Обслужить по меню

Стремясь повысить свои доходы, сетевые авиакомпании используют элементы бизнес-модели низкотарифных перевозчиков

Общемировой кризис вынуждает авиаперевозчиков искать любые доступные способы сокращения расходов — снижать провозные мощности, увольнять персонал. В то же время повышение прибыли также остается в числе приоритетов. И здесь некоторые сетевые перевозчики нашли простой способ добиться дополнительных денежных поступлений, сохранив при этом все три класса пассажирского комфорта без снижения качества услуг для пассажиров первого и бизнес- классов. Они обратились к опыту своих конкурентов — низкотарифных авиакомпаний.
В 2008 г. сетевые авиакомпании США открыли для себя преимущества дробления стоимости авиабилета, при котором из общей базовой цены — без учета обязательных налогов и сборов — выводятся все возможные дополнительные услуги и предлагаются пассажирам за отдельную плату. Это дает последним возможность выбирать набор услуг как будто по меню и не покупать ничего лишнего.

Зачем платить больше
Изобретение нового подхода принадлежит, по-видимому, Air Canada, а среди американских компаний первой дробление тарифов применила United Airlines, которая в феврале прошлого года ввела денежный сбор за вторую единицу багажа в эконом-классе на местных авиалиниях. American Airlines в мае начала брать деньги уже за первую единицу багажа.
Эту практику быстро подхватили другие авиакомпании. К концу года у всех шести основных перевозчиков (American, United, Delta Air Lines, Northwest Airlines, US Airways и Continental Airlines) стоимость провоза первой единицы багажа в эконом-классе равнялась 15 долл., второй единицы — 25 долл. Соответственно, при полете туда и обратно платить за провоз багажа пришлось бы при каждой регистрации. Одновременно некоторые авиакомпании повысили сбор за перевес и за перевозку крупногабаритного багажа (в отдельных случаях до 200 долл. за единицу).
Правда, оговаривались исключения. Например, у участников программ для часто летающих пассажиров, военнослужащих и некоторых других категорий граждан первые две единицы багажа по-прежнему принимались к перевозке бесплатно.
Усмотрев в дроблении тарифов потенциальную золотую жилу, багажом авиакомпании не ограничились. Уже к середине года пассажиры эконом-класса обнаружили, что многие услуги, раньше входившие в стоимость билета, теперь предлагаются им за отдельную плату: перебронирование, бортпитание, пользование системой развлечений на борту и т.д.
Пассажирам такой сервис известен под названием услуг по выбору (a la carte). Полученные от этих услуг деньги авиакомпании называют дополнительными доходами.
По наблюдениям Рика Сини, главы туристического поискового ресурса FareCompare.com, сейчас американские сетевые авиакомпании берут за бронирование авиабилета по телефону от 15 до 35 долл. (услуги онлайн-бронирования предоставляются бесплатно). Некоторые перевозчики взимают плату за возможность выбора места в салоне (от 5 долл. у US Air, от 14 долл. у United). US Air предлагает кофе и чай по доллару за чашку и безалкогольные напитки по 2 долл. Набор бортпитания на тех рейсах, где он предусмотрен для эконом-класса, стоит обычно от 3 до 10 долл. (Continental и Delta предлагают легкие закуски эконом-пассажирам бесплатно; более сытное питание доступно за деньги.)
При этом пассажиры практически всех традиционных авиакомпаний могут бесплатно получить услуги, ранее входившие в стоимость билета эконом-класса, заплатив за салон повышенной комфортности "эконом-плюс" (названия у разных перевозчиков могут отличаться).
Необходимо упомянуть, что принцип дробления тарифов в эконом-классе применяется только на рейсах внутри США, в Канаду, Пуэрто-Рико и на Американские Виргинские острова. На международных рейсах пассажиры эконом-класса продолжают пользоваться всеми доступными им раньше привилегиями, включая бесплатную перевозку багажа.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№197, март 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

23-24 мая 2019 г., г. Москва
25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.