В поисках единообразия

Фрэнсис ФИОРИНО, Вашингтон
Авиакомпания Alaska Airlines приступает к выполнению нового этапа программы преобразований: формированию всего парка воздушных судов из самолетов одного типа. Компания рассчитывает, что это решение приведет к значительной экономии средств и стабильным доходам от эксплуатации.

По словам Билла Айера, председателя совета директоров, президента и исполнительного директора Alaska Airlines, начавшееся в марте ускорение темпов вывода из эксплуатации MD-80 и формирование нового парка, который к декабрю 2008 г. будет полностью состоять из самолетов типа Boeing 737, является важным этапом реализации принятого компанией плана перестройки своей деятельности, названного "2010".
Руководство компании первоначально планировало вывести из эксплуатации 15 принадлежащих ей и 11 взятых в лизинг MD-80 к 2017 г., по мере полной отработки ими ресурса или окончания сроков аренды. Однако два важных фактора заставили ускорить вывод этих самолетов из эксплуатации, отмечает г-н Айер. Во-первых, это "выгодные условия сделки с фирмой Boeing", подробности которой авиакомпанией пока не разглашаются. Во-вторых, то, что состоявшаяся в декабре 2005 г. продажа 5,7 млн акций принесла 200 млн долл. наличными и, как считает Билл Айер, "укрепила финансовое состояние компании".
9 марта совет директоров Alaska Airlines одобрил инвестиции в размере 750 млн долл. в реструктуризацию парка, увеличив планируемые на трехлетний период капитальные расходы до 1,9 млрд долл. По мнению руководства компании, декабрьская продажа акций позволит компенсировать предполагаемые значительные издержки (в том числе из-за вывода самолетов из эксплуатации), которые после уплаты налогов составят примерно 160-190 млн долл. (в зависимости от ожидаемой цены на топливо в 40 или 60 долл. за баррель).
Парк компании Alaska, в котором в 2005 г. насчитывалось 110 самолетов, к декабрю 2008 г. будет состоять из 114 самолетов типа Boeing 737. Лайнеры MD-80 заменят 39 новыми 737-800 (включая два, поставленных в этом году). К концу года будет прекращена эксплуатация трех 737-200. Эксплуатация сорока -400-х и двенадцати -900-х продолжится вплоть до 2009 г. (см. таблицу). К концу 2008 г. у компании будет 20 Boeing 737-700, а число Boeing 737-800 увеличится с 15 до 42.
Кроме того, на период после 2008 г. Alaska Airlines имеет 13 твердых заказов, 12 опционов и права на приобретение 27 самолетов.

Тип самолета
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
План реструктуризации парка авиакомпании Alaska Airlines (декабрь 2005 г. - декабрь 2008 г.)
MD-80
26
21
15
0
Boeing 737-200
7
3
0
0
Boeing 737-400
40
40
40
40
Boeing 737-700
22
22
20
20
Boeing 737-800
3
15
28
42
Boeing 737-900
12
12
12
12
Всего
110
113
115
114
Примечание. Включая два нереализованных опциона на поставку двух самолетов в 2007 г. и шести - в 2008 г.
В общее число включен один самолет, который будет поставлен в 2008 г., однако условия его поставки еще окончательно не определены компанией.
Источник: Документы, направленные Alaska Airlines в Комиссию по ценным бумагам и биржевым операциям США.

Как отмечает вице-президент по вопросам финансирования и финансовый директор Брэд Тилден, руководство авиакомпании приняло решение о переходе к эксплуатации парка, состоящего из самолетов одного типа, имея в целом неплохие финансово-экономические показатели. Но на примере таких низкозатратных перевозчиков, как Southwest и Ryanair, видно, что этот переход может оказаться ключевым фактором дальнейшего успеха, подчеркивает он. По мнению руководства компании, изменение структуры парка позволит снизить расходы на эксплуатацию и добиться 8-10%-ного превышения доходов над расходами, или чистой прибыли в 180 млн долл.
По словам г-на Тилдена, в 2001-2005 гг. Alaska ежегодно улучшала финансово-экономические показатели своей деятельности, перейдя от потерь в размере 88 млн долл. в 2001 г. к прибыли в 55 млн долл. в 2005 г. Надо отметить, что 2005 г. с прибылью закончила лишь половина крупных авиакомпаний США; общие потери воздушного транспорта ежегодно составляют около 5-7 млрд долл.
Сократились и удельные расходы авиакомпании. В 2001 г. затраты на располагаемую пассажиромилю (РПМ) составили без учета стоимости топлива 8,73 цента, в 2005 г. — 8,01 цента, а в 2006 г. они предполагаются в размере 7,65 цента. Однако, как считает Брэд Тилден, многое еще предстоит сделать, для того чтобы авиакомпания продолжала занимать четвертое место в отрасли. В феврале г-н Айер поставил перед сотрудниками задачу снизить РПМ до уровня менее 7 центов.
По мнению руководства компании, ускоренный вывод старых самолетов из эксплуатации позволит добиться значительного снижения расходов и повышения экономической эффективности.
Ожидаемые выгоды от этого шага заключаются в следующем:

  • Ежегодное сокращение расходов оценивается в 118-130 млн долл. в зависимости от того, составит ли цена на топливо 40 или 60 долл. за баррель, и будет достигнуто в основном за счет эксплуатационных расходов. В эту оценку включена ежегодная экономия на расходе топлива, составляющая 37,4 млн долл. при цене в 40 долл. или 49,6 млн долл. при цене в 60 долл. за баррель, а также снижение расходов на техобслуживание на 48,7 млн долл. (это средняя цифра, рассчитанная исходя из 20-летнего календарного срока службы -800-х). По словам г-на Тилдена, расходы на MD-80, срок службы которых подходит к концу, составляют 80-90 млн долл.
  • 18%-ное увеличение РПМ — с 22,3 млрд долл. в 2005 г. до 26,3 млрд долл. в 2008 г. (к концу периода реструктуризации парка).
  • Возросшая надежность парка. У авиакомпании Alaska будет один из самых "молодых" парков самолетов в воздушном транспорте США. Календарный срок эксплуатации к концу реструктуризации составит в среднем 8 лет. У самолетов MD-80 на 31 декабря 2005 г. он составлял в среднем 13,8 лет. Руководство компании считает, что восемнадцать 157-местных самолетов 737-800 при среднесуточной интенсивности эксплуатации 11,05 ч эквивалентны по общему объему перевозок двадцати трем 140-местным MD-80 с их среднесуточной интенсивностью эксплуатации, равной 9,86 ч. По данным компании Alaska, оба самолета при этом обеспечивают 4,7 млрд РПМ в год.
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.