Воздушное возрождение Шелкового пути
"Изменение маршрутов, соединяющих Европу и Азию, а также экономический рост и туристический потенциал стран Средней Азии и Кавказа создают дополнительные возможности для развития воздушного транспорта и роста пассажиропотока в регионе", — такой вывод сделал Марио Антонио Эбджим, директор Boeing по стратегии и развитию в Евразии. Он выступал на конференции Asia Connect: Aviation Strategy, которая состоялась 7 сентября 2022 года в Стамбуле.
По словам Марио Антонио Эбджима, в мире наблюдается глобальный сдвиг "центра притяжения" авиационных перевозок. Если в 1980–2000 годах около 60–70% мировой экономики и авиаперевозок приходилось на Северную Америку и Европу, то к 2038 году более 50% мирового экономического роста и четырехкратный рост населения прогнозируются в Азии. Средняя Азия и Кавказ расположены на стыке между Европой и Азией, в непосредственной близости к растущим опережающими темпами Индии и Китаю. Это позволяет говорить о стратегически выгодном географическом положении Средней Азии и Кавказа и даже о возрождении Шелкового пути как основной транспортной магистрали. Все бóльшую роль в росте торгового оборота и экономики региона играют воздушные перевозки — как пассажирские, так и грузовые.
До пандемии вклад воздушного транспорта в мировую экономику составлял около 2,7 трлн долл., гражданская авиация обеспечивала почти 63 млн рабочих мест в мире. Путешествия и туризм и сейчас составляют около 10% мирового ВВП. Росту спроса на воздушные перевозки способствуют увеличение доли среднего класса в развивающихся странах, либерализация визовых процедур и отмена коронавирусных ограничений, а также региональная диверсификация. Oxford Economics прогнозирует 10%-ный рост количества домохозяйств со средним и высоким среднегодовым доходом в Средней Азии к 2030 году. Это и есть тот самый средний класс, который послужит основой для дальнейшего развития гражданской авиации в регионе. Данные американского провайдера IT-решений Sabre показывают, что по мере обновления парка воздушных судов, открытия дальнемагистральных беспосадочных рейсов наблюдается многократный рост пассажиропотока.
Разумеется, обрисованные Марио Антонио Эбджимом и аналитиками перспективы рынка сталкиваются с серьезными вызовами. Пандемия COVID-19 еще не преодолена, и жесткие ограничения в Китае в сочетании с несогласованными подходами в других странах могут привести к новым ограничениям воздушных перевозок. Мировая инфляция и угроза рецессии тоже вызывают тревогу. Продолжающийся логистический кризис вносит хаос во все цепочки поставок, в том числе на воздушном транспорте. Также значительную неопределенность вносит и текущая геополитическая ситуация, в том числе рост цен на авиационное топливо и изменение маршрутов.
Тем не менее в Средней Азии и на Кавказе наблюдается более оптимистичная картина. По данным трекингового сервиса FlightRadar24, в августе 2022 года в регионе было выполнено 14743 рейса, что превышает показатели августа доковидного 2019 года, когда было выполнено 14104 рейса. По словам Марио Антонио Эбджима, в январе–июле 2022 года ежедневный пассажиропоток в регионе достиг почти 80% аналогичного показателя за весь 2019 год. В Средней Азии и на Кавказе появляются новые авиакомпании, а существующие перевозчики обновляют и расширяют флот на фоне роста спроса на пассажирские и грузовые авиаперевозки.
Частная казахстанская авиакомпания SCAT эффективно эксплуатирует узкофюзеляжные самолеты семейства Boeing 73MAX. Марио Антонио Эбджим отметил, что Boeing 737-8-200 с увеличенной пассажировместимостью (200 кресел) пользуется спросом среди лоукостеров в разных странах мира, а этот сегмент рынка растет как никогда.
Широкофюзеляжные самолеты семейства Boeing 787 дают возможность осваивать дальнемагистральные маршруты, что позволяет некоторым перевозчикам Средней Азии эффективно наращивать транзитные потоки. Например, после запуска авиакомпанией Uzbekistan Airways беспосадочных рейсов по маршруту Ташкент—Нью-Йорк пассажиропоток на этом направлении вырос на 45%.
Также американский авиагигант предлагает полную линейку грузовых воздушных судов; его доля на рынке грузовых самолетов составляет 90%. Баку стал одним из важнейших авиационных грузовых хабов в регионе благодаря, прежде всего, развитию азербайджанского грузового перевозчика Silk Way West, имеющего в своем парке В-747F. На фоне роста электронной коммерции и формирования новых воздушных коридоров в регионе все более востребованными становятся и пассажирские самолеты, переоборудованные в грузовые. Например, авиационная группа Georgian Airlines из Грузии заказала три В-737-800 Converted Freighters в июле этого года на авиасалоне в Фарнборо (Великобритания).
У крупных аэропортов и авиакомпаний Средней Азии и Кавказа есть потенциальные возможности для создания авиационных хабов и роста транзитного пассажиропотока. Наличие современного парка воздушных судов, а также партнерство и сотрудничество могут оказаться серьезными конкурентными преимуществами при перераспределении грузовых и пассажирских потоков в Евразии, считает представитель Boeing.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent