Восстановление авиатранспортного рынка: в пути, но еще не у цели

Группа "Аэрофлот" находится в мировых лидерах по темпам восстановления пассажиропотока
Heathrow

Текущую ситуацию в мировом воздушном транспорте и индустрии путешествий можно трактовать по-разному: с одной стороны, сектор авиаперевозок возрождается, и в каком-то смысле довольно быстро, с другой — до окончательного возвращения к докоронавирусным временам еще предстоит довольно долгий путь.

В несколько упрощенном виде можно утверждать, что восстановление происходит наилучшим образом в тех странах и регионах, где есть большой внутренний рынок и отсутствуют серьезные ограничения на путешествия.

Как следствие, Китай, Россия, Бразилия и США лидируют в процессе восстановления перевозок на внутренних воздушных линиях (ВВЛ). По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в Китае объем перевозок в пассажиро-километрах в мае этого года вырос на 6,3% по сравнению с маем 2019 г., а в России — на 22,6%.

Статистические данные, приведенные в недавнем отчете о деятельности мировых авиакомпаний World Airline Report, опубликованном крупнейшей в мире авиационной информационно-медийной группой Aviation Week, показывают, что по итогам 2020 г. российская группа авиакомпаний "Аэрофлот" занимает в мировом рейтинге 14-е место по количеству обслуженных пассажиров. В рейтинге европейских традиционных авиаперевозчиков группа "Аэрофлот" располагается в непосредственной близости от лидеров: Air France — KLM Group (в которую входят авиакомпании Air France, KLM, Transavia, Hop), IAG (состоящую из Aer Lingus, British Airways, Iberia, Vueling, Level) и Lufthansa Group (Lufthansa, Swiss, Austrian Airlines, Brussels Airlines и Eurowings). Кроме того, группа "Аэрофлот" находится в мировых лидерах по темпам восстановления (–50,3% по сравнению с доковидным периодом).

При этом, например, летний спрос на воздушные путешествия в США превосходит способность некоторых авиакомпаний вернуть в строй достаточное количество экипажей для удовлетворения текущих потребностей.

С другой стороны, Австралия и Канада тоже имеют большие внутренние рынки, но в этих странах продолжают действовать серьезные ограничения и даже запреты на перемещения и, как ожидается, восстановление авиаперевозок будет гораздо более медленным. В некоторых регионах процессы восстановления перевозок замедляет возникновение новых штаммов коронавируса. Так, например, с момента появления дельта-штамма вируса в этом году перевозки на внутренних воздушных линиях (ВВЛ) в Индии и Японии рухнули.

Восстановление международного воздушного сообщения более однородно по всему миру, но отнюдь не в положительном смысле. В то время как в мае снижение пассажиропотока на ВВЛ составило 23,9% по сравнению с маем 2019 г., глобальное снижение пассажиропотока на международных воздушных линиях (МВЛ) достигло устрашающих 85,1%. Авиакомпании Азиатско-Тихоокеанского региона, которые, как предполагали многие, будут среди первых восстановившихся, в мае потеряли 94,3% пассажиров по сравнению с маем 2019 г.

Сегодня, когда в Северном полушарии летний сезон еще продолжается, пассажирские перевозки на МВЛ по-прежнему остаются очень слабыми и чрезвычайно зависимыми от государственных ограничений, карантинных мер, требований по выполнению сложных и дорогостоящих тестов. В Европе снижение международного трафика в мае по-прежнему составляло 84,7% по сравнению с предкризисным уровнем. На Ближнем Востоке падение авиационных перевозок на МВЛ достигло 81,3%. В Латинской Америке авиакомпании фиксируют снижение пассажиропотока на международных линиях на 75,1%. Североамериканские авиакомпании потеряли 74,4% международных пассажиров. Авиаперевозки в Африке недосчитались 71,4% пассажиров на МВЛ.

Очевидно, что восстановление авиационных перевозок может быть более быстрым или более медленным, но радикальные изменения могут стать возможными только благодаря быстрому развертыванию масштабных кампаний по прививке населения высокоэффективными вакцинами. Растущие уровни вакцинации заставляют даже самые упрямые правительства начинать открывать национальные границы, создавая таким образом лучшие перспективы для восстановления международного воздушного сообщения в IV квартале 2021 г.

Так, например, американо-канадский рынок, который практически застыл на целый год, может вернуться к нормальной жизни уже в сентябре, когда, как утверждает канадское правительство, авиапутешествия будут снова открыты для всех полностью вакцинированных в США и Канаде — без необходимости находиться на карантине. В нормальные годы около 22 млн канадцев посещают США, пользуясь услугами авиакомпаний. В сентябре–октябре Канада может полностью открыть свои границы для всех вакцинированных путешественников.

Авиасообщение в этом году, очевидно, восстанавливается, однако оно в значительной мере ориентировано на личные и туристические поездки. Только в США расходы на путешествия участников крупных мероприятий в 2020 г. снизились на 76%. В соответствии с данными US Travel Association, потери в секторе корпоративных путешествий составили 97 млрд долл. и восстановление будет долгим и мучительным. Даже в середине 2021 г. только 35% из американских корпораций санкционировали какие-либо деловые поездки. Однако практика проведения массовых профессиональных мероприятий начинает возвращаться в Китае, США и России.

Виртуальные встречи и видеоконференции, возможно, продолжат заменять "физические" корпоративные и деловые мероприятия на протяжении какого-то времени, но понятно, что они не работают в достаточной степени хорошо для установления и развития бизнес-отношений или проведения масштабных выставок или конференций.

Главный вопрос в том, станет ли восстановление деловых поездок (вне зависимости от того, когда они вернутся в нашу жизнь) столь же быстрым, как сейчас рост некоторых внутренних туристических направлений, или же потребуется значительное время для медленного восстановления уверенности компаний в необходимости возвращения к нормальным корпоративным практикам.

ОПЕРАЦИОННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ГРУППЫ "АЭРОФЛОТ" В ИЮЛЕ: ЕЩЕ ЛУЧШЕ

ПАО "Аэрофлот" опубликовало операционные результаты авиакомпаний группы за июль 2021 г. Ключевые показатели группы продолжают улучшаться:

•   Общий объем перевозок за второй месяц лета составил 5,2 млн пассажиров, что на 83,3% выше показателя аналогичного периода 2020 г. и всего лишь на 16,3% ниже показателя доковидного 2019 г.

•   На внутренних линиях перевезено 4,4 млн пассажиров, что не только выше на 54,2% показателя аналогичного периода 2020 г., но и на 26,3% выше докризисного показателя.

•   Пассажирооборот увеличился на 97% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. Предельный пассажирооборот увеличился на 87,3% по сравнению с показателем 2020 г.

•   Коэффициент занятости пассажирских кресел увеличился на 4,2 п. п. по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. и составил 83,4%.

•   Общий объем перевозок грузов и почты составил 23,7 тыс. т, что на 36,9% выше показателя аналогичного периода 2020 г.

•   Авиакомпания "Победа" перевезла 1,5 млн пассажиров, коэффициент занятости пассажирских кресел составил 95,3%.

ФИНАНСЫ

В финансовом отношении авиакомпании мира, вероятно, будут иметь лучший — или по крайней мере не столь ужасный — 2021 год, чем 2020-й. Международная ассоциация воздушного транспорта ожидает, что в этом году чистый убыток авиакомпаний мира составит примерно 47,7 млрд долл., что соответствует отрицательной рентабельности на уровне –10,4%. В прошлом году чистый убыток авиакомпаний составил устрашающие 126,4 млрд долл.

Тем не менее авиакомпании прогнозируют, что в этом году они "сожгут" очередной 81 млрд долл., а их суммарный долг увеличится до 650 млрд долл. Надежды на то, что индустрия авиаперевозок выйдет на позитивный поток денежных средств в IV квартале, сместилась на начало 2022 г.

“Благодаря мерам правительственной поддержки, снижению затрат и успеху в доступе к рынкам капитала некоторые авиакомпании, как представляется, переживут эту бурю. Другие менее защищены, и им, возможно, потребуется привлекать дополнительные средства в банках или на финансовом рынке", — считает генеральный директор IATA Вилли Уолш.

Для более чем 30 авиакомпаний светлое будущее не наступит: они уже прекратили свою деятельность. Но это число существенно меньше, чем можно было бы ожидать, — главным образом, благодаря правительственной поддержке. Пострадавшие — в основном дочерние компании крупных участников рынка, такие как принадлежащая катарской Qatar Airways итальянская авиакомпания Air Italy и одна из небольших авиакомпаний группы IAG, Level Europe, или же небольшие нишевые перевозчики. Среди последних, вероятно, самая узнаваемая — английская региональная авиакомпания Flybe. Некоторые другие авиаперевозчики, с более крупными брендами, были вынуждены пойти на реструктуризацию. Это южноамериканские авиакомпании Avianca, Aeromexico, LATAM и британская Virgin Atlantic. Все они продолжают деятельность и, как ожидается, выйдут в лучшей форме после санации.

Сегодня практически для всех авиакомпаний мира главной целью является не прибыль, а выживание. Тем более замечателен результат южнокорейской Korean Air: операционная прибыль в 700 млн долл. и чистая прибыль в 100 млн долл. В числе членов весьма эксклюзивного клуба прибыльных авиакомпаний в 2020 г. оказались тайваньская China Airlines, китайская Spring Airlines и турецкая Turkish Airlines.

НА ЗЕМЛЕ

В аэропортовом секторе пандемия привела к ускорению тренда, который устойчиво обозначился еще до кризиса: китайские хабы быстро растут и их число увеличивается.

В то время как и они не избежали снижения объемов пассажирских авиаперевозок, что случилось повсеместно в 2020 г., сегодня 7 из 10 крупнейших аэропортов мира по числу обслуженных пассажиров находятся в континентальном Китае. Возглавляет рейтинг аэропорт Гуанчжоу (Байюн), через который прошло 43,8 млн пасс. в прошлом году. Все три "не китайских" аэропорта в первой десятке — в США: Хартсфилд в Атланте, Даллас Форт-Уорт и Денвер.

Прекращение международных перевозок стало особенно разрушительным для главных европейских хабов. Амстердамский Схипхол, Франкфурт, лондонский Хитроу и парижский Шарль-де-Голь потеряли более 70% пассажирского трафика.

Нью-Йоркский JFK — главные трансатлантические ворота — продемонстрировал снижение на 73,4%, а Дубай — на 70%. Эти мегахабы, возможно, восстановят свои объемы, когда границы откроются, но это скорее случится в 2022 г., чем в 2021-м, а устойчивое восстановление будет зависеть от более стабильной государственной политики в области путешествий, основанной на серьезных научных данных.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

2021 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.