Почему пассажиры хватаются за сумки во время аварийной эвакуации?

BA 777
Вид пассажиров, неспешно катящих свои чемоданы по перрону на фоне горящего самолета, вызывает вопросы: чем мотивировано такое поведение и могут ли авиакомпании каким-либо образом повлиять на него :: Luke Jones
Подробно об авторе:
Алан Дрон

Казалось бы, это противоречит здравому смыслу: если вы пассажир в горящем самолете и вы видите дым и пламя, бушующее за иллюминаторами, неужели вы не захотите выбраться оттуда чем быстрее, тем лучше? Однако ряд нашумевших инцидентов, заснятых на смартфоны, показывает обратное: несмотря на распространяющийся пожар, пассажиры тратят несколько минут, чтобы достать ручную кладь с багажных полок. Некоторые останавливаются, чтобы запечатлеть происходящее на видео.

Профессионалы авиации знают слишком хорошо, что пожар на борту может стать смертельным за секунды — как только пламя прорывается внутрь фюзеляжа. Это с трагической ясностью продемонстрировал пожар на борту Boeing 737-200 английской авиакомпании British Airtours в Манчестере в 1985 г. Из 53 погибших пассажиров и 2 членов экипажа 48 задохнулись от дыма через несколько минут после возгорания.

Несмотря на постоянные усилия разработчиков и регулирующих органов, направленные на повышение безопасности и огнеустойчивости материалов внутренней отделки салона, дым в салоне по-прежнему может иметь серьезные последствия.

Так, в ходе двух получивших широкую огласку происшествий — пожара во время взлета Boeing 777 авиакомпании British Airways в Лас-Вегасе в 2015 г. и B-777 авиакомпании Emirates в Дубае в августе 2016 г. — пассажиры препятствовали эвакуации, доставая багаж с полок и останавливаясь, чтобы заснять происходящее на смартфоны. Вид пассажиров, неспешно катящих свои чемоданы по перрону на фоне горящего самолета вызывает вопрос: чем мотивировано такое поведение и могут ли авиакомпании каким-либо образом повлиять на него.

Крэнфилдский университет в Великобритании – один из центров изучения безопасности на воздушном транспорте. Яни Асмаявати, исследователь и преподаватель Центра безопасности и расследования авиационных происшествий, говорит, что вопрос не нов. Исследование, которое она провела на материале инцидентов, имевших место за 10 лет — с 2007 г., выявило, что в отчетах о 13 происшествиях упоминались пассажиры, препятствовавшие ходу аварийной эвакуации. Во время эвакуации члены кабинного экипажа давали команду оставить багаж, но как в тех случаях, так и в недавних примерах, это, очевидно, не произвело нужного эффекта.

Несколько причин заставляют пассажиров тратить время на ручную кладь, говорит Асмаявати: "Прежде всего, это деньги и телефоны, чтобы позвонить родным. Документы, подтверждающие личность, лекарства и ноутбуки с важными рабочими файлами также оказались в числе факторов, побуждающих людей доставать сумки".

Эти факторы, безусловно, работают в сочетании с неадекватной личной оценкой риска и неверного восприятия уровня опасности ситуации, продолжает она. "Если в салоне нет огня, люди думают, что у них достаточно времени".

За последние годы было проведено несколько исследований данной проблемы. Одно и них, осуществленное в 2000 г. Национальным бюро транспортной безопасности США (NTSB), выявило, что большинство пассажиров не осознавали риски, связанные с доставанием багажа из-под кресел и с багажных полок. Эти действия не только задерживали самих их участников и других пассажиров, но и создавали риск повреждения багажом аварийных трапов. "Многие люди не понимали, по какой причине им не разрешают взять их личные вещи", — комментирует Асмаявати.

Медицинский институт гражданской авиации при Федеральной авиационной администрации (FAA) США создал рабочую группу по изучению вопросов безопасности в салоне, которая "проводит ряд исследований аварийной эвакуации из пассажирских самолетов", сообщил представитель ведомства. "Проблема пассажиров, мешающих эвакуации из-за багажа пока не рассматривалась, но это может измениться", — добавил он.

Высказывались предложения оснастить багажные полки самолетов централизованным механизмом блокировки замков, который могли бы активировать члены кабинного экипажа при необходимости аварийной эвакуации, чтобы ускорить процесс покидания салона. Однако Асмаявати опасается, что это приведет к еще большим задержкам, если пассажиры не поймут предупреждений о том, что замки заблокированы, и будут продолжать попытки добраться до багажа.

Совет от IATA

Джонатан Джаспер, руководитель направления по вопросам обеспечения безопасности в салоне самолета Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) разделяет эти опасения. Он считает, что блокировка багажных полок создаст дополнительные риски. "Все усилия должны быть направлены на то, чтобы не позволять пассажирам доставать сумки по время аварийной ситуации", — говорит он, подчеркивая, что личная безопасность — ответственность не только кабинного экипажа, но и самих пассажиров. Он предлагает рекомендовать пассажирам во время взлета и посадки держать при себе самые важные предметы: деньги, паспорт и телефон. Эти вещи действительно нужны в непредвиденной ситуации, поэтому иметь к ним доступ имеет смысл, но не тогда, когда попытки достать их из тяжелых сумок задерживают покидание салона.

В настоящее время IATA проводит консультации с экспертами в области человеческого фактора, чтобы определить наиболее эффективные способы решения проблемы. По мнению Джаспера, наибольшая вероятность успеха у различных способов разъяснения и донесения до пассажиров, почему нельзя задерживать эвакуацию попытками забрать вещи.

В FAA согласны с этим направлением мысли. "Консенсус по данному вопросу заключается в том, чтобы информировать пассажиров, то есть убедиться, что они понимают разницу между нормальным покиданием салона самолета, когда все личные вещи необходимо забрать, и аварийной эвакуацией, когда багаж должен остаться на борту", — подтвердил представитель ведомства. 

Недавние исследования выявили, что представления пассажиров о роли кабинного экипажа изменились: их восприятие как обслуживающего персонала меняется в сторону профессионалов, ответственных за безопасность на борту. Теоретически это должно повысить авторитет членов кабинных экипажей, но в действительности получилось, что это палка о двух концах, говорит Асмаявати. "С одной стороны, пассажиры понимают, что роль бортпроводников не ограничивается подачей напитков. С другой — в вопросах безопасности пассажиры начинают целиком полагаться на экипаж, вместо того чтобы разделять ответственность за свое поведение в аварийных ситуациях".

Если такое восприятие будет усугубляться, то, возможно, придется готовить кабинные экипажи к более решительным действиям во время эвакуации. Исследования подтверждают, что чем более властно ведут себя бортпроводники, тем больше шансов, что пассажиры будут выполнять их инструкции.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.