Отказ систем самолета: правила поведения пилота в нештатной ситуации

После того как на взлете самолета A320 авиакомпании US Airways из-за попадания в
После того как на взлете самолета A320 авиакомпании US Airways из-за попадания в него птиц один двигатель отказал полностью, а другой сохранил около 10% тяги, командир принял единственно верное решение: выполнять очень сложную посадку на воду
Источник:
: Приложение "Деловая авиация" // Отказ: уравнение со всеми неизвестными
Подробно об авторе:
Росс ДЕТВАЙЛЕР

Когда отказывают системы, когда происходит то, чего "не может быть", наипервейшая обязанность пилота — сохранять управление.

Это утверждение кажется банальным: управлять ВС — в этом и состоит задача пилота в любой ситуации, штатной или нештатной. Что же является главным фактором потери управления? Осмелюсь предположить, что во всех случаях ответ один: неполное или неадекватное понимание ситуации и сопутствующее состояние замешательства. То, что специалисты называют "психической спутанностью", а все остальные выражают словами "какого черта?!".

Встречаясь лицом к лицу с событием, которому вы ранее приписали нулевую вероятность, вы мгновенно преодолеваете расстояние от "нуля" до "единицы". Это огромный шаг, с точки зрения математики — бесконечный. Когда пилот оказывается в ситуации, которой быть не должно, сознание, естественно, реагирует растерянностью. Опасность такого состояния — в искаженном видении реальности.

В ВВС нас учили, что алгоритм действий в любой нештатной ситуации должен быть таким: (1) сохранять управляемость ВС, (2) проанализировать ситуацию и принять адекватные меры и (3) совершить посадку как только представится возможность. Из этих трех шагов самый важный — первый. Если неуправляемый самолет разлетится на мелкие кусочки, не имеет ни малейшего значения, что непосредственно перед этим все переключатели были приведены в идеальный порядок. И наоборот, даже в случае захода вне аэродрома при условии сохранения управления шансы на более благоприятный исход вполне реальны. Сразу приходят на ум два подобных случая: аварийная посадка рейса United Airlines 232 после отказа всей гидравлики в аэропорту Сиу-Сити в 1989 г. (КВС Альфред Хайнс) и невероятная посадка Airbus A320 с отказавшими двигателями на реку Гудзон в 2009 г. (КВС Чесли Салленбергер).

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№190, июнь 2018

Календарь ATO Events

26-27 сентября 2018 г., г. Москва
24-25 октября 2018, г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2017
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2018 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.