Вертолетостроение перестраивается

Заказчики отдают предпочтение новым моделям, а не модифицированным вертолетам

Билл ДЭЙН, Forecast International
Рынок вертолетов перестраивается. Вместо того чтобы продолжать выпуск старых моделей или модернизировать их, вертолетостроительные фирмы стремятся поставить на рынок новые образцы техники, предназначенные для замены существующего парка. Это ключевая тенденция рынка, которая будет заметно влиять на его развитие в течение ближайших 10 и более лет. В первую очередь она относится к рынку военных вертолетов, однако справедлива и для гражданских машин.
В США примерами программ, переориентированных в последние годы с модернизации старых образцов техники на производство новых, могут служить UH-60M для Сухопутных войск, MH-60R для Военно-морских сил, а также UH-1Y и HLR (CH-53X) для Морской пехоты.

Другая важная и необратимая тенденция развития, относящаяся как к гражданским, так и военным вертолетам, заключается в расширении международного сотрудничества и образовании совместных предприятий фирмами разных стран. Так, совместное предприятие фирм Bell и Agusta получило около 70 заказов на свой конвертоплан гражданского назначения BA609, сертификация которого запланирована на конец 2007 г.
Побуждаемая успехом все более активизирующейся стратегии сбыта гражданских вертолетов своего основного конкурента, компании Eurocopter, фирма Bell Helicopter Textron также, похоже, возвращается к производству обычных вертолетов.
Многие считали, что Bell перестала ими заниматься, переориентировавшись на конвертопланы: военный V-22, разрабатываемый совместно с фирмой Boeing, и гражданский BA609 в разных вариантах — совместно с фирмой Agusta. При этом европейские вертолетостроительные фирмы и государственные структуры уделяют конвертопланам гораздо меньше внимания.
Чтобы вернуть утраченные позиции на рынке обычных вертолетов, Bell разработала новый легкий двухдвигательный Bell 429, в котором воплощен целый ряд новейших технических решений, отработанных в рамках программы MAPL (Modular Affordable Product Line, что можно перевести как семейство недорогих вертолетов модульной конструкции). Новый вертолет сможет выполнять полеты по правилам инструментального полета, в отличие от довольно вяло продающейся 427-й модели, которая могла эксплуатироваться только по правилам визуального полета. Руководство Bell надеется, что новый вертолет позволит фирме восстановить долю рынка, отданную на откуп компании Eurocopter.
К концу десятилетия Bell планирует выпускать три модели вертолетов на платформе MAPL: однодвигательный 5-местный, однодвигательный 8-местный и двухдвигательный 8-местный. Новые технологии будут, по всей видимости, внедрены и в другие имеющиеся модели. На демонстрационном образце MAPL-вертолета фирма Bell испытала малошумный рулевой винт вентиляторного типа, но в 2005 г. прекратила работы над ним, отдав предпочтение системе парирования момента несущего винта с помощью реактивного движителя (Propulsive Anti-Torque System, PATS). Эта система была разработана первоначально для боевого беспилотного вертолета с вооружением, работы над которым затем были прекращены. В системе PATS вместо хвостового вентилятора используется тяга реактивного двигателя с высокой степенью двухконтурности. Такой двигатель не только обеспечивает парирование момента несущего винта, но и позволяет на 50-70 км/ч увеличить скорость вертолета. 
По мнению специалистов фирмы Bell, система PATS является значительным достижением, позволяющим, в отличие от вертолетов обычной компоновки, преодолеть так называемый скоростной барьер. PATS расширяет также возможности и сферы применения винтокрылых летательных аппаратов.
Фирма Schweizer, став частью компании Sikorsky — существенно более развитой структуры, — значительно улучшила систему сбыта своей продукции. Sikorsky, в свою очередь, впервые вышла на рынок небольших вертолетов и беспилотных летательных аппаратов. Около трех лет назад Schweizer рассматривала возможность разработки более вместительной 5-местной модели своего вертолета 333, но затем отказалась от этого. В новых условиях, однако, можно ожидать, что сотрудничество со специалистами Sikorsky приведет к разработке фирмой Schweizer более тяжелых вертолетов.
Robinson Helicopter по-прежнему превосходит все другие фирмы по объемам выпуска. Она подняла темпы производства своих вертолетов R22 и R44 с двигателями внутреннего сгорания до 20 единиц в неделю. В настоящее время Robinson работает над 5-местным вариантом вертолета. Рассматриваются и варианты с газотурбинным двигателем (ГТД), но высокая цена, большие расходы на топливо и обслуживание заставляют фирму очень осторожно относиться к такому переходу.
Enstrom (Мичиган) пытается привлечь инвестиции на модернизацию 5-местного газотурбинного 480B и прорабатывает новый учебный вертолет с ГТД на базе планера вертолета 280FX с поршневым двигателем. 
В части вертолетов военного назначения компании Eurocopter, NH Industries и AgustaWestland борются за выгодные контракты военного ведомства США, а "американизированный" фирмой Lockheed Martin вертолет US101 и VH-92 фирмы Sikorsky претендуют на роль вертолета нового поколения VXX, предназначенного для президента Соединенных Штатов. Расположенные по разные стороны Атлантики Sikorsky, Boeing и NH Industries, вместе создававшие US101, в настоящее время конкурируют между собой за еще более выгодный (130 единиц) заказ ВВС США на боевой поисково-спасательный вертолет. Будет интересно посмотреть, сработает ли в этом случае принцип "покупай американское".
Eurocopter продала свой ударный вертолет Tiger в Австралию и Испанию, выиграв конкуренцию с AH-64 Apache фирмы Boeing и AH-1 фирмы Bell. Прекращение в США работ по программе Comanche устранило еще одного конкурента.
American Eurocopter и EADS North America продали 55 однодвигательных EC120 Таможенной и пограничной службе США. Они будут выпускаться на новом заводе American Eurocopter в Коламбусе, шт. Миссисипи.
Bell добилась успеха на рынке военной техники, победив со своим модернизированным и получившим новые двигатели 407X в конкурсе на поставку 368 ударно-разведывательных вертолетов для Сухопутных войск США. Многие конструктивные решения, реализованные в этом вертолете, будут применены и в легком однодвигательном вертолете гражданского назначения Bell 407. Армейское руководство оценивает в настоящее время также предложения о поставках 322 легких вертолетов многоцелевого назначения, которые поступили от Bell, MD Helicopters, Sikorsky/EADS North America и AgustaWestland. Окончательное решение будет принято в апреле.
Bell предлагает вариант своего двухдвигательного 412EP. MD Helicopters собиралась предложить совместную с Lockheed Martin разработку, но затем это партнерство, продолжавшееся всего два месяца, распалось, и теперь она предлагает вариант MD 902 Explorer. Зато Sikorsky и EADS North America объединились, чтобы совместно предложить UH-145, который является вариантом EC145 фирмы Eurocopter и будет строиться в Техасе. AgustaWestland планирует продолжить свое расширение. Все ждали, что она предложит двухдвигательный A109 или однодвигательный A119. Вместо этого фирма совместно с L-3 Communications предложила вертолет AB139. Работы над этой моделью AgustaWestland вела вместе с Bell, но в конце ноября американцы продали свой пакет акций итальянской фирме.
В ходе программы создания американскими фирмами Bell и Boeing конвертоплана V-22 удалось решить все возникавшие ранее технические проблемы. Почти 60 V-22 поставлено Морской пехоте США, которая стала первым заказчиком этого летательного аппарата. Всего ВВС, ВМС и Морская пехота США планируют приобрести 460 V-22 в разных вариантах.
На международном рынке военной техники созданный в Европе NH90 конкурирует с UH-60 Black Hawk и S-92 фирмы Sikorsky. На NH90 получено в общей сложности 50 заказов от вооруженных сил Норвегии, Швеции и Финляндии. Австралия и Испания предпочли Tiger фирмы Eurocopter вертолетам AH-64 Apache фирмы Boeing и AH-1 фирмы Bell. Прекращение в США работ по программе Comanche расширит, как ожидается, перспективы экспорта вертолетов Tiger.
В ноябре был нанесен чувствительный удар по тенденции ко все большему расширению международного сотрудничества и образованию совместных предприятий. Bell продала свой пакет акций в совместной с Agusta программе вертолета AB139 итальянскому партнеру. AgustaWestland расширяет свой завод в Филадельфии, чтобы удовлетворить спрос американского рынка на эти вертолеты. К настоящему времени продано уже примерно 150 AB139. Предполагается, что этот рассчитанный на 15 пассажиров двухдвигательный вертолет составит жесткую конкуренцию пользующимся большим спросом в сфере обслуживания прибрежной нефтедобычи S-76C+ фирмы Sikorsky.
Многие совместные предприятия созданы специально для китайского рынка. Enstrom и Wuhan Helicopter продолжают обсуждать возможность размещения в Китае лицензированной сборочной линии. MD Helicopters и Hongdu Aviation Industry образовали совместное предприятие по выпуску в Китае вертолетов серий MD 500 и 600.
Changhe Aviation Industries будет собирать для китайского рынка A109 Power фирмы AgustaWestland. Кроме того, она провела переговоры с Eurocopter и AgustaWestland по вопросу совместной разработки Z-8F — глубокой модификации трехдвигательного тяжелого вертолета 60-х гг. Super Frelon фирмы Aerospatiale. Предполагается оснастить его тремя новыми двигателями PT6B-67A фирмы PWC (Pratt & Whitney Canada) и, возможно, изменить конструкцию лопастей несущего винта. Changhe рассчитывает в 2008-2009 гг. сертифицировать в Управлении гражданской авиации Китая рассчитанный на 30 пассажиров гражданский вариант нового вертолета.
Hafei Aviation Industry изготавливает некоторые крупные компоненты вертолета Bell 430. По словам руководителей фирмы Bell, с целью снижения производственных затрат и стимулирования продаж на китайском рынке Hafei может выпускать до 30-40% всех компонентов этих вертолетов. В последнее время в США спрос на них упал, хотя Министерство национальной безопасности страны и заказало 25 машин для Таможенной и пограничной службы.
Доля Hafei в программе EC120 фирмы Eurocopter составляет 20%. Hafei выпускает крупные компоненты этого легкого однодвигательного вертолета, а также выполняет сборку для поставок на китайский рынок под обозначением HC120.
Образованная Sikorsky и Shanghai Little Eagle Science and Technology компания Shanghai Sikorsky Aircraft собирает в Китае вертолеты с двигателями внутреннего сгорания 300C и 300CBi фирмы Schweizer.
Для того чтобы удовлетворить растущие потребности эксплуатантов, проектировщики работают над внедрением новых перспективных технических решений. Ряд концепций суперсовременных вертолетов, появившись всего несколько лет назад, прочно вошли в категорию "фантастических". Так, например, концепция летательного аппарата смешанной схемы со складывающимися вдоль фюзеляжа лопастями винта при полете на больших скоростях вряд ли будет реализована в ближайшем будущем. Тем не менее руководители и специалисты вертолетостроительной промышленности понимают необходимость модернизации в условиях постоянной конкуренции. В то же время военные хотят получать и эксплуатировать максимально эффективную и одновременно дешевую технику.
Несмотря на растущее стремление сократить бюджет оборонного ведомства США, начальное финансирование перспективных технологий не прекратится, хотя от промышленных фирм и научно-исследовательских организаций могут потребовать при этом постоянно растущих объемов продаж.
Вооруженные силы США заключили недавно контракты на разработку технических обоснований летательных аппаратов большой грузоподъемности с вертикальным взлетом и посадкой. При этом реальную разработку таких проектов предполагается начать не ранее 2012 г. Sikorsky рассматривает два проекта — один с соосными винтами, а другой, способный развивать скорость до 450 км/ч, — на базе опытного X2 Technology, с новыми лопастями. Boeing работает над высокоскоростным вертолетом нового поколения с тандемным расположением винтов, продолжая при этом совместную с Bell разработку конвертоплана Quad, скорость полета которого будет достигать 510 км/ч. Frontier Aircraft проектирует конвертоплан со скоростью до 555 км/ч.
Как эти, так и другие проекты (например, MAPL фирмы Bell и Sikorsky X2 Technology) могут оказаться весьма перспективными и после доводки до серийного производства позволят вывести вертолетную технику далеко за границы ее нынешних возможностей. Правда для этого надо убедить тех, кто распоряжается финансами, что далеко не просто. Поэтому изменения в вертолетостроении будут идти скорее эволюционным, чем революционным путем.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.