NetJets Inc., крупнейшего в мире оператора деловой авиации, — объявил о своем уходе с обоих постов. В связи с этим наблюдатели задались вопросом, насколько убыточная NetJets, в принципе, важна для материнской холдинговой компании Berkshire Hathaway и даже — насколько жизнеспособна сама концепция долевого владения воздушными судами.
Хотя Сантулли объяснил свои действия желанием "проводить больше времени с семьей и преследовать иные цели", некоторые предполагают, что свою роль могли сыграть свежие финансовые показатели NetJets.
Согласно отчету Berkshire Hathaway за I квартал 2009 г., чистый убыток NetJets за этот период составил 96 млн долл. Результаты II квартала, судя по всему, будут еще хуже. Падение доходности связывается с 80%-ным снижением объемов продаж самолетов и с резким сокращением количества рейсов деловой авиации — по некоторым данным, примерно на 30%.
Хотя источник в NetJets говорит, что между Сантулли и председателем Berkshire Hathaway Уорреном Баффетом не было разногласий, другие источники утверждают, что Баффет требовал кадровых и административных изменений в компании. По их данным, вместо того чтобы пойти на уступки, основатель NetJets просто оставил свой пост. Баффет принял заявление об уходе "с неудовольствием".
Сантулли, по слухам, был одним из кандидатов в преемники Баффета на посту главы Berkshire. Теперь же фаворитом является Дэвид Сокол, председатель MidAmerican Energy Holdings — еще одной дочерней компании Berkshire Hathaway. Сразу после ухода Сантулли Баффет назначил Сокола председателем правления и временным исполнительным директором NetJets.
"NetJets — потрясающая компания с выдающимся коллективом, — говорит Сокол. — Я жду не дождусь, когда смогу начать работать с этой командой и продолжать развивать успех NetJets, достигнутый при Ричарде".
Сантулли пользуется повсеместным уважением за острый ум, деловую хватку и бескомпромиссную лояльность. Парадоксально, но эта последняя черта могла сыграть с ним злую шутку. Когда частотность рейсов бизнес-авиации в результате экономического кризиса стала падать, некоторые операторы начали избавляться от персонала. Сантулли противился такому решению — он был привязан к своим сотрудникам, а также считал, что подобный шаг нарушит нормальную работу компании и повлечет лишние затраты на набор нового персонала, когда экономическая ситуация улучшится. В конечном счете он вышел из положения, предложив экипажам и прочим работникам различные "кризисные схемы", в том числе сокращенную рабочую неделю и вынужденные отпуска. Это решение одобрили не все. Возможно, в штаб-квартире Berkshire Hathaway его тоже не оценили.
Для сравнения: один из конкурентов NetJets на рынке долевого владения ВС, по собственному признанию, сократил персонал почти на треть еще в самом начале кризиса. "Мы сделали то, что должны были сделать, — заметил топ-менеджер этого оператора. — Это было нелегко, но на что ни пойдешь ради сохранения компании".
"Нам всем плохо, по всей отрасли, — отмечает один из старожилов авиаперевозок. — Иногда к этому относятся с пониманием, но иногда [владельцы бизнеса] считают, что менеджмент мог бы прикладывать больше усилий, в том числе применять непопулярные меры. А различия в стиле управления на фоне экономического коллапса проявляются только резче".
Сразу после сообщения об уходе Сантулли пошли слухи, будто NetJets находится в настолько отчаянном положении, что вынуждена была снять с маршрутов в Северной Америке свыше 100 самолетов. Источник в компании опроверг это, сказав: "Все наши ВС в работе". Правда, он признал, что спрос на бизнес-перевозки значительно упал.
Тот же источник, когда его спросили о возможности продажи или закрытия компании, ответил, что не только NetJets остается "жизнеспособной", но и Berkshire Hathaway недавно выразила безоговорочную поддержку компании.
Сантулли останется в NetJets в качестве консультанта "по крайней мере на ближайшие 12 месяцев", чтобы помочь новому руководителю освоиться. И все же столь внезапный уход с поста главы компании представляется слишком тусклым финалом блестящей карьеры.
Уроженец Бруклина Сантулли показал себя математическим гением еще в начале учебы в Бруклинском политехническом институте. По окончании института он некоторое время проработал в нефтяной компании Shell Oil, после чего перешел в Goldman Sachs, где быстро дорос до поста президента лизингового отдела. Позднее Сантулли создал собственную компанию по лизинговым сделкам с вертолетной техникой — одну из крупнейших в мире.
Именно в этот период, когда он был вынужден много разъезжать по районам с плохим авиасообщением, Сантулли заинтересовался деловой авиацией. После тщательного исследования всех тонкостей единоличного владения воздушными судами он заключил, что для него — как и для многих других — больший интерес представляла бы схема совместного владения.
Первоначальная идея позднее развилась в концепцию долевого владения самолетами, согласно которой несколько человек владеют долями в одном воздушном судне и могут использовать его пропорционально своим долям, но при этом имеют доступ ко всему парку. Применив свой математический дар, Сантулли вычислил оптимальное количество самолетов, необходимое для того, чтобы предоставлять адекватный сервис владельцам и при этом получать доход.
В 1986 г. Сантулли приобрел чартерного оператора Executive Jet Aviation с базой в аэропорту Коламбусa, шт. Огайо. Он намеревался воплотить в этой компании свою концепцию долевого владения, которую назвал NetJets. Идея чуть было не провалилась, но благодаря личным инвестициям Сантулли и готовности нескольких поставщиков примириться с задержкой выплат, NetJets выжила. Успеха компания достигла в 90-е, когда концепция долевого владения стала пользоваться популярностью у корпораций и богатых частных лиц.
В 1998 г. Сантулли продал свое развивающееся предприятие одному из клиентов, Баффету, за 725 млн долл., но при этом продолжал оставаться у руля компании. Под контролем Berkshire Hathaway NetJets вышла на европейский и ближневосточный рынки, увеличив общий парк самолетов более чем до 700 единиц и превратившись в одного из крупнейших в мире операторов реактивной деловой авиации.
Успех NetJets стимулировал создание конкурирующих компаний, часть из которых находится во владении авиапроизводителей. Среди них CitationShares, оператор долевого владения, которым управляет компания Cessna Aircraft.
Глава CitationShares Стив О’Нил так отозвался о Сантулли: "Он сотворил чудо для нашей отрасли. Он был провидцем, лидером отрасли, и мне будет его не хватать".

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№202-203, сентябрь-октябрь 2019
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.