Основной фактор

Развитие аэропортов - ключ к росту авиаперевозок

Конкуренция в отрасли воздушных перевозок растет во всем мире; не является исключением и Россия. На первый взгляд, острее всего соперничают между собой авиаперевозчики, которые непосредственно борются за пассажиров. Однако аэропорты на этом поле битвы - вовсе не статический ландшафт, а ключевые факторы успеха. "Необходимо понимать, что конкурируют не только авиакомпании, - в большей степени сегодня конкурируют аэропорты с аэропортами", - считает сопредседатель совета директоров украинской авиакомпании "АэроСвит" Григорий Гуртовой (см. АТО № 55, стр. 12).
Действительно, с точки зрения географии полетов Франкфурт мало чем отличается от Парижа, а Скипхол - от Лондона. Поэтому конкурентные преимущества обеспечивает не столько географическое местоположение аэропорта, сколько уровень развития его инфраструктуры, способность создать стабильные условия для дальнейшего развития авиаперевозчиков и качественно обслужить имеющиеся и перспективные транспортные потоки.
Совершенствование инфраструктуры российских аэропортов необходимо не только как стимул к дальнейшему развитию всей авиатранспортной деятельности в России. Дело в том, что растет конкуренция со стороны зарубежных аэропортов: неподалеку от российских границ формируются мощные транзитные узлы - киевский "Борисполь", аэропорты Риги, Ташкента и Астаны, корейский "Инчон" и другие. Понемногу они перетягивают на себя транзитные потоки, и если ничего не делать, разговоры о географическом преимуществе России останутся не более чем разговорами.

Государственные приоритеты
В последнее время внимание властей к проблемам аэропортов стало повышаться. Выступая в конце марта на итоговой расширенной коллегии Минтранса, министр Игорь Левитин отметил, что стратегическим приоритетом в сфере гражданской авиации является модернизация и развитие аэропортовой инфраструктуры России. Важнейшим шагом в этом направлении должно стать создание сети из девяти высокотехнологичных пересадочных узлов (хабов), способных в долгосрочной перспективе выполнять функции узловых аэропортов. В настоящее время Минтрансом прорабатывается концепция их развития, формируется реестр приоритетных инвестиционных проектов.
Как пояснил корреспонденту АТО г-н Левитин, эти узловые аэропорты не получат от государства каких-либо преимуществ - задача в том, чтобы в первую очередь определиться с их операторами, а также заняться развитием всего транспортного комплекса в этих аэропортах, то есть обеспечить их качественным железнодорожным и автомобильным сообщением.
В области развития аэродромной инфраструктуры важнейшей задачей на сегодня является урегулирование вопросов, связанных с управлением и использованием государственного имущества, не подлежащего приватизации, формирование правовой базы для передачи данного имущества в управление частным операторам на основе механизмов и принципов государственно-частного партнерства. Для этого необходимо провести инвентаризацию, регистрацию прав и оценку не подлежащего приватизации государственного имущества, а также внести в земельный кадастр расположенные под ним земельные участки.
Неурегулированные земельные и имущественные отношения в любом аэропорту влекут за собой большие риски для стратегических инвесторов, вот почему ни в одном из проектов западных инвесторов пока нет. По мнению Игоря Левитина, существенной проблемой административной реформы стало то обстоятельство, что имуществом аэропортов занимаются сразу два ведомства - Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ). В результате ответственность оказалась размыта. Поэтому двум ведомствам необходимо прежде всего разобраться в этом вопросе и договориться, где какое имущество и кому оно принадлежит.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№184 ноябрь 2017

Календарь ATO Events

Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2017
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
  • бесплатно получить доступ к онлайн-архиву журнала "Авиатранспортное обозрение" (только в ноябре)
2017 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.