Новый аэропорт в Саратове предложили строить по соглашению о концессии

Новый аэропорт в Саратове предложили строить по соглашению о концессии
В реализацию проекта по строительству нового аэропортового комплекса в Саратовской области вмешалась макроэкономика :: "Аэропорты Регионов"

В реализации проекта строительства альтернативного аэропорта в Саратове возникли сложности. Региональные власти задерживаются с подведением к площадке дорожной инфраструктуры и инженерных коммуникаций. Российский аэропортовый холдинг "Аэропорты регионов" для успеха проекта в целом предлагает федеральному правительству подписать концессионное соглашение.

В разделе "Аэропорт Саратов" на сайте аэропортового холдинга "Аэропорты регионов" (входит в группу компаний "Ренова") никаких новостей нет. Здесь представлены фотогалерея и планы по развитию: "Планируется построить новый аэропорт Центральный за чертой города с последующим закрытием действующего аэропорта. Площадь будущего терминала составит 22 тыс. кв. м, площадь грузового комплекса составит 2 тыс. кв. м".

Последняя новость на сайте ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" ("АГА(А)") датирована 3 февраля этого года: она преимущественно посвящена проведению очередного совещания по строительству нового международного аэропорта в Саратове.

ФГУП "АГА(А)" — заказчик-застройщик аэродромных сооружений аэропортового комплекса в Сабуровке (20 км северо-восточнее от действующего аэропорта). Основные объекты строительства, предусмотренные проектом I очереди: ВПП с искусственным покрытием, перрон, рулежные дорожки, водосточно-дренажная сеть, очистные сооружения ливневых стоков, КДП, объекты энергоснабжения.

Работы по новому аэропортовому комплексу со стороны государства ведутся в рамках Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010–2020 гг.)".

Торжественная церемония закладки камня, предшествующая строительству нового аэропортового комплекса в районе поселка Сабуровка, состоялась в октябре 2012 г.   

Четыре года спустя, 5 ноября 2016 г., отвечая в аэропорту Ростова-на-Дону на вопрос корреспондента ATO.ru о том, что происходит с саратовским проектом, гендиректор "Аэропортов регионов" Евгений Чудновский сказал: "По саратовской площадке достаточно тяжелая ситуация".

По его словам, из-за текущего состояния регионального бюджета региональные власти "только-только начинают приступать к данному проекту" (регион взял на себя обязательства по строительству дорожной инфраструктуры, инженерных коммуникаций к объекту).

Сами "Аэропорты регионов" потратили на саратовский проект около полумиллиарда рублей (например, у холдинга есть вся проектная документация). Уже сейчас холдинг готов приступить к строительству своих объектов, но есть одна ключевая вещь. Чудновский говорит, что с учетом изменения макроэкономических параметров (например, девальвации рубля) стройка обойдется "Аэропортам регионов" дороже, чем планировалось ранее. В этих условиях сложно рассчитывать на реализацию первоначальной идеи проекта в целом.

Топ-менеджер напомнил, что одна из основных целей строительства нового саратовского аэропорта за чертой города заключается в росте авиационной мобильности местного населения.

"За счет расшивки инфраструктурных ограничений действующего аэропорта можно увеличить спектр авиационного предложения для населения и сделать так, чтобы люди начали летать. И в этом был, в общем, неплохой потенциал для роста, потому что для города-миллионника (численность населения Саратовско-Энгельсской агломерации составляет около 1,15 млн чел. — Прим. АТО.ru) 450–500 тыс. пасс., которые там были (в 2014 г. действующий аэропорт Саратова обслужил 482 тыс. пасс., в 2015 г. — 450 тыс. пасс. — Прим. АТО.ru) — это не много", — говорит Евгений Чудновский.

По словам топ-менеджера, текущий финансовый расчет саратовского проекта показал, что в случае его реализации в прежних условиях количество авиапассажиров в регионе не вырастет.

"Когда мы сели и пересчитали, что же произойдет с тарифом (на аэропортовые услуги. — Прим. ATO.ru), когда мы всё это замечательное построим, то поняли: реализация саратовского проекта в том же формате, как ранее предполагалось, бьет саму идею. Потому что рост тарифов в несколько раз и рост стоимости билета потенциально до 30% мы видим как определенную проблему. Мы, конечно, можем это построить, можем вложить эти деньги, но потом через тариф мы убьем всё то, ради чего, в общем, все это создавалось и зачем это делалось", — отметил Чудновский.

В этих условиях холдинг "Аэропорты регионов" при поддержке региональных властей предложил федеральному правительству реализовать проект строительства нового аэропорта в Саратове через концессию.

"Это стандартная история: когда самостоятельно инвестиционный проект не генерит необходимые для окупаемости потоки, в рамках концессионного законодательства с учетом получения части федерального капитального гранта вы можете часть этих затрат, по сути, переложить на федерацию и сделать так, чтобы, когда вы всё это построите, тариф никого не убил. При этом вы будете иметь частного инвестора, который готов вкладывать деньги; вы будете иметь эффективность, которую он принесет", — объясняет Евгений Чудновский.

Сейчас "Аэропорты регионов" ведут с правительством диалог по согласованию данной схемы. "Понятно, что это все достаточно тяжело идет с учетом секвестра бюджета и вообще бюджетной ситуации в Российской Федерации. Хотя самое, наверное, хорошее в нашем предложении — это то, что нам абсолютно необязательно выделение капитального гранта или других любых федеральных субсидий до, условно говоря, 2018 г. Данный проект может подразумевать эти деньги в последующем: в рамках концессионного законодательства плата концедента может растягиваться на сколько угодно. И она может вообще выходить за период бюджетного планирования", — сказал гендиректор аэропортового холдинга.

В "Аэропортах регионов" надеются, что решение по строительству нового аэропортового комплекса в Саратове через концессию будет принято правительством России до конца 2016 г.

"Нам кажется, мы совместно с губернатором (Саратовской области. — Прим. ATO.ru) предлагаем правительству разумный вариант. Надеемся, что правительство сможет найти уже в постпрогнозный бюджетный период возможность профинансировать это", — заключил Евгений Чудновский.

"Аэропорты регионов" управляют четырьмя действующими аэропортами. В Кольцово (Екатеринбург), Курумоче (Самара) и Стригино (Нижний Новгород) холдинг построил новую терминальную инфраструктуру. В Ростове-на-Дону предприятие "Реновы" управляет действующим аэропортом в черте города, но через год планирует переехать в новый аэропортовый комплекс Южный (скоро должен получить название Платов в честь атамана Донского казачьего войска ХIX в.), где полным ходом продолжается строительство пассажирского терминала и других сооружений.

На сегодняшний день в российской практике концессионное соглашение в аэропортовой сфере реализовано только в аэропорту Пулково (Санкт-Петербург).

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№177 март 2017

Календарь ATO Events

18 мая 2017 г., г. Москва
Сентябрь 2017 г., г. Набережные Челны
Сентябрь 2017 г., г. Москва
24-25 октября 2017 г., г. Москва
20—21 ноября 2017 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2016
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2017 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.