Переход на российскую инвенторную систему: опасения и реальность

Переход на российскую инвенторную систему: опасения и реальность

По мере интеграции российской авиаотрасли в мировую в последние десятилетия отечественные авиакомпании в значительной степени ориентировались на IT-продукты западных провайдеров. Из-за их резкого ухода с рынка перевозчики столкнулись с необходимостью оперативной миграции на российские системы. Задача цифрового суверенитета поставлена и правительством, она должна быть реализована до 30 октября. На смену Постановлению правительства 955 идет Постановление 1393 от 8 августа 2022 года, где изложены требования к автоматизированной информационной системе по организации воздушных перевозок. Согласно законодательству, зарубежное участие исключается как в разработке, так и в финансировании систем, предназначенных для российских авиакомпаний. Предъявляются новые требования по безопасности хранения и неразглашению персональных данных российских граждан.

С большой долей уверенности можно утверждать, что отечественные разработки в обозримом будущем будут занимать доминирующее положение на российском рынке.

Миграция с любой системы на любую другую — сложнейший, глобальный процесс. Но профессионалы знают, что существующие российские предложения не уступают зарубежным аналогам, хотя могут отличаться. Однако среди более широкой общественности, включая пассажиров, узнавших о существовании систем PSS только после ухода с российского рынка западных провайдеров, иногда звучат ничем не обоснованные опасения в отношении российских решений.

Представители "Сирена-Трэвел" объяснили на примере инвенторной системы Leonardo, почему переход к российскому провайдеру даст отечественным авиакомпаниям большие возможности усовершенствования бизнес-процессов.

После введения западных санкций крупнейшие международные системы бронирования начали сворачивать свои отношения с российскими клиентами. В связи с этим российские авиакомпании приступили к переходу на IT-решения отечественной разработки. Компания "Сирена", ведущий российский поставщик информационных технологий для предприятий транспортной отрасли, сообщила об успешной миграции 1 июня низкобюджетной авиакомпании "Победа" на систему обслуживания пассажиров (PSS) Leonardo. До этого момента дочерняя компания "Аэрофлота" использовала американскую платформу Navitaire (специализируется на IT-сервисах для лоукостеров, принадлежит Amadeus). В настоящее время миграцию на Leonardo осуществляет и сам "Аэрофлот", и "Россия", а также авиакомпания "Уральские авиалинии" и другие российские перевозчики.

Развитие во всех измерениях

На текущий момент в инвенторной системе Leonardo работают более 60 авиакомпаний России и СНГ, в том числе "ЮТэйр", Red Wings, "Аврора", "РусЛайн", "Ямал", "Алроса". Общий объем обслуженных пассажиров в системе превышает 45 млн чел. При этом больше всего клиентов перешли в российскую систему уже в первые два года после ее запуска и продолжают в ней успешно работать.

PSS Leonardo (и инвенторная система как ее часть) появилась "не вчера" и не как экстренный ответ на уход западных провайдеров. Первые компании подключились в систему в конце 2014 года, с тех пор она развивается и активно наращивает географию присутствия как в России, так и за ее пределами. "Когда система создавалась, учитывались лучшие наработки отрасли, включая иностранные системы. Мы не делали кальку зарубежных аналогов, но во многом повторили их логику. Некоторые аспекты реализованы иначе в соответствии с потребностями именно российского рынка", рассказали в "Сирене".

Таким образом, при создании и продолжающемся развитии системы учитываются как стандарты Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), так и специфические требования российских бизнес-практик. Так, система соответствует требованиям российских регулирующих документов в части использования кириллицы, что в зарубежных системах, в принципе, не применимо. "То есть наша система соответствует требованиям IATA в части всех резолюций и рекомендаций. Но мы их даже расширили, чтобы и агентам, и сотрудникам авиакомпаний, и всем участникам рынка было удобно работать в кириллической раскладке клавиатуры",  прокомментировали в компании "Сирена".

Среди клиентов "Сирены" есть и новые авиакомпании, и мигрировавшие с других систем.

Продвижение PSS Leonardo продолжается на рынках за пределами России: "Сирена" давно присутствует в Армении, Грузии, Таджикистане, Киргизии, Узбекистане. В последние пару лет в регионе появляется много новых авиакомпаний, многие из которых отдают предпочтение российским IT-продуктам. Требование масштабирования и резервирования заложено в архитектуру системы изначально. Поэтому даже резкий рост количества пользователей не вызовет дефицит ресурса.

Веским аргументом в пользу PSS Leonardo является высокая восприимчивость разработчика к пользовательским запросам по доработке системы, в основном бесплатной. Квартальный план доработок формируется ежегодно и корректируется в течение года. "Прежде всего при формировании плана мы учитываем отраслевую логику, сопоставляем доработки со стандартами, проводим их коммерческую оценку. Важные общеотраслевые доработки делаются безвозмездно, но есть и возможность реализации уникальных функций для конкретного клиента за согласованную сумму. В рамках процесса миграции мы делаем все возможное, чтобы после перехода авиакомпания не потеряла привычные настроенные бизнес-процессы. Эти адаптационные доработки, как правило, бесплатны",  объяснили в "Сирене".

Искусственный интеллект в деле: управление ресурсом и дистрибуция

Инвенторная система Leonardo является ядром системы обслуживания пассажиров PSS Leonardo. Она обеспечивает с высокой степенью автоматизации выполнение всех задач, возложенных на системы такого типа: хранение и независимое управление расписанием и ресурсами рейсов, управление продажами и автоматическая ревалидация билетов пассажиров при пересадке.

"Основное предназначение хостовой системы это ресурс расписания и его последующая дистрибуция в точки, где производится продажа услуг перевозки и допуслуг по определенным каналам, а также эффективное управление коммерческой загрузкой, то есть изменение уровней продаж, чтобы обеспечить максимальный доход авиакомпании,  разъяснили в "Сирене".  Иными словами, все услуги попадают в систему, и авиакомпания видит, сколько пассажиров на каких рейсах она на данный момент имеет, и может управлять этой загрузкой, изменяя уровни продаж, чтобы они эффективно велись в том или ином канале". В системе технически реализованы такие функциональные блоки, как работа по совместной эксплуатации рейсов (code-share) и франчайзинг (мокрый лизинг), не так давно появилась коммьюторная модель.

Усложнение алгоритмов работы системы, обеспечивающих новый сложный функционал, не должно сопровождаться ухудшением управляемости для пользователя. В основу пользовательского взаимодействия с системой Leonardo положен принцип "подключай и работай": вместо "зеленого экрана" с бесконечными таблицами, командными строками и кодами пользователь Leonardo видит интуитивно понятный графический интерфейс, не требующий от сотрудников специальной подготовки в IT. Так, вся работа с расписанием выполняется в пределах одного экрана, на котором можно менять практически любые параметры рейсов. В результате оператор сразу видит все характеристики данного рейса и может задавать для него разные параметры в зависимости от дней выполнения: маршруты, типы самолетов, наборы классов, набор услуг, блоки мест для код-шеринга и т. д. Благодаря простоте интерфейса система позволяет в наглядной форме спрогнозировать последствия тех или иных изменений, показывая, к каким они приведут результатам.

Отличительная черта инвенторной системы Leonardo – это возможность гибко формировать большой набор всевозможных бизнес-правил, которые автоматизируют управление расписанием, загрузкой рейса и другими процессами. Иными словами, достаточно на начальном этапе "объяснить" системе базовые бизнес-процессы, чтобы дальше она самостоятельно принимала решения. Либо, напротив, ограничить степень автономности — в этом случае система будет обращать внимание сотрудника на критические моменты, требующие принятия решения. Например, система позволяет быстро организовать пересадку, если рейс отменяется. Для этого не требуется проводить сложные расчеты и рисовать схемы, кого пересаживать на какой рейс и на каких условиях, — в систему встроены алгоритмы перераспределения пассажиропотоков. Поэтому оператору достаточно сообщить системе, какой рейс отменяется, чтобы все остальное она сделала самостоятельно.

Немаловажно и наличие блока, который фиксирует каждый процесс, каждое действие  ничто не происходит без учета. Всегда видно, какие действия, кем на каком этапе были произведены. И ограничений по глубине архива фактически нет.

Поскольку инвенторная система  часть PSS, все процессы, связанные с передачей данных в систему и из нее происходят внутри PSS-контура. Соответственно, все транзакционные телекоммуникационные передачи данных защищены и бесплатны для клиентов PSS Leonardo. Никаких дополнительных трат (единовременных или регулярных платежей за линкование или трафик при подключении к GDS) и никаких рисков.

"Логика процессов внутри хоста строится на максимальной автоматизации: сотрудник освобождается от рутинного нажимания кнопок и может сконцентрироваться на аналитике. Это экономит время и повышает эффективность работы специалиста". 

Упростить миграцию

Для любой авиакомпании в любой стране мира смена инвенторной системы это энергоемкий, трудозатратный и крайне непростой психологически процесс.

"Несмотря на общие принципы, которые лежат в основе систем, инвенторные системы все же отличаются. Одни и те же принципы разными разработчиками развивались по-разному, и процессы для решения бизнес-задач в результате отличаются,  пояснили в "Сирене".

Кроме того, в рамках готовой системы каждая компания самостоятельно или с привлечением аутсорсинга вносит доработки, чтобы адаптировать систему под свои потребности. И теперь эти дополнительные доработки, которые не имеют прямого отношения к инвенторной системе, тоже надо как-то сохранить и перенести, сделать так, чтобы компания могла продолжать ими пользоваться".

Миграции предшествует тщательная подготовка и период ознакомления, во время которого "Сирена-Трэвел" проводит глубинный анализ функционала через призму существующей системы и выявление мест, которые требуют внимания. "Мы не предлагаем черный ящик, мы кастомизируем систему под нужны клиента, под тонкости его организации. У разных перевозчиков процессы могут даже противоречить, и приходится находить универсальное решение, удовлетворяющее всех. Иногда мы предлагаем на замену то, что нам кажется логичнее, и часто авиакомпании соглашаются и меняют свои процессы",  уточнили в "Сирене". После всех подготовительных этапов и переноса данных следует несколько этапов тестов и исправления любых возникших ошибок.

Но в этом году возникла экстренная ситуация, когда потребовалось провести миграцию в считанные дни. "С момента объявления о прекращении обслуживания авиакомпании "Победа" прежним провайдером до миграции в "Сирену" прошло несколько дней. Провайдер не дал "Победе" возможности подготовиться к миграции, предупредив об отключении в последний момент и, по сути, создав угрозу остановки операционной деятельности. И коллапс удалось предотвратить. При этом, несмотря на экстренность процесса, миграция в части данных о пассажирах, бронях, допуслугах произошла качественно, практически без потерь. Количество ошибок не превышало сотой доли от общего числа бронирований. Все получилось очень оперативно, хотя мы впервые мигрировали лоукостера",  рассказали в "Сирене".

Подтверждением качественного перехода является то, что авиакомпания не останавливала свои производственные процессы, бронирования и продажи.

Искусственный интеллект на страже целостности доходов: Revenue Integrity

Система целостности доходов (Revenue Integrity; RI) это интеллектуальная система поиска и выявления непродуктивных бронирований, которые могут нанести ущерб бизнесу авиакомпании. Ложные бронирования "замораживают" места на рейсе, в результате чего перевозчик может недополучить доход. RI активирует процедуру поиска и аннулирования таких броней. Система может сделать это автоматически или предоставить кассиру возможность принять решение о дальнейших действиях с PNR. Своевременное выявление двойных и ложных бронирований позволяет авиакомпаниям быстро вернуть их в продажу и обеспечить максимальную доходность рейса.

Система идентифицирует фиктивные имена, номера недействительных билетов и пассивные сегменты. В ее функционал также входит сверка с черными списками пассажиров.

"Непродуктивные брони те, которые никогда не материализуются в виде выписанных билетов. Например, забронирован билет на заведомо фиктивное имя. Или по этой брони пассажир физически не может полететь, поскольку на его имя забронировано несколько мест в нескольких самолетах", объяснили в "Сирене". Система RI гарантирует, что в инвенторной системе перевозчика все брони подтверждены и материализуются в перевозку. В частности, для этого выставляется ограничение срока выкупа билета и допуслуги. Система контролирует, что услуга не только забронирована, но и оплачена. Исключает дубликатные брони  например, если пассажир рассматривает разные опции перелета, что мешает другим. Согласно настройкам системы, такие брони либо автоматически аннулируются, либо передаются на ручную обработку персоналу.   

Разработаны и специальные процессы для ситуаций, когда пассажир не явился на первый сегмент стыковочного рейса. Можно настроить систему так, чтобы такой пассажир не занимал место ни на стыковочном, ни на обратном рейсе.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

2022 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.