Гражданская авиация Узбекистана: в зеркале новой истории

Путь, длиною в более четверть века, нацеленный на обеспечение главных критериев в своей деятельности – безопасность, стабильность и комфорт, Национальная авиакомпания "Узбекистонхавойуллари" прошла достойно и сегодня заслуженно занимает свое место среди лидирующих авиаперевозчиков на международном рынке.

За годы независимости многое изменилось в гражданской авиации страны. Заметно преобразились воздушные гавани, в них созданы условия для качественного обслуживания пассажиров и авиатехники. Национальной авиакомпании удалось расширить свои границы следований по всем континентам. Лайнеры "UzbekistanAirways" летают более чем по 60 маршрутам в страны Европы, Азии, Америки, выполняют чартерные рейсы от Аляски до Новой Зеландии.

Создана необходимая эффективная законодательная основа, отвечающая международным стандартам. Основополагающим документом в деятельности авиакомпании стал Воздушный кодекс, регулирующий отношения в области эксплуатации воздушного пространства Узбекистана и деятельности всех его пользователей. Им определен порядок работы авиации на территории республики, обеспечения безопасности, удовлетворения потребностей граждан и народного хозяйства страны.

Усовершенствована и модернизирована система управления воздушным движением. Внедрены новые аэронавигационные системы, позволяющие сделать полеты более безопасными и увеличить количество пользователей воздушным пространством Узбекистана. Сегодня специалистам Центра "Узаэронавигация" предстоит осуществить внедрение классификации воздушного пространства и маршрутов зональной навигации, в том числе и с сопредельными государствами. Планируется и модернизация в Ташкентском центре автоматизированной системы УВД, а также работа над введением безголосовой системы передачи сообщений и координации. Кроме того, в международных аэропортах страны предстоит выполнить комплекс мероприятий по модернизации радиотехнического оборудования обеспечения полетов.

Реализованы инфраструктурные проекты по реконструкции аэровокзальных комплексов, взлетно-посадочных полос, строительству терминалов, которые позволили привести все аэропорты страны в соответствие с международными стандартами ICАО, повысить безопасность полетов и качество обслуживания. Построены терминалы в аэропортах "Ташкент", "Бухара", "Ургенч", "Фергана", "Навои". В столице введен в эксплуатацию терминал прилета международных линий с пропускной способностью до 1200 пасс./час, в Нукусе – терминал на 400 пасс./час, в Ургенче произведен капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы.

В перспективе до 2021 года планируется реализация еще ряда проектов, предусматривающих реконструкцию и модернизацию инфраструктуры, в том числе реконструкцию аэровокзалов и взлетно-посадочных полос в Термезе, Самарканде и других, а также строительство международного пассажирского терминала в столице. В настоящее время турецкая компания "YildirimHollding A.S." приступила к разработке базового концептуального дизайна проекта по возведению пассажирского терминала на базе существующего "Ташкент-2".

Освоены новые направления, новые регулярные рейсы, только за последние три месяца – Мумбаи, Владивосток и Джидда, прорабатывается вопрос открытия направлений в Тбилиси, Мюнхен и Карачи. На сегодняшний день "Узбекистонхавойуллари" имеет пассажирские электронные интерлайн-соглашения с 37 авиакомпаниями по всему миру. Благодаря им маршрутная сеть НАК значительно расширяется и пассажирам предоставляется большой перечень направлений для путешествий с учетом стыковочных рейсов партнеров.

Значительно увеличена частота международных полетов. Например, количество рейсов по одному из самых востребованных маршрутов Ташкент – Москва возросло до 27 в неделю, а в сумме с полетами в столицу России из Самарканда, Бухары, Ургенча, Термеза, Намангана и Ферганы оно достигает 49. Увеличена и частота рейсов из Ташкента в Сеул, Душанбе, Бишкек, Минск, Ростов-на-Дону, Астану и Новосибирск. По одному из самых популярных направлений – в Стамбул – в неделю выполняется десять рейсов из столицы и два из Самарканда.

Продолжается работа по осуществлению проектов, которые способны обеспечить еще более высокий статус сферы. В соответствии с принятыми госпрограммами, постановлениями Президента и правительства страны авиакомпания воплощала ряд инвестиционных и инфраструктурных инициатив по приобретению воздушных судов и модернизации наземной инфраструктуры аэропортов. В мае 2018 года поставлен первый из четырех "Boeing-787 Dreamliner". В 2019-2020-м появятся еще три лайнера. С их поступлением авиакомпания Узбекистана станет ведущим эксплуатантом таких воздушных судов в СНГ.

Внедрен ряд инновационных решений. НАК запустила новую интерактивную услугу "выбор места", которая позволяет предварительно забронировать наиболее удобное для пассажира место на борту самолета. Разработано и внедрено официальное мобильное приложение для бронирования и приобретения авиабилетов "UzbekistanAirways". Для онлайн-оплаты услуг компании кроме банковских карт "Visa" и "UzСard" используется "MasterСard". Это сделало систему продажи более доступной как для граждан Узбекистана, так и для других стран. Кроме того, с 1 февраля 2019 года будет запущена в обращение новая кобрендовая банковская карта "NAK-NBU", позволяющая бесплатно совершать полеты рейсами Национальной авиакомпании за счет накопления баллов при совершении оплаты за товары и услуги.

Новый портал "logistika.uz" представляет для всех транспортных компаний и предпринимателей единую информационную базу данных о наличии грузов и возможностей по их перевозке. Грузовладельцам он позволяет легко найти и выбрать свободный или попутный транспорт на альтернативной основе, а также быстро решить вопросы перевозок скоропортящихся грузов (если это продовольственные товары или плодоовощная продукция).

Если говорить о цифрах, то в 2018-м НАК выполнила более 21 тысячи рейсов, достигнут трехмиллионный рубеж в пассажироперевозках. Юбилейный пассажир был зарегистрирован 17 декабря. Год был ознаменован и рядом наград. На форуме "NETWORK 2018" авиакомпания  награждена Евразийской премией в области авиационного маркетинга. "Узбекистонхавойуллари"" неоднократно признана самой пунктуальной авиакомпанией в международных аэропортах "Домодедово", "Сочи", "Краснодар", "Казань" и других. На III Международном форуме "SkyService" команда бортпроводников НАК стала обладателем кубка престижного профессионального конкурса "Команда года", а одна из сотрудниц признана "Лучшим бортпроводником года".

Подписан план совместных действий на 2018-2025-й по дальнейшему развитию сферы авиационных услуг нашей странымежду НАК "Узбекистонхавойуллари" и Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA), который предусматривает возможности, необходимости и следствий присоединения республики к Монреальской Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок. Данный документ включает в себя предоставление IАТА консультаций по продвижению услуг навоийского хаба на международный рынок грузовых перевозок, сотрудничество ассоциации с Центром "Узаэронавигация" как с участником Координационного совета "Евразия" для решения общих вопросов, регулярного обмена опытом и информацией, а также предоставления IАТА практических методов обучения персонала: специалистов авиакомпаний, аэропортов, диспетчерского состава управления воздушным движением (УВД) и работников туристических агентств, апробацию современных стандартов и технологий обслуживания.

И, безусловно, самым важным и ключевым событием в истории НАК стал Указ Президента страны "О мерах по кардинальному совершенствованию гражданской авиации Республики Узбекистан" от 27 ноября 2018 года. Документ нацелен на кардинальное совершенствование отрасли. В частности, путем реорганизации на базе НАК будут созданы акционерные общества "UzbekistanAirways" и "UzbekistanAirports". Государственные унитарные предприятия, входящие в состав компании, преобразовываются в общества с ограниченной ответственностью. На базе ГУП "Авиакомпания специальных авиационных работ (САР)" будет создано ООО "UzbekistanHelicopters", а Центр "Узаэронавигация" передан в ведение Кабинета Министров РУз. Указом также предусматривается усиление государственного регулирования и создание конкурентной среды путем передачи Государственному авиационному надзору полномочий по выдаче разрешений на разовые полеты и строительство объектов вблизи аэродромов.

Одним словом, гражданскую авиацию Узбекистана ожидает новый этап развития. И коллектив НАК "Узбекистонхавойуллари" настроен на позитивные изменения в своей деятельности, которые позволят национальному авиаперевозчику занимать достойное место на международном авиационном рынке и украсить летопись узбекской гражданской авиации новыми достижениями. Высокий профессионализм и упорный труд специалистов авиакомпании на протяжении 27 лет способны обеспечить еще более высокий статус гражданской авиации страны на мировой арене.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№197, март 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

23-24 мая 2019 г., г. Москва
25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.