Приняли в клуб

КА-32 первым из российских вертолетов получил сертификат типа EASA

В конце сентября Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) выдало сертификат типа EASA.IM.R.133 вертолету Ка-32А11ВС. Ранее эти вертолеты эксплуатировались в Европе на основе ограниченных национальных разрешений, теперь же новый сертификат позволяет любому оператору ЕС осуществлять коммерческую эксплуатацию Ка-32. Эта машина стала первым российским вертолетом, сертифицированным в Европе, но для самого Ка-32 сертификат EASA стал его очередным шагом на пути международного признания.
Как рассказал АТО главный конструктор ОАО "Камов" Шамиль Сулейманов, международное продвижения Ка-32 началось в начале 90-х гг., когда эти вертолеты впервые появились в Канаде и Европе. Тогда же встал вопрос о его сертификации по международным стандартам. Для этого сначала пришлось разработать новые российские сертификационные требования, взяв за основу американские нормы FAR 29. По этим российским требованиям, которые позже легли в основу норм АП-29, вертолет был сертифицирован в 1993 г.
Далее, по словам Сулейманова, международная сертификация Ка-32 заключалась в валидации российских требований сертификационными органами разных стран, которые признавали FAR 29. В 1993 г. "Камов" начал сертификацию вертолета в Канаде и Европе. По требованиям сертификационных властей Канады в вертолет был внесен ряд изменений, которые и привели к созданию модификации Ка-32А11ВС. На машину был установлен двухкамерный бустер, новая система сигнализации, обновлено приборное оборудование. Кроме того, для сертификации в Канаде ресурс вертолета был увеличен до 16 тыс. ч против 4 тыс. ч для более ранней версии — Ка-32Т.
В 1996 г. Ка-32 был сертифицирован в Швейцарии по нормам FAR 29. В этой стране его первым оператором стала компаний Heliswiss, которая использовала вертолет для монтажно-строительных работ. Для нужд швейцарского оператора была разработана модификация Ка-32А12, которая позволяет управлять машиной экипажу в составе одного пилота и одного бортинженера.
Однако в "Камове" осознавали, что потенциал использования Ка-32 гораздо шире. "Мы понимали, что у этой машины больше возможностей применения", — говорит главный конструктор компании. В конце 90-х гг. Ка-32 стали использоваться для пожаротушения испанской компанией Helicopteros del Sureste, позднее вошедшей в авиационный холдинг INAER. Как рассказал Сулейманов, по расчетам испанцев применение Ка-32 для этих миссий было эффективнее использования самолетов-амфибий CL215. За то же время вертолет успевал сделать больше сбросов воды в зону пожаротушения, за счет того что в отличие от самолета он может осуществлять забор воды практически из любого источника, включая бассейны в частных домах.
В 2004 г. испанские власти выдали Ка-32A11BC национальный сертификат, но вертолет еще нужно было сертифицировать в EASA. Этот процесс начался в 2006 г. и формально завершится в ноябре текущего года, когда представители европейского агентства приедут в Москву для торжественного вручения сертификата разработчикам вертолета.
В настоящий момент из российской авиатехники кроме Ка-32 европейский сертификат типа имеет только грузовой лайнер Ту-204-120CE. "Мы рассматриваем получение сертификата EASA как знак того, что "Камова" приняли в мировой клуб авиапроизводителей, — говорит Шамиль Сулейманов. — За последние 50 лет никому из российских вертолетостроителей это не удавалось". По словам гендиректора "Вертолетов России" Андрея Шибитова, получение вертолетом Ка-32А11ВС сертификата EASA открывает новые перспективы применения этой многоцелевой машины, которая уже показала свою эффективность во многих странах ЕС.
Европейский сертификат позволяет расширить количество эксплуатантов Ка-32 в Европе, где он пока используется только испанской INAER и португальской государственной компанией EMA. Как рассказал АТО технический директор INAER Аурелио Мартинез Пиллет, сертификат дает возможность испанскому оператору использовать Ка-32 во всех 22 странах — членах EASA, в то время как раньше эксплуатация вертолета была ограничена территорией Испании. Сейчас INAER эксплуатирует 10 Ка-32А11ВС, но Пиллет отметил, что такое расширение возможностей вполне способно привести к увеличению парка этих машин.
Однако пока сертификат EASA закрепляет довольно узкую специализацию Ка-32А11ВС: пожаротушение и перевозку грузов на внешней подвеске. Сертификат не дает права на коммерческие перевозки пассажиров, но разрешает перевозку персонала, а также людей, вовлеченных в авиационные работы, — например, пожарных или спасателей. По мнению технического директора INAER, возможности по перевозке грузов на внешней подвеске являются основным преимуществом камовского вертолета, в то время как в других областях, таких как перевозка пассажиров или оказание медицинской помощи, он не может конкурировать с западными машинами.
Однако с этим не согласны разработчики. Как рассказал Сулейманов, в Португалию Ка-32 поставлялся уже как многофункциональный вертолет. Компания EMA — аналог российского МЧС — использует 6 российских вертолетов для поисковых операций, доставки пострадавших и патрулирования. Для этих целей "Камов" разработал несколько съемных модулей, что дает возможность за час переоборудовать машину под выполнение конкретной задачи. Кроме того, на португальские машины было установлено цифровое бортовое оборудование.
По словам Сулейманова, международная сертификация Ка-32 будет продолжена. Сейчас помимо Канады и Европы этот вертолет сертифицирован еще в ряде стран, которые признают нормы FAR 29: в Индонезии, Китае, Мексике, Чили, Южной Корее, Японии, на Тайване. Во всех этих странах вертолет уже успешно применяется. Крупнейшим эксплуатантом семейства Ка-32 стала Южная Корея, где базируется более 60 машин этого типа. В Корее камовские машины используют ВВС и Береговая охрана для патрулирования и поисково-спасательных операций, Служба охраны лесов для пожаротушения; есть и частные операторы.
"Пока у нас в плане сертификации не охвачен регион Папуа — Новая Гвинея и Австралия", — говорит Шамиль Сулейманов. В Папуа — Новой Гвинее уже работает один Ка-32, поэтому усилия компании по сертификации будут направлены в первую очередь в эту страну. "Камов" также планирует сертифицировать вертолет Ка-32А11ВС в странах Ближнего Востока.
Продолжается работа над международной сертификацией и других модификаций вертолета. Как рассказал Сулейманов, сейчас идут переговоры с Heliswiss о европейской сертификации модификации Ка-32А12. Позиция "Камова" заключается в том, что этот вариант является производным от версии Ка-32А11ВС, поэтому процедура сертификации должна быть облегченной. Однако разработчику и швейцарскому оператору еще предстоит распределить зоны ответственности и объемы затрат на сертификационный процесс.
"Камов" также работает над усовершенствованием Ка-32. Есть возможности по созданию полностью цифрового борта и установке нового целевого оборудования, в частности новой системы пожаротушения. По словам Сулейманова, использование современных бортовых систем уменьшает вес машины и соответственно увеличивает ее тяговооруженность. Также разработчики рассчитывают заменить двигатели ТВ3-117ВМА на более мощные ВК-2500 с цифровой системой управления.
Среди более отдаленных задач — разработка гражданской версии Ка-32-10, которая будет предназначена для перевозки до 20 пасс. на большие расстояния. Как объяснил главный конструктор "Камова", эта модификация фактически получит новый фюзеляж. Вертолет Ка-32-10 будет востребован добывающими компаниями и сможет служить, например, для доставки вахтовиков на шельфовые буровые установки. По словам разработчика, камовская соосная схема дает уникальную возможность безопасно эксплуатировать вертолет в условиях сильных порывов ветра и при неблагоприятной погоде.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№197, март 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

23-24 мая 2019 г., г. Москва
25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.