Вторичный рынок бизнес-джетов: условия диктуют продавцы

Спрос на бизнес-джеты достиг бесперецедентного уровня

Артем ПАСТУХОВ, генеральный директор VIPPORT Consulting
На сегодняшний день в целом мировой рынок продаж самолетов деловой авиации можно однозначно охарактеризовать как рынок продавца. Это относится и к продажам новых самолетов, и к вторичному рынку. На протяжении последних нескольких лет наблюдается отчетливая тенденция резкого роста спроса на мировом вторичном рынке бизнес-самолетов, в основе которого лежит общая беспрецедентная востребованность услуг деловой авиации.

Сегодня очередь на новые самолеты достигает 4-5 лет и производители не спешат резко наращивать свои производственные мощности, опасаясь — ввиду цикличности рынка — риска столкнуться с перепроизводством, как это уже происходило ранее. Бурно развился рынок перепродаж очередей, где суммы премий за раннюю поставку самолета по некоторым типам достигают 10-15 млн долл. Существуют сложности и со сроками оборудования интерьеров в центрах отделки. Все эти факторы формируют некоторый отток спроса с рынка новых самолетов в сектор вторичных продаж.
По данным американской Ассоциации вторичной продажи ВС (National Aircraft Resale Association), приблизительно 12-13% всего мирового флота бизнес-авиации выставлено на продажу на вторичном рынке. Несколько лет назад этот показатель находился на уровне 17-18%. Наибольший спрос приходится на воздушные суда, находящиеся в эксплуатации до 10 лет. Основным рынком продаж подержанных бизнес-самолетов в мире по-прежнему остаются США, на которые приходится около 80% всех сделок.
Данные американского агентства Jetnet отчетливо отражают тенденцию увеличения количества сделок с самолетами и одновременно снижение предложения на вторичном рынке воздушных судов бизнес-авиации. Существенное увеличение спроса на вторичном рынке неизбежно привело к снижению сроков экспозиции выставляемых на продажу самолетов. Так, если в II квартале 2002 г. период от даты выхода самолета на рынок до закрытия сделки купли-продажи составлял в среднем около 10 месяцев, то в 2006 г. он сократился до 9 месяцев, а в 2007 г. уже составлял примерно 8 месяцев.
Однако самое значительное влияние конъюнктура рынка оказала на стоимостные характеристики бывших в эксплуатации бизнес-джетов. Запрашиваемые цены взлетели практически по всем типам самолетов, особенно в сегменте средней размерности (mid-size) и увеличенной дальности (long range) до 5 лет эксплуатации. И если несколько лет назад запрашиваемую продавцом цену в процессе переговоров почти всегда удавалось снизить на 5-15% в зависимости от типа самолета, то сейчас это практически невозможно. В условиях столь значительного роста спроса продавцы просто не готовы пересматривать свои цены. Более того, сложилась парадоксальная ситуация, когда купленные самолеты вновь выставляются на продажу через 2-3 года и, что удивительно, продаются по цене на 20% больше.
В общемировом масштабе опережающие темпы роста вторичного рынка показывают такие перспективные для бизнес-авиации регионы, как Индия, Китай и, в меньшей степени, Бразилия. При этом стоит отметить, что вторичный рынок бизнес-самолетов этих стран характеризуется односторонней направленностью сделок: в этих регионах подержанные самолеты в основном покупают, а рынок продаж пока не сформировался.

Основные факторы, влияющие на ценообразование на вторичном рынке

  • год выпуска;
  • налет на планер, двигатели и ВСУ;
  • наличие программ обслуживания двигателя, ВСУ и планера;
  • наличие гарантийного обслуживания;
  • период времени с даты проведения ТО и капитального ремонта;
  • обновление интерьера салона и покраски фюзеляжа;
  • летно-технические характеристики ВС;
  • экономико-эксплуатационные характеристики ВС;
  • центр проведения технического обслуживания;
  • отсутствие повреждений ВС;
  • частота смены владельца;
  • наличие модернизаций ВС;
  • состояние сети ТО, наличие запасных частей;
  • коммерческая эксплуатация ВС.
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.