Сверхзвуковой самолет Concorde: десять лет без права перелетов

Сверхзвуковой самолет Конкорд Concorde
Concorde: десять лет без права перелетов // Леонид ФАЕРБЕРГ / Transport-photo.com

26 ноября 2003 года сверхзвуковой пассажирский самолет Concorde последний раз поднялся в небо. Став одновременно технологическим прорывом и политической занозой в отношениях многих стран, за 27 лет интенсивной эксплуатации этот уникальный самолет перевез более 3 млн человек.

B середине прошлого века главные мировые авиационные центры — Великобритания, Франция, СССР и США — начали "гонку за сверхзвук". В процессе отчаянной и дорогостоящей борьбы за скорость, инженерную мысль и технологии американцы запустили проекты Boeing 2707 и Lockheed L-2000, Советский Союз начал разработку Ту-144, а Великобритания с Францией, осознав объемы финансирования, объединились на общем проекте — Concorde. На английском и французском языке это слово звучит и пишется почти одинаково, оно означает "согласие", и это самое подходящее название при кооперации Великобритании и Франции, у которых исторически было немало разногласий.

Первыми из игры вышли США — местные компании сделали ставку на производство широкофюзеляжных самолетов, те хоть и летали медленнее, но могли перевезти большее количество пассажиров с большим комфортом. Для СССР проект сверхзвукового пассажирского самолета стал политически навязчивой идеей. Но созданный конструкторским бюро Туполева Ту-144 так и не стал коммерчески успешным. Судьба Concorde сложилась иначе: впервые взлетев в 1969 г., он начал обслуживать коммерческие направления семь лет спустя.

Сначала Великобритания и Франция шли параллельными путями. Рассматривались разные концепции — англичане, например, проектировали трансатлантический лайнер BAC 223, а французы — среднемагистральный Super Caravelle. На первом этапе решили, что каждая страна пойдет своим путем, но отдельные узлы — гидравлика, двигатели и электрика — будут унифицированы. Правительствам эта идея не понравилась, решение о кооперации было во многом политическим, инженерам было объявлено, что сотрудничать им придется по полной программе. С британской стороны в проект вошла British Aircraft Corporation (BAC), а с французской — Sud Aviation (позже ставшая Aerospatiale). Франция обязалась выполнить 60% по строительству планера и 40% по двигателю, а Великобритания, соответственно, 40% по планеру, 60% — по двигателю.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№196, январь-февраль 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

23-24 мая 2019 г., г. Москва
25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.